Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:10, реферат
Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Проблема мышления…………………………………………………………..4
2. Виды мышления………………………………………………………………..8
2. 1 Предметно-действенное мышление…………………………………...9
2. 2 Наглядно-образное мышление………………………………………...9
2. 3 Словесно-логическое мышление……………………………………..11
3. Виды устойчивых расстройств мышления…………………………………12
Заключение…………………………………………………………………........13
Список литературы……………………………………………………………...15
Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения. Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный, наглядный материал.
В то же время даже самое отвлеченное мышление
никогда полностью не отрывается от наглядно-чувственного
опыта. И любое абстрактное понятие имеет
у каждого человека свою конкретную чувственную
опору, которая, конечно, не может отразить
всей глубины понятия, но в то же время
позволяет не отрываться от реального
мира. При этом чрезмерное количество
ярких запоминающихся деталей в объекте
может отвлекать внимание от основных,
существенных свойств познаваемого объекта
и тем самым затруднять его анализ.
Различают 6 видов устойчивых расстройств:
а) мыслительный автоматизм («чужие мысли»);
б) ускорение мыслительного
Ментизм
– крайняя выраженность
а) шперрунг – обрыв мыслей;
б) «пустота в голове» - возникает при оскуднении мыслительного процесса;
3) нарушения последовательности (путается порядок мыслей);
4) нарушения целенаправленности (человек не может мыслить конкретно);
5) нарушения логичности:
а) разорванность – человек говорит, но его не возможно понять;
б) бессвязность – нарушена
грамматическая конструкция
6) нарушения адекватности –
Заключение
В заключении стоит отметить, что мышление характеризуется тремя моментами:
Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Ощущение и восприятие отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Через раскрытие этих отношений между непосредственно, чувственно данными свойствами вещей и явлений мышление раскрывает новые, непосредственно не данные абстрактные свойства: выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих взаимосвязях. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира, отражает бытие в его связях и отношениях.
Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений. Выявляя необходимые существенные связи, отделяя случайное от необходимого, мышление вместе с тем переходит от единичного к общему. Связи, основанные на случайном стечении частных обстоятельств, ограниченных пространством и временем, могут носить лишь единичный характер. То, что является существенным, обязательно оказывается общим при многообразных изменениях несущественных обстоятельств; раскрывая существенные связи, мышление обобщает. Всякое мышление совершается в обобщениях.
Мышление — это движение мысли, раскрывающее
связь, которая ведет от отдельного к общему
и от общего к отдельному. [5]
Список
литературы
Б.М. Величко – М.: МГУ, 2003 – 296 с.