Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:41, реферат
В современной жизни каждый человек изучает окружающий мир посредством испытаний или проверок. В той или иной сфере деятельности приходится прибегать к использованию полученных на опыте знаний и систематически сложившихся данных, которые подтверждены многочисленными исследованиями.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Психодиагностика как наука, ее возникновение и структура .…… 5
Понятие «тест» и виды тестирования …………………………………9
Заключение ………………………………………………………………17
Список литературы ……………………………………………………..18
В частности, для приема на работу в правоохранительные органы обязательным является прохождение СМИЛ-теста (MMPI) и теста Люшера.
Виды тестов:
• Психологический тест — стандартизированное испытание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных свойствах (чертах, способностях, состояниях) испытуемого. Тесты, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого, занимают промежуточное положение между психологическими, образовательными и проф. Тестами.
• Вербальный тест – тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.
• Стандартизованный тест – психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов.
• Тесты личности (психология) – тесты психологического тестирования, направленные на изучениехарактера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности. Личностные тесты подразделяются на: проективные тесты, личностные опросники, тест достижений.
• Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Тест имитации используется в процессе отбора претендентов на работу.
• Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений. Такие тесты помогают определить работу наиболее предпочтительную для конкретного человека.
• Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека. Задания тестов интеллекта адресуются к словесно-логическому мышлению, позволяют характеризовать память, внимание, пространственную ориентировку, вербальное развитие и др.
• Тест Сонди – тест, диагностирующий содержание и структуру человеческих побуждений, оценку эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирование вероятности различных заболеваний, профессиональных, сексуальных и криминальных предпочтений. Это проективный личностный тест, разработан швейцарским врачом, психоаналитиком и психологом Леопольдом Сонди в 1947 году.
Стимульный материал состоит из 48 стандартных карточек с портретами людей с психическими расстройствами (гомосексуализм, садизм, эпилепсия, истерия, кататоническая форма шизофрении, параноидная шизофрения, депрессия, мания).
Карточки-портреты разделены на шесть серий по восемь штук (по одному портрету от каждой категории больных).
Обследуемому предлагается во всех сериях портретов выбрать по два наиболее и наименее понравившихся.
• Тест Роршаха — психодиагностический тест для исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом. Известен также под названием «Пятна Роршаха».
Это один из тестов, применяемых для исследования личности и её нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.
• Цветовой тест Люшера – психологический тест, относящийся к проективным методикам и изобретенный доктором Максом Люшером. Люшер считает, что восприятие цвета объективно и универсально, но что цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.
Существуют и такие тесты, как: цветоаналитический тест Фрилинга, Брейнсторм, Фастрэк, Сценарио, тест Маркерта «В каком Вы настроении?», тест фрустрационных реакций Розенцвейга, тематический апперцептивный тест, тест «Дом Дерево Человек» и др.
Опросники: OPQ, MQ, FIRO-B, MMPI, NEO PI-R, SF-36, анализ почерка (графология), диагностика межличностных отношений Лири, диагностический комплекс 7 (САН, СМОЛ, ММИЛ, СМИЛ, СМИЛ сокр., Кэттелл, Спилбергер), индикатор типов Майерс и Бриггс (MBTI), интерактивная психодиагностика, комплекс программ Келли, методика изучения внутрисемейных отношений, опросник структуры темперамента Русалова, опросник Шмишека, полиграф (детектор лжи), психогеометрия, репертуарные методики, тест Исследование тревожности Спилбергера, тест Кэттелла (16 PF-опросник), тест асана, шкала самооценки (Спилбергер-Ханин), шкала депрессии, уровень субъективного контроля.
Тесты призваны показать узнать состояние человека путем исследования множественных факторов, влияющих на человека из окружающего мира.
По типу диагностируемых
психологических свойств
- диагностика
интеллекта и умственного
- диагностика
эмоционально-волевой сферы (
- диагностика направленности личности (ТЮФ, опросник Рокича, диагностика мотивации успеха, диагностика мотивации избегания неудачи, диагностика мотивации аффилиации);
- диагностика
характера и темперамента (Опросник
Леонгарда, опросник Леонгарда-
- диагностика самосознания (Методика изучения самоотношения (МИС) С.Р.Пантелеева, методика репертуарных решеток Дж.Келли);
- проективные методики диагностики личности (Тест Люшера, « Дом- дерево- человек», «Несуществующее животное», рисунок человека из геометрических фигур, ТАТ, тест руки, методика Сонди);
- диагностика
межличностных отношений (
- диагностика
социально-психологической
- комплексные методики (16 ЛФ Р.Б.Кеттелла, MMPI, СМИЛ или СМОЛ);
- диагностические
программы (Диагностика
В программировании в целях выявления ошибок в компьютерных программах используют: тестирование программного обеспечения, Бета-тестирование и др.
В математике: тест Люка — Лемера, Пепина, Миллера — Рабина. В медицине: тест на беременность, тест на ВИЧ и др. В педагогике: GMAT, Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и пр. Прочие тесты: Краш-тест, кандидаты в водители сдают теоретическую часть экзамена в виде теста.
Как видно из всего вышеперечисленного – тест занимает в нашей жизни далеко не последнее место. Мы не только узнаем личностные особенности конкретного тестируемого, но и общие статистические данные для представления о том, как себя ведет тот или иной индивид находясь в группе, в обществе таких же тестируемых.
Без исследования невозможно понять суть, найти закономерность среди общих результатов. Тесты помогают понять и уловить главное в чем-то объемном, то, что нельзя охарактеризовать конкретными понятиями.
Заключение
В заключении хотелось
бы отметить, что в повседневной
жизни нельзя представить деятельность
людей без возможности
Психодиагностика возникла в помощь тем познаниям в области психологии, создала отдельную ячейку в дисциплине, изучающей индивидуальные особенности поведения личности.
Было придумано
и проанализировано множество тестов,
которые стали основными
Список литературы:
1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил. — (Серия Учебник нового века).
2. Титкова Л. С., Психодиагностика: Учебное пособие. — Издательство Дальневосточного университета, Владивосток, 2002.
3. Белова О. В., Общая психодиагностика. — Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
4. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для ВУЗов. — СПб.: Питер, 2006.
5. Доррер М. Г., Психологическая интуиция искусственных нейронных сетей, Диссертация, 1998.