Виды памяти и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:52, реферат

Описание работы

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.

Работа содержит 1 файл

деловой этикет.docx

— 48.15 Кб (Скачать)

парадоксальные  явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем,  но

столь же легко забывают  только  что  услышанное.  Этот  феномен  называется

«законом Рибо», законом обратного хода памяти.

  Важным фактором  забывания обычно считают степень  активности использования

имеющейся информации. Забывается то, в чем нет  постоянной  потребности  или

необходимости. Это  справедливо более  всего  по  отношению  к  семантической

памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте.

  Забывание   может  быть  обусловлено   работой  защитных  механизмов  нашей

психики, которые  вытесняют  из  сознания  в   подсознание  травмирующие  нас

впечатления,  где  они  затем   более  или   менее   надежно   удерживаются.

Следовательно, «забывается» то,  что  нарушает  психологическое  равновесие,

вызывает постоянное негативное напряжение («мотивированное  забывание»).

  Другими формами  забывания являются  ошибочное   припоминание  и  ошибочное

узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением  времени теряет  в

воспоминании свою яркость и отчетливость,  становится  бледным и неясным.

Однако  изменения  воспринятого  ранее  материала  могут  носить  и   другой

характер, когда  забывание выражается не в потере ясности и  отчетливости,  а

в существенном несоответствии припомненного действительно воспринятому.

  Основными   существенными  причинами   забывания,   выходящего   за   рамки

среднестатистических  значений, являются различные болезни  нервной  системы,

а также сильные  психические и  физические  травмы.  В  этих  случаях  иногда

наступает явление, называемое  ретроградной  амнезией.  Она  характеризуется

тем,  что  забывание  охватывает  собой  период,   предшествующий   событию,

послужившему  причиной  амнезии.  С течением  времени этот  период   может

уменьшиться,  и  даже  более   того,   забытые   события   могут   полностью

восстановиться  в памяти.

  Забывание   также  наступает  быстрее   при   умственном   или   физическом

утомлении.  Причиной   забывания   может   быть   и   действие   посторонних

раздражителей,  мешающих  сосредоточиться  на  нужном  материале,   например

раздражающих звуков или находящихся в поле нашего зрения предметов.

 

5.

                                 Заключение

  Наш психический  мир  многообразен  и  разносторонен.  Благодаря  высокому

уровню развития нашей психики  мы  многое  можем  и  многое  умеем.  В  свою

очередь,  психическое   развитие   возможно   потому,   что   мы   сохраняем

приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем,  каждое  наше  переживание,

впечатление или  движение оставляют в нашей памяти  известный  след,  который

может  сохраняться  достаточно  длительное  время  и   при   соответствующих

условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.  Поэтому под

памятью  мы  понимаем  запечатанные,  сохранение,  последующее  узнавание  и

воспроизведение следов прошлого опыта. Именно  благодаря  памяти  человек  в

состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.  Память

занимает особое место среди психических  познавательных  процессов.  Многими

исследователями   память    характеризуется    как    «сквозной»    процесс,

обеспечивающий  преемственность  психических  процессов  и  объединяющий  все

познавательные  процессы в единое целое.

  Сознание того, что воспринимаемый в данный  момент  предмет  или  явление

воспринимались  в  прошлом, называется узнаванием.

  Однако мы  можем не только узнавать предметы. Мы  можем  вызвать  в   нашем

знании образ предмета, который в данный  момент  мы  не  воспринимаем,  но

воспринимали  его  раньше.  Этот  процесс  —  процесс   воссоздания   образа

предмета,  воспринимаемого  нами  ранее,  но  не  воспринимаемого  в  данный

момент,   называется    воспроизведением.    Воспроизводятся    не    только

воспринимаемые  в прошлом предметы, по и наши  мысли,  переживания,  желания,

фантазии и т. д.

  Необходимой   предпосылкой   узнавания   и    воспроизведения    является

запечатление, или  запоминание,  того,  что  было  воспринято,  а  также  его

последующее сохранение.

  Таким образом,  память — это сложный  психический   процесс,  состоящий  из

нескольких частных  процессов, связанных друг  с  другом.  Память  необходима

человеку,  -  она  позволяет  ему  накапливать,  сохранять  и   впоследствии

использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания  и  навыки.  Перед

психологической наукой  стоит  ряд  сложных  задач,  связанных  с  изучением

процессов  памяти:  учение   того,   как   запечатлеваются   следы,   каковы

физиологические механизмы  этого процесса, какие  условия  содействуют  этому

запечатлению, каковы его границы, какие  приемы  могут  позволить  расширить

объем запечатленного материала. Помимо этого существуют  и  другие  вопросы,

на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти

следы, каковы механизмы  сохранения следов  на  короткие  и  длинные  отрезки

времени,  каковы  те   изменения,   которые   претерпевают   следы   памяти,

находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти  изменения  влияют  на

протекание познавательных процессов человека.

6. Японец Хидеаки Томоери назвал по памяти число "пи" с точностью до 40 000 знаков после запятой.

При наступлении транзиторной глобальной амнезии человек может полностью  забыть события, случившиеся за некоторое  время до приступа, а также теряет способность усваивать новую  информацию и может постоянно  повторять одни и те же вопросы. Такой  амнезии подвержены прежде всего люди старше 50 лет, а причиной может служить сильная физическая нагрузка, в том числе секс, хотя обычно память в подобных случаях восстанавливается довольно быстро. В 1964 году был описан случай мужчины, который потерял память в момент оргазма и воскликнул: «Где я? Что случилось?».

