Виды тестов и область их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:41, реферат

Описание работы

В современной жизни каждый человек изучает окружающий мир посредством испытаний или проверок. В той или иной сфере деятельности приходится прибегать к использованию полученных на опыте знаний и систематически сложившихся данных, которые подтверждены многочисленными исследованиями.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
Психодиагностика как наука, ее возникновение и структура .…… 5
Понятие «тест» и виды тестирования …………………………………9
Заключение ………………………………………………………………17
Список литературы ……………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

Психодиагностика.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования                                                            Балтийская академия туризма и предпринимательства 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина: Психодиагностика

 

На тему: Виды тестов и область их использования

 

 

 

Выполнила: Шопова Ксения Дмитриевна

студентка группы 652

факультета  Туризма и сервиса

заочной формы  обучения

            Проверил:

Петрановский  А.К.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 г.

Содержание:

  1. Введение ………………………………………………………………….. 3
  2. Психодиагностика как наука, ее возникновение и структура .…… 5
  3. Понятие «тест» и виды тестирования …………………………………9
  4. Заключение ………………………………………………………………17
  5. Список литературы ……………………………………………………..18

 

Введение

В современной жизни  каждый человек изучает окружающий мир посредством испытаний или проверок. В той или иной сфере деятельности приходится прибегать к использованию полученных на опыте знаний и систематически сложившихся данных, которые подтверждены многочисленными исследованиями.

При общении человек  постоянно нуждается в получении информации, посредством которой он анализирует отношение того или иного субъекта к другому субъекту или объекту.

Распознавать положительное  или отрицательное отношение  нам помогают личные знания и диагностика  индивидуальных психологических особенностей личности.

Такими исследованиями занимается наука «Психодиагностика», являющаяся одной из отраслей психологии.

Психология – наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы, с целью объяснения поведения человека и животных, а также психологических особенностей отдельных людей либо их групп.

Таким образом, можно  утверждать, что именно психологическая  диагностика помогает нам понять, что чувствует человек, почему он совершает те или иные поступки, почему одни и те же представители рода могут отличаться друг от друга поведением и способностями и как можно всё это систематизировать.

Проблема: люди не всегда активно применяют знания по психологической  диагностике в повседневной жизни.

Актуальность: правильное применение знаний и навыков по психодиагностике поможет найти верный ответ на многочисленные вопросы, связанные с поведением человеческого индивида в тех или иных ситуациях, построением взаимоотношений между личностями в одном обществе посредством применения новых методик исследования, например, тестирования.

В данном реферате раскрывается понятие психодиагностика, ее происхождение, а также описаны виды тестирования, область применения тестов и подробное их описание.

Исходя из вышесказанного, хочется отметить, что вопрос тестирования актуален в наши дни и является одним из основных компонентов в любой работе, любом исследовании или анализе.

 

Психодиагностика как  наука, ее возникновение и структура

Психодиагностика (от греч. Psyche – душа и diagnosis – распознавание, определение) – это прикладная отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.

Психодиагностика –  это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика фиксирует и описывает психологические различия между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам, изучает, как психологические законы влияют на индивидуальные различия.

Эта наука занимается конструированием психодиагностических методик. Не только разработка, но и уточнение требований, которые методики должны удовлетворять, определение границ выводов, совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик.

Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод  лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики.

Началом возникновения  экспериментальной психологии условно  считается 1878 г., так как именно в  этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В лабораторных условиях он впервые экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования и т. п.

Основателем психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии) принято считать В. Штерна, который еще в 1900 г. Призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но также и индивидуальностью.

Собственно понятие  «психодиагностика» появилось в  публикации Г. Роршаха в 1921 г., «Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии», где был описан знаменитый тест «пятна Роршаха».

В XX веке психодиагностика и ее приложения интенсивно разрабатывались, и в настоящее время образуют разветвлённую структуру методов и методик.

Средства современной  психодиагностики разделяются на две группы: строго формализированные методики, и методики малоформализованные.

К строго формализованным  методикам относятся тесты, опросники, некоторые методики проективной  техники и психофизиологические методики. Для строго формализованных методик характерны установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов, точное соблюдение инструкций, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), надежность и валидность. Многие строго формализованные методики доведены до уровня компьютерной реализации.

Малоформализованные методики — это наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности. Они  дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают  такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации и формализации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.).

Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и  требуют большого профессионального  мастерства и опыта психодиагноста.

Малоформализованные и  строго формализованные диагностические методики дополняют друг друга и должны использоваться в комплексе.

