Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 07:39, курсовая работа
Изученный мной теоретический и экспериментальный материал по данной проблеме свидетельствует о том, что в структуре способностей можно выделить те, которые отвечают требованиям не одного, а многих видов деятельности. Это общие способности. Одновременно с ними существуют и специальные способности, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Но помимо такого качественного деления способности различаются по уровню и степени своего развития. В этом случае говорят о таланте и гениальности.
Встречаясь в жизни с разными людьми, наблюдая за ними в работе, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.
Введение 3
1. Проблемы способностей в психологии 4
2. Общие способности 8
3. Специальные способности 15
4. Одаренность и уровни 20
Заключение 22
Библиографический список 24
Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень самооценки. Они обладали внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они очень инициативны, но при этом успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.
Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они сдержанны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников. У них очень мало близких друзей. Они не любят быть предоставлены самим себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учебы или деятельности.
Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности, часто становятся «изгоями». Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто занимаются в кружках, имеют необычные хобби и т.д., где они в свободной обстановке могут проявить свою креативность. Они очень тревожны, страдают от неверия в себя, «комплекса неполноценности». Часто учителя характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться.
Дети c низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держаться в «середняках» и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень их предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.[5]
Одной из последних
по времени возникновения концепци
«Покупать по низкой цене» — значит заниматься неизвестными, непризнанными или малопопулярными идеями. Задача заключается в том, чтобы верно оценить потенциал их развития и возможный спрос. Творческий человек вопреки сопротивленияю среды, непониманию и неприятию, настаивает на определенных идеях и «продает их по высокой цене». После достижения рыночного успеха он переходит к другой непопулярной или новой идее. Вторая проблема в том, откуда эти идеи берутся?
На творческие проявления (идеи) влияют шесть основных факторов:
1) интеллект как способность;
2) знание;
3) стиль мышления;
4) индивидуальные черты;
5) мотивация;
6) внешняя среда.
Для творчества особенно важны следующие составляющие интеллекта:
1) синтетическая способность — новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания;
2) аналитическая способность — выявление идей, достойных дальнейшей разработки;
3) практические способности — умение убеждать других в ценности идеи («продажа»). Если у индивида слишком развита аналитическая способность в ущерб двум другим, то он является блестящим критиком, но не творцом. Синтетическая способность, не подкрепленная аналитической практикой, порождает массу новых идей, но не обоснованных исследованиями и бесполезных.
Многие исследователи, о которых говорит в своей работе В.Н. Дружинин подчеркивают бессознательность творчества, его спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания [5].
Так, М. Арнаудов отмечает, что многие поэты и художники подчеркивали бессознательную активность духа в творческом процессе [2].
Таким образом, рассмотрев подходы разных авторов, можно выделить следующие признаки, которые характеризуют креативность:
1) креативность выражается в оригинальном видении проблемы;
2) характеризует личность в целом;
3) рассматривается как относительно независимый фактор одаренности;
4) проявляется в различных сферах активности;
5) свойство проявляется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда (среда с высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью).
Интеллект как способность к применению знаний. Термин «интеллект», помимо своего научного значения (которое у каждого теоретика свое), имеет бесконечное количество обыденных и популяризаторских истолкований. Реферирование работ авторов, которые в той или иной мере касались этого предмета, заняло бы не одну сотню страниц. Поэтому проведем краткий обзор и выберем наиболее приемлемую трактовку понятия «интеллект».
Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности является его функция в регуляции поведения. Когда говорят об интеллекте как некоторой способности, то в первую очередь опираются на его адаптационное значение для человека и высших животных. Интеллект, с одной стороны, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт — это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным («ментальным») эквивалентом объекта, посредством «действия в уме» (или же, по Я. А. Пономареву, «во внутреннем плане действия» [9]). Благодаря этому решение некоторой проблемы субъект осуществляет здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез осуществляются во «внутреннем плане действия».
Интеллект относится к одному из способов приобретения знаний. Но приобретение знаний выступает лишь побочной стороной процесса применения знаний при решении жизненной задачи. Важно, чтобы задача была действительно новой или, по крайней мере, имела компонент новизны.
Любой интеллектуальный акт предполагает активность субъекта и наличие саморегуляции при его выполнении. К этой точке зрения примыкает Э. А. Голубева [4], полагающая, что активность и саморегуляция являются базовыми факторами интеллектуальной продуктивности, и добавляет к ним еще и работоспособность.