Некоторые люди рождаются с феноменальной  памятью, примером тому могут служить  Юлий Цезарь и Александр Македонский, которые знали в лицо и по имени  всех своих солдат — до 30000 человек. Этими же способностями обладал  и персидский царь Кир. Каждого из 20000 жителей Афин знали знаменитые Фемистокл и Сократ. А Сенека был способен повторить 2000 не связанных между собой слов, услышанных лишь раз.

В 1981 году Стивен Возняк попал в авиакатастрофу и у него произошла кратковременная потеря памяти. Он по кусочкам собирал собственную биографию по рассказам разных людей. Со временем память вернулась, как говорит Стивен: «благодаря играм написанным для Apple».

Археолог Р.Шлиман путем упорных тренировок добился того, что очередной иностранный язык выучивал за 6-8 недель

Память четырехлетнего ребенка  такая же, как у взрослого человека. Разница лишь в том, что она  пока не развита.

Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений. Неплохо для девушки, провалившейся на школьном экзамене по математике! Ей звонит местная служба спасения когда необходима срочная информация. Правда, номер своего телефона Паула не помнит, она записала его на бумажке и постоянно носит в сумочке.

Согласно последним исследованиям, наилучшие параметры памяти у 19-летних людей.

У главного героя фильма «Человек дождя» был прототип — американец по имени Ким Пик. Этот человек  имел феноменологическую память, запоминая  до 98% прочитанной информации. Аутизмом он не страдал, но имел непропорционально  большую голову, а в его мозгу  отсутствовало мозолистое тело и был повреждён мозжечок. Ким выработал особую технику чтения: правым глазом он читал правую страницу и одновременно левым — левую. Чтение стандартного книжного разворота занимало у него 8-10 секунд.

Профессия оказывает влияние на память. Лучше других она сохраняется  у артистов (благодаря постоянным тренировкам - заучиванию текстов), ученых (усиленно работают все отделы мозга) и пчеловодов (если они употребляют  продукты пчеловодства, которые богаты микроэлементами, способствующими  улучшению памяти).

Феномен «дежавю» - когда мы помним нечто из «не нашей» прошлой жизни или попадаем в ситуацию, когда возникает мысль: «это уже было», - связан с так называемой генетической памятью. Ученые провели эксперимент на крысах. Испытуемых животных пугали ярким светом. Потомство этих крыс не подвергалось подобным экспериментам, однако сохранило страх к яркому свету.

Считается, что, соблюдая диету, мы «очищаем организм», улучшаем его возможности. Ученые выяснили, что однообразная, скудная пища не способствует быстрой  работе памяти.

Исследования показывают, что употребление алкоголя приводит к ухудшению памяти, особенно на лица.

Казино всего мира письменно  запретили англичанину Доминику О'Брайену посещать их: он, помня, какие карты остались в колоде, резко увеличивает ставку и срывает банк, поскольку обладает уникально развитой памятью. Кроме того, Доминик за час запоминает до 300 иностранных слов, а через 2-3 дня читает на новом языке. Чемпионат мира по памяти 1994 года включал соревнования по запоминанию иностранных слов, и Доминик стал победителем: за пятнадцать минут -152 слова на китайском.

Американские ученые в опытах на мышах доказали, что чем быстрее  животные забывают старую и ненужную информацию, тем лучше воспринимают новую.

Считается, что память развивается  по восходящей до 25 лет. Потом наступает стабильный период. После 50 лет эта функция начинает угасать. С возрастом память ослабевает на 20-40 %, но в этом есть большие индивидуальные различия. Но если постоянно «работать головой», то до глубокой старости сохраняется здравый ум и крепкая память.

У людей-жаворонков продуктивность памяти максимальна с 8 до 12 утра, а у сов - с 8 до 12 вечера.

Джон фон Нейман обладал почти  абсолютной памятью. Он мог через  много лет пересказывать страницы прочитанных книг, тут же переводя текст на английский или немецкий языки, а с небольшими задержками и на французский или итальянский.

В. Моцарт, один раз прослушав в  Ватикане многоголосое духовное сочинение  Аллегри, за ночь записал точную, нота в ноту, копию произведения.

Кассир польского футбольного  клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, все подробности игр клуба, но и общую сумму дохода от каждого из этих матчей за все 12 лет своей работы.

Евреи из польской религиозной общины "Шасс Поллак" могли абсолютно точно назвать положение каждого слова на любой странице всех 12 томов "Талмуда".

Аромат розмарина улучшает долговременную память.

Южноафриканский политический деятель  Ян Христиан Смэтс в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974 прочел наизусть 6000 страниц буддийских канонических текстов.

Американка Барбара Мур исполнила на пианино по памяти 1852 песни. "Концерт" ее продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года!

Доминик О'Брайен, шестикратный чемпион мира по использованию резервов памяти, установил огромное число рекордов по запоминанию информации, в том числе запоминание колоды карт за 33,8 секунды; 18 колод карт за один час; и более 2000 бинарных цифровых комбинаций менее чем за 30 минут!

Человеческий мозг способен хранить  от 1 до 7 млн. мегабайт информации.

При полной потере памяти последнее, что человек может вспомнить  — это ругательства на родном языке. По ним врачи определяют хотя бы национальность пациента.

Самвел Гарибян безошибочно воспроизводит 1000 продиктованных ему слов, произвольно выбранных из десяти языков, в том числе таких, как фарси, пушту, кхмерский и бенгали.

Мехмед Али Халиси из Анкары 14 октября 1967 года прочел на память 6666 стихов Корана за шесть часов. Совершенство памяти Мехмеда было удостоверено дюжиной присутствовавших при чтении академиков.


Информация о работе Виды памяти и их особенности