Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:52, реферат
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.
ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти. Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ. Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Зрительная память
связана с сохранением и
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
^ Эмоциональная
память — это память на
^ Осязательная, обонятельная,
вкусовая и другие виды памяти
особой роли в жизни человека
не играют, и их возможности
по сравнению со зрительной, слуховой,
двигательной и эмоциональной
памятью ограничены. Их роль в
основном сводится к
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Непроизвольное
запоминание не обязательно является
более слабым, чем произвольное,
во многих случаях жизни оно превосходит
его. Установлено, например, что лучше
непроизвольно запоминается материал,
который является объектом внимания
и сознания, выступает в качестве
цели, а не средства осуществления
деятельности. Непроизвольно лучше
запоминается также материал, с которым
связана интересная и сложная
умственная работа и который для
человека имеет большое значение.
Показано, что в том случае, когда
с запоминаемым материалом проводится
значительная работа по его осмыслению,
преобразованию, классификации, установлению
в нем определенных внутренних (структура)
и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно
он может запоминаться лучше, чем
произвольно. Это особенно характерно
для детей дошкольного и
2. Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и
последующем воспроизведении
его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу
сознания.
Память связывает
прошлое субъекта с его
важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять
основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для
лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей
памяти.
Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы
воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются
представлениями.
3. Память и ее значение
Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате
воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения
этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и
явлений в виде так называемых представлении памяти. Представления памяти —
это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а
сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные,
слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в
отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так
богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного
прошлого опыта.
Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и
воспроизведения.
На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что
запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию,
откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.
Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека.
Таким образом, память
связана с особенностями
регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и
задач, которые ставит в своей деятельности.
Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие
невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического
процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в
отсутствие его.
4. Основные процессы и механизмы памяти
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает
определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются:
объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность
сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
06ъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая
характеризует возможности запоминания и сохранения информации,
Быстрота воспроизведения
характеризует способность
в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило,
встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек
обращается к информации, которая хранится в памяти.
Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а
самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.
Длительность сохранения отражает способность человека удерживать
определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к
экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую,
то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает
по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда
потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, Однако спустя
некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел
выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти -
готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения
воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса
принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или
непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной
цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это
простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый
след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то,
что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его
интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.
В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или
преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед
собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует
специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой
особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.
Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные
действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К
таким действиям относится заучивание, суть которого заключается в
многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его
запоминания.
Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых
усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение
позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий
объем индивидуальной кратковременной памяти.
Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель
действия. Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже,
при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При
этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших
систематических знаний возникает в результате специальной деятельности,
цель которой — запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить
его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и