Холодная М. А. выделяет минимум базовых свойств интеллекта:
1) уровневые свойства, характеризующие достигнутый уровень развития отдельных познавательных функций (как вербальных, так и невербальных), и презентации действительности, лежащие в основе процессов (сенсорное раз-личие, оперативная память и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной содержательной сфере и т. д.);
2) комбинаторные
свойства, характеризующиеся
3) процессуальные свойства, характеризующие операциональный состав, приемы и отражение интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементарных информационных процессов; 4) регуляторные свойства, характеризующие обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления и контроля психической активности». [14]
На основе всего вышесказанного Дружинин В. Н. дает следующее определение интеллекта. Интеллект – это индивидуальная способность, относящаяся к познавательной сфере. Здесь подразумевается определенный уровень мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в жизнедеятельности. [5]
Специальные способности определяются в отношении к отдельным специальным областям деятельности. Внутри тех или иных специальных способностях проявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.
А. Н. Леонтьев говорит о необходимости различать у человека два рода способностей: природные или естественные (в своей основе биологические, например способность быстрого образования условных связей) и способности специфически человеческие (общественно-исторического происхождения) [8].
В настоящее время существует множество классификаций специальных способностей:
1. Учебные способности – определенная успешность в познании (т.е. в готовых знаниях), а также творческие – создание нового в познании). В советской психологической литературе А. Г. Ковалев говорит о двух уровнях развития способностей — отражательно-репродуктивном (усвоение знаний, овладение деятельностью, осуществление деятельности по образцу) и отражательно-творческом (создание новых оригинальных продуктов) [6].
2. Предметно-деятельностные способности – практическая деятельность в различных сферах;
Предметно-познавательные способности – теоретическая деятельность в различных сферах.
Творческие способности – креативность, создание нового в познании.
3. Интеллектуальные способности, для которых характерны: острота мышления, память, наблюдательность и любознательность.
Способности
к занятию научной
▪ не возможны без пытливости и любознательности;
▪ предполагают высокий энергетический уровень, независимость, неконформизм, изобретательность;
▪ продуцируют оригинальные идеи.
Способности к общению и лидерству, включающие:
▪ способность речи как средство общения;
▪ способность межличностного восприятия;
▪ способность к социально-психологической адаптации;
▪ способность вступать в контакт и располагать внимание людей;
▪ способность проявлять инициативу и оветственность.
Различают также способности художественные, артистические, литературные, технические (характеризуются любовью к ручному труду, чертежам, схемам механизмов и т.д.), спортивные (координация движений, энергичность, любовь к подвижной деятельности). [4]
Рассмотрим более подробно музыкальные, математические, способности к научному и литературному творчеству.
Музыкальные способности. В отечественной психологии изучению этих способностей посвящено большое число работ. Важнейшее место среди них занимает исследование Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей», в котором был сделан глубокий психологический анализ структуры музыкальности, выделены основные способности, составляющие ядро музыкальности, и входящие в них компоненты. На примере музыкальных способностей показано, что при их оценке важны не только количественные, но и качественные критерии.[13]
При диагностике музыкальных способностей за основу была взята классификация, предложенная Б. М. Тепловым. Он выделял три основных вида способностей, составляющих ядро музыкальности: ладовое чувство, способность к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство. [там же]
Математические способности. Их можно трактовать в двух аспектах:
а) как творческие (научные) способности — способности к научной математической деятельности, дающей новые и объективно значимые для человечества результаты, достижения, ценный в общественном отношении продукт;
б) как учебные способности — способности к изучению (обучению, усвоению) математики (в данном случае школьного курса математики), быстрому и успешному овладению соответствующими знаниями, умениями, навыками.
А. Ф. Лазурский непосредственно касается вопросов математического мышления и математических способностей. Он предпринял попытку выделить своего рода способности к изучению арифметики [7]. Анализируя процесс овладения арифметикой, он и его сотрудники выделили «некоторые психические функции, мало упражняемые на других предметах обучения», а именно:
1) систематичность и последовательность мышления;
2) отчетливость его;
3) способность к обобщениям;
4) сообразительность;
5) способность к установлению связи между приобретенными математическими знаниями и явлениями жизни;
6) память на числа.
Так, например, систематичность и последовательность мышления сказывается в отчетливом и последовательном изложении хода решения, планировании решения, в решении примеров не по готовому правилу, рецепту (тогда как типические задачи решаются с помощью ранее усвоенных приемов, скорее механически, чем сознательным продумыванием хода их решения). Способность к обобщению дает возможность на ряде частных конкретных примеров прийти к осознанию общего правила и его формулировке. Способность к установлению связи между абстрактной мыслью и конкретными образами проявляются в возможности иллюстрировать правила конкретными примерами, придумывать задачи на эти правила. Наконец, под памятью на числа понимается не только память собственно на числа, но и память на числовые соотношения, память на арифметическую терминологию.
На успешность осуществления математической деятельности школьника влияет определенное сочетание таких качеств, как:
1) активное положительное отношение к математике, интересе к ней, склонность заниматься ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;
2) ряд характерологических черт, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, а также устойчивые интеллектуальные чувства (чувство удовлетворения от напряженной умственной работы, радость творчества, открытия и т. д.);