Виды устойчивых расстройств мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:10, реферат

Описание работы

Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Проблема мышления…………………………………………………………..4
2. Виды мышления………………………………………………………………..8
2. 1 Предметно-действенное мышление…………………………………...9
2. 2 Наглядно-образное мышление………………………………………...9
2. 3 Словесно-логическое мышление……………………………………..11
3. Виды устойчивых расстройств мышления…………………………………12
Заключение…………………………………………………………………........13
Список литературы……………………………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

Реф. по психологии 2010.doc

— 79.50 Кб (Скачать)
    1.   Словесно-логическое мышление
 

    Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения. Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный, наглядный материал.

    В то же время даже самое отвлеченное мышление никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного опыта. И любое абстрактное понятие имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая, конечно, не может отразить всей глубины понятия, но в то же время позволяет не отрываться от реального мира. При этом чрезмерное количество ярких запоминающихся деталей в объекте может отвлекать внимание от основных, существенных свойств познаваемого объекта и тем самым затруднять его анализ. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Виды  устойчивых расстройств  мышления
 

    Различают  6 видов устойчивых расстройств:

      1. нарушения произвольности:

          а) мыслительный автоматизм («чужие мысли»);

                  б) ускорение мыслительного процесса (одна мысль наезжает на другую);

    Ментизм  – крайняя выраженность ускорения.

      1. нарушения непрерывности:

      а) шперрунг – обрыв мыслей;

      б) «пустота в голове» - возникает при оскуднении мыслительного процесса;

               3) нарушения последовательности (путается  порядок мыслей);

               4) нарушения целенаправленности (человек  не может мыслить конкретно);

              5) нарушения логичности:

                     а) разорванность – человек  говорит, но его не возможно  понять;

                     б) бессвязность – нарушена  грамматическая конструкция предложения;

               6) нарушения адекватности – навязчивые мысли; бред; сверхценные идеи. [1]

           
       
       
       
       

    Заключение 

   В заключении стоит отметить, что мышление характеризуется тремя моментами:

  1. мышление когнитивно, но о нём судят по поведению;
  2. мышление – процесс, при котором происходит манипуляция знаниями;
  3. мышление направлено[1]

    Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

    Ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.

    Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений. Выявляя необходимые существенные связи, отделяя случайное от необходимого, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. То, что является существенным, обязательно оказывается общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств; раскрывая существенные связи, мышление обобщает. Всякое мышление совершается в обобщениях.

    Мышление — это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному. [5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Азарных Т.Д. Основы психологии [Текст] / Т.Д. Азарных. – ВГТА – 2002 – 372 с.
  2. Величко Б.М. Современная когнитивная психология [Текст] /       

         Б.М. Величко – М.: МГУ, 2003 – 296 с.

  1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения В2т. [Текст] /         А.Н. Леонтьев – М.: Педагогика, 2002.
  2. Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки [Текст] / В.Н. Пушкин – М.: Просвещение, 1998.
  3. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления [Текст] – М.: МГУ, 2004.

Информация о работе Виды устойчивых расстройств мышления