Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 07:39, курсовая работа
Изученный мной теоретический и экспериментальный материал по данной проблеме свидетельствует о том, что в структуре способностей можно выделить те, которые отвечают требованиям не одного, а многих видов деятельности. Это общие способности. Одновременно с ними существуют и специальные способности, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Но помимо такого качественного деления способности различаются по уровню и степени своего развития. В этом случае говорят о таланте и гениальности.
Встречаясь в жизни с разными людьми, наблюдая за ними в работе, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.
Введение 3
1. Проблемы способностей в психологии 4
2. Общие способности 8
3. Специальные способности 15
4. Одаренность и уровни 20
Заключение 22
Библиографический список 24
3) наличие во время осуществления деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний, например состояния заинтересованности, сосредоточенности, хорошего «психического» самочувствия и т. д.;
4) определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области. Если человек, например, не имеет минимума знаний, навыков и умений в области математики, то он не может быть пригоден даже к заурядной математической деятельности, хотя бы он и обладал большими математическими способностями;
5) и, наконец, определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.
Способности к научному творчеству. Они направлено на открытие ранее неизвестных явлений, их связей, отношений, на познание еще неведомых процессов в природе и обществе. Научное творчество предполагает установление факта существования явлений, процессов, а главное — вскрытие причин, их порождающих. Оно предполагает установление логической цепи порождающими и порождаемых явлений, фактов, событий. Поэтому важнейшую роль в научном творческом процессе играет мышление. Опираясь на воспринимаемые или представляемые факты, оно анализирует, соединяет, сравнивает, обобщает и т. д. и таким образом устанавливает закономерную связь.
Способности к литературному творчеству. Это творчество в значительной мере отличается от научного. Иногда считают, что творческий труд писателя простой и не требует особых знаний, умений. Рассуждают примерно так: «подумал, сел и написал». Конечно, для грамотного взрослого человека написать литературное произведение на уровне школьного сочинения не так сложно. Но создать, художественное произведение, отражающее типичную картину жизни настоящего и прошлого, выразить в нем свою, писательскую позицию — не так-то просто.
Творческий процесс писателя начинается с идейного замысла. Писатель работает над идеей, смыслом произведения, затрачивая на это немало времени. Большая и? кропотливая работа проводится по сбору, накоплению материала, не только того, что войдет в произведение, но и того, который создает фон описываемых событий, позволит вжиться в изображаемую ситуацию, проникнуть в нее чувствами и разумом.
Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по своему уровню или масштабу. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, т. е. способности к одной и той же деятельности, но эти способности могут различаться. [10]
В житейском обиходе, когда говорят, например, об одаренных детях, то разумеют по большей части высокий уровень способностей; в психологической литературе одаренность обозначает вообще любой уровень способностей. Под общей одаренностью при этом разумеют уровень общих способностей, проявляющихся как способность к общему (общеобразовательному) обучению, а под специальной одаренностью уровень специальных способностей: технических, музыкальных и т. п.
Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений».
Талант и гений различаются прежде всего по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества. [11]
В данной работе был рассмотрен вопрос, касающийся дифференциации способностей человека. В работе были рассмотрены взгляды различных авторов на эту проблему. И нужно отметить, что мнения авторов разделились и вопрос о специализации способностей оказался довольно-таки спорным. Тем не менее современная психология придерживается некоторой единой точки зрения.
Общие способности – это способности, необходимые для осуществления нескольких форм деятельности. Специальные способности определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности.
Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.
В конечном итоге способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство. Наличие специальных способностей накладывает отпечаток на общую одаренность человека. А наличие общей одаренности сказывается на характере каждой специальной. Они два компонента единого целого.
Но существует и другая проблема: с одной стороны, способности человека должны оцениваться с точки зрения их качественной характеристики (каковы способности, к чему они, каково их качественное своеобразие), с другой — необходимо иметь в виду и возможность количественного анализа — их уровень или диапазон.
Таким образом, различают
талант (как способность к
Талант, как таковой, многосторонен.
Возможность успешно
Гениальность – это высшая степень творческого проявления личности, которое выражается в творчестве, имеет историческое значение в обществе. Гений создает новую эпоху в эпохе своих знаний. Если талант – это высокий уровень способностей, прежде всего специальных, то гениальность - это высшая степень развития способностей: специальных и общих.
1. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд. // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 111–131
2. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. – 654 с.
3. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1983. – 173 с.
4. Голубева Э. А. Комплексное исследование способностей. // Вопросы психологии. – 1986. – № 5. – С. 18–30.
5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.
6. Ковалев А. Г. Психология литературного творчества. Л.: изд-во Ленинградского университета, 1960. – 136с.
7. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997. – 445с.
8. Леонтьев А. Н. О формировании способностей. // Вопросы психологии. – 1960. – № 1. – С. 7–17.
9. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. – 303с.
10. Рогов Е. И. Психология человека. М.: ВЛАДОС, 2001. – 320с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. – 713с.
12. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985. – 329с.
13. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. – 377с.
14. Холодная М. А. Существует ли интеллект как психологическая реальность? // Вопросы психологии. – 1990. № 5. – С.121–128.
15. Шадриков В. Д. О содержании понятий "способность" и "одаренность". // Психол. Журнал. – 1983. – № 5. – С. 3-10.