Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 19:10, реферат
Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Проблема мышления…………………………………………………………..4
2. Виды мышления………………………………………………………………..8
2. 1 Предметно-действенное мышление…………………………………...9
2. 2 Наглядно-образное мышление………………………………………...9
2. 3 Словесно-логическое мышление……………………………………..11
3. Виды устойчивых расстройств мышления…………………………………12
Заключение…………………………………………………………………........13
Список литературы……………………………………………………………...15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Проблема
мышления…………………………………………………………
2. Виды
мышления…………………………………………………………
2. 1 Предметно-действенное мышление…………………………………...9
2. 2 Наглядно-образное мышление………………………………………...9
2. 3 Словесно-логическое мышление……………………………………..11
3. Виды устойчивых расстройств мышления…………………………………12
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В начале развития психологии, особенно в конце ХIХ в., процесс мышления в Европе интенсивно изучался. Преобладающим методом был интроспективный, т. е. описание своих мыслей. Интерес к изучению процесса мышления периодически возрастает. [1]
Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании). Однако эта формула приводила чаще всего к механическому толкованию мышления как сочетания образов памяти или продукта ассоциации. Естественно, эта концепция приводила к утверждению, что само мышление не является особым специфическим процессом. Поэтому в течение долгого времени процессы продуктивного мышления и не были предметом специального исследования. [5]
Противоположную позицию занимала идеалистическая философия, которая видела в мышлении особые формы активности человеческого духа, не сводимые ни к каким, более элементарным, процессам. В наше время положение о том, что мышление следует рассматривать как проявление особой «символической» активности духа, стало основой философии неокантианцев и проявилось в работах крупных философов-идеалистов. Идеалистический подход к мышлению как особой форме психической деятельности лег в основу школы, которая впервые в психологии сделала его предметом специального экспериментального исследования. Эта школа получила название Вюрцбургской школы, объединив группу немецких психологов начала ХХ в., считавших, что мышление является особой, далее не разложимой функцией сознания.
В результате экспериментального исследования психологи этой школы пришли к выводу, что мышление не опирается на какие-либо образы, не осуществляется с помощью речи и составляет особые «логические переживания» которые направляются соответствующими «установками» или «интенциями» и осуществляются как специальные психологические «акты». Выделяя мышление как особый вид психических процессов, Вюрцбургская школа, однако, отделила его как от чувственной основы, так и от речевых механизмов, иначе говоря, представила мышление как особую форму активности духа, подходя к последней позиции крайнего идеализма.
Проблема научного подхода к мышлению
оказалась, таким образом, нерешенной,
и психологическая наука встала перед
вопросом материалистического объяснения
процессов мышления.
Интерес к изучению процесса мышления периодически возрастает. Существует 2 точки зрения на проблему мышления:
Основателем второй точки зрения был нейрофизиолог Дж. Экклз.
Мышление – это внутренний процесс, с помощью которого формируется новое мысленное представление (репрезентация). [1]
Для материалистического объяснения процессов мышления психологическая наука должна была рассматривать мышление не как «проявление духа», а как процесс, который формируется в общественной истории, протекает сначала как развернутая предметная деятельность, использует систему языка с объективно заключенной системой смысловых связей и отношений и лишь затем принимает свернутые, сокращенные формы, приобретая характер внутренних «умственных действий».
Процесс решения задач несомненно является моделью, с наибольшей полнотой отражающей структуру интеллектуальной деятельности, и изучение особенностей этого процесса может дать существенные материалы для понимания психологии мышления человеком. В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Стол, например, можно расчленить на такие части, как крышка, ножки, ящики, распорки и т.д. При знакомстве детей с каким-нибудь растением им предлагают показать ею часть (ствол, ветви, листья, корни). Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс не посредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других опер он становится порочным, механистичным. Элементы такого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные части, никак не используя их дальше.