Развитие новых интеллектуальных методов анализа данных постепенно расширяет область применения компьютеров в психодиагностике.

Накопленный опыт применения психодиагностики заключается в многочисленных учебных пособиях, энциклопедических собраниях методик и тестов и в справочной литературе.

Основные области применения психодиагностики:

• управление персоналом, подбор и отбор персонала, профориентация;

• оптимизация обучения и воспитания, проблема «сложных детей»;

• прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза в армии, при формировании экспедиций и др.);

• судебно-психологическая экспертиза;

• консультативная, психотерапевтическая помощь.

• клиническая (оценка психологического статуса пациента, в условиях амбулаторного врачебного приема или скорой медицинской помощи.).

Развитие психологической  науки в нашей стране и за рубежом  сопровождается значительным повышением интереса к проблемам психодиагностики.

Цель современной психодиагностики – фиксировать в упорядоченном виде различия между людьми и группами людей.

Психодиагностика решает ряд задач, таких как :

1. Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

2. Определения степени развитости данного свойства и её выражение в определенный количественных и качественных показателях

3. Описание диагностических психологических поведенческих особенностей человека в тех случаях когда это необходимо

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Все четыре задачи психодиагностики решаются каждая в отдельности или комплексно, в зависимости от цели проводимого обследования.

 

Понятие «тест» и  виды тестирования

 Тест (от слова англ. Test — «испытание», «проверка») — метод изучения процессов деятельности человека, стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.

Психологическое тестирование — процедура установления и измерения индивидуально-психологических отличий.

Правила организации  и проведения психологического тестирования описываются в рамках соответствующей  области психологии — психологической  диагностики.

Психологический тест —  стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических иличностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Термин «психодиагностика» впервые озвучил в 1921 году Г. Роршах, назвав так процесс обследования с помощью созданного им «теста чернильных пятен», названного позже тестом Роршаха. Далее термин «психодиагностика» использовался как синоним термина «психологическое тестирование», постепенно заменяя его употребление.

В научной литературе США продолжает развиваться понятие «психологическое тестирование» вплоть до 1970-х годов, и обозначает все то, что связано с разработкой и применением любых психологических тестов. За этот период публикуется большое количество исследований по истории психологического тестирования, постепенно термин «психодиагностика»вытесняется из употребления.

На территории России благодаря усилиям Б. Г. Ананьева, возглавляющего в 1960-х годах Ленинградскую  психологическую школу, описанное  направление исследований получило название «психологическая диагностика».

Характеристики психологических  тестов:

• Стандартность — тестовая методика проходит стандартизацию, по итогам которой получаемые данные должны соответствовать закону нормального распределения или же норме социокультурного характера.

• Надёжность — свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надежная методика дает сходные результаты независимо от времени года или пола экспериментатора, влияния подобных фоновых факторов, должно сводится к минимуму самой методикой, что и определяет ее надежность.

• Валидность — соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Различают внутреннюю и внешнюю валидность.

В случае с внешней  это соответствие может быть проверенно положительной корреляцией, с объективными достижениями, результаты по тесту интеллекта, могут сопоставляться с академической успеваемостью. В случае с внутренней все сложнее, здесь речь идет о теоретической связи, о том, насколько выстроенная модель реально моделирует заявленный аспект.

Существует такой вид  тестирования, как профтестирование. Это тестирование в кадровой работе — метод отбора кандидатов для выполнения работы. Различаются две категории тестов:

• Тесты, созданные для оценки эффективности исполнения работы, профессиональных знаний и умений;

• Тесты, созданные для оценки черт характера и свойств (специальных способностей), которые способствуют эффективному исполнению работы.

Трудовой кодекс не предусматривает (но и не запрещает) проведения психологического тестирования ни при приеме на работу, ни с работниками, с которыми трудовой договор уже заключен. В работе правоохранительных органов психофизиологическое исследование является гласным оперативно-розыскным мероприятием.

В начале 90-х годов  тестирование применялось в отношении кандидатов на определенные посты в правительстве государства, позднее оно было отменено и в настоящее время такое тестирование не применяется.

Незаконное «тестирование» может повлечь неблагоприятные  последствия для предприятия  и для его руководителя. С этой целью в коллективных договорах, правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о приеме на работу и т. д. указывается на возможность прохождения работниками различного рода тестирований и исследований (как и аттестаций). При приеме на работу каждый ознакамливается с данными документами.

Информация о работе Виды тестов и область их использования