Синтез — это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме. При соединении отдельных частей машины, при их синтезе получается не груда металла, а машина, способная передвигаться. При химическом соединении кислорода и водорода получается вода. И синтез и анализ занимают важное место в учебном процессе. Так, при обучении чтению звуков и букв составляются слоги, из слогов — слова, из слов — предложения. [4]
Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому; например, одного карандаша к другому, линейки к парте и т.п. Так происходит процесс сравнения, когда мы измеряем пространство или взвешиваем тяжести. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным. Основное требование к операции сравнения, чтобы оно проводилось в одном отношении. для более глубокого и точного познания деятельности особенно большое значение такое качество мышления как способность находить различие в наиболее сходных предметах и сходство — в различных,
Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Так мы можем говорить о зеленом цвете как о благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, имеющих зеленый цвет. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д. Абстракция — сложный процесс, зависящий от своеобразия изучаемого объекта и целей, стоящих перед исследователем. Благодаря абстракции человек может отвлечься от единичного, конкретного. В то же время абстракция не существует без чувственной опоры, иначе она становится бессодержательной, формальной. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, сходные признаки имеющиеся в яблоках, грушах, сливах и т.п., соединяются в одном понятии, которое мы выражаем словом «фрукты». Мыслительная деятельность всегда направлена на получение результата. Человек анализирует предметы с тем, чтобы выявить в них общие закономерности и предсказать их свойства. Психолог изучает людей, чтобы вскрыть общие закономерности их развития. Повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает на более или менее существенные связи между ними. При этом обобщение вовсе не предполагает отбрасывания специфических особенных свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных связей. Существенное, т.е. необходимо между собой связанное и именно в силу этого неизбежно повторяющееся. Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект, включается в систему понятий. [4]
Все указанные операции не могут проявляться
изолированно вне связи друг с другом.
На их основе возникают более сложные
операции, такие как классификация, систематизация
и прочие. Каждая из мыслительных операций
может быть рассмотрена как соответствующее
умственное действие. При этом подчеркивается
активность, действенный характер человеческого
мышления, возможность творческого преобразования
действительности. Мышление человека
не только включает в себя различные операции,
но и протекает на различных уровнях, в
различных формах, что в совокупности
позволяет говорить о существовании разных
видов мышления.
Одной из наиболее распространенных в
психологии является классификация видов
мышления в зависимости от содержания
решаемой задачи. Выделяют предметно-действенное,
наглядно-образное и словесно-логическое
мышление. Следует отметить, что все виды
мышления тесно взаимосвязаны между собой.
Приступая к какому-либо практическому
действию, мы уже имеем в сознании тот
образ, которого предстоит еще достигнуть.
Отдельные виды мышления постоянно взаимо
переходят друг в друга. Так, практически
невозможно разделить наглядно-образное
и словесно-логическое мышление, когда
содержанием задачи являются схемы и графики.
Практически действенное мышление может
быть одновременно и интуитивным и творческим.
Поэтому, пытаясь определить вид мышления,
следует помнить, что этот процесс всегда
относительный и условный. Обычно у человека
задействованы все возможные компоненты
и следует говорить об относительном преобладании
того или иного вида мышления. Только развитие
всех видов мышления в их единстве может
обеспечить правильное и достаточно полное
отражение действительности человеком.
[2]
Особенности предметно-действенного мышления
проявляются в том, что задачи решаются
с помощью реального, физического преобразования
ситуации, апробирования свойств объектов.
Эта форма мышления наиболее характерна
для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста
сравнивает предметы, накладывая один
на другой или приставляя один к другому;
он анализирует, разламывая по частям
свою игрушку; он синтезирует, складывая
из кубиков или палочек «дом»; он классифицирует
и обобщает, раскладывая кубики по цвету.
Ребенок не ставит еще перед собой цели
и не планирует своих действий. Ребенок
мыслит действуя. Движение руки на этом
этапе опережает мышление. Поэтому этот
вид мышления еще называют ручным. Не следует
думать, что предметно-действенное мышление
не встречается у взрослых. Оно часто применяется
в быту (например, при перестановке мебели
в комнате, при необходимости пользоваться
малознакомой техникой) и оказывается
необходимым, когда заранее невозможно
полностью предусмотреть результаты каких-нибудь
действий (работа испытателя, конструктора).
Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких то чек зрения. В этом качестве наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.
В простейшей форме наглядно-образное мышление проявляется у дошкольников в возрасте 4—7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе не обязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Именно наглядность является характерной особенностью мышления ребенка в этом возрасте. Она выражается в том, что обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями, являющимися их источником и опорой. В содержание его понятий первоначально входят только наглядно воспринимаемые признаки вещей. Все доказательства носят наглядный, конкретный характер. [3]
Взрослые также пользуются наглядно-образным
мышлением. Наглядно-образное мышление
позволяет придать форму изображения
таким вещам и их отношениям, которые сами
по себе невидимы. Так были созданы изображения
атомного ядра, внутреннее строение земного
шара и т.д. В этих случаях образы носят
условный характер.