Виды общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Другое определение заключается в понимании общения, как процесса установки и развития контактов между людьми, порождаемого потребностью совместной деятельности и включающего в себя:
• Обмен информацией;
• Выработку единой стратегии взаимодействия;
• Восприятие и понимание людьми друг друга.
Процесс общения состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.

Содержание

Понятие и определение общения
Три стороны общения
Виды общения
Вербальное и невербальное общение
Виды общения в зависимости от его цели
Список литературы

Работа содержит 1 файл

психология и педагогика.docx

— 92.24 Кб (Скачать)

Независимую позицию  занимают люди, не желающие взаимодействовать  друг с другом. Она свидетельствует  об отсутствии заинтересованности. Это  положение можно расценивать  и как враждебное. Этого положения  следует избегать в случае, когда  требуется откровенная беседа.

Немаловажна также  форма стола, за которым руководитель общается с подчиненными.

Квадратные столы  хороши для проведения короткой деловой  беседы. Отношения сотрудничества установятся, скорее всего, с человеком, который  сидит рядом. Причем больше понимания  будет исходить от сидящего справа. Наибольшее сопротивление будет  оказывать тот, кто сидит напротив.

Круглый стол использовал  еще король Артур для того, чтобы  предоставлять всем рыцарям равное количество власти и равное положение. Круглый стол создает атмосферу  неофициальности и непринужденности, и является наилучшим средством  проведения беседы людей одинакового  социального статуса, потому что  каждому за столом выделяется одинаковое пространство. «Король» обладает наивысшими полномочиями за круглым столом, и  это означает, что сидящим по обе  стороны от него, невербально выделяется больше власти и уважения, чем остальным, причем «рыцарь», сидящий справа имеет  больше влияния, чем «рыцарь», сидящий  слева. Степень влияния уменьшается в зависимости от удаленности «рыцаря» от «короля». «Рыцарь», сидящий напротив «короля», находится в конкурентно-защитном положении.

В сфере бизнеса  часто используются квадратные и  круглые столы. Квадратный стол, который  обычно является рабочим столом, используется для деловых переговоров, брифингов, для отчитывания провинившихся  и т.п. Круглый стол служит созданию непринужденной, неофициальной атмосферы  и хорош в том случае, если требуется  достичь согласия.

4.3. Невербальные средства  повышения делового  статуса

В процессе разговора  собеседники невольно обращают внимание на окружающую их обстановку. В этом смысле кабинет руководителя является своего рода его визитной карточкой. Интерьер офиса говорит о многом: о достатке фирмы, ее основательности  и надежности. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы место, где руководитель принимает посетителей, производило  наилучшее впечатление, а атмосфера  повышала его деловой статус. Однако, следует помнить, что слишком  роскошный офис воспринимается посетителями с недоверием.

Оформляя офис, нужно  помнить, что картины и другие офисные украшения должны быть нейтральными и одновременно подчеркивать имидж  компании. Стены лучше окрасить в  стандартные цвета, общепринятые для  служебных помещений. В России наиболее приемлемыми являются бежевый и  голубой цвета.

При оборудовании офиса  применительно к российским условиям обычно выделяется три зоны: зона личной работы, коллегиальной деятельности и дружеского общения.

В зоне личной работы должны находится рабочий стол, удобное  кресло, телефоны, современное организационно-техническое  оборудование. Рабочее место должно быть правильно освещено.

Зона коллегиальной  деятельности оборудуется с учетом требований организации совещательной  работы с людьми. Необходимо иметь  «коллегиальный» стол, удобные стулья, ручки и карандаши, бумагу для  записей, графин с водой и стаканы.

Зона дружеского общения  должна находиться в стороне от двух остальных. В ней нужно иметь  пару кресел, журнальный столик, прохладительные  напитки. Своим оформлением зона должна располагать к дружеской, неофициальной атмосфере общения.

При оборудовании офиса  желательно учитывать невербальные средства, которые могут ощутимо  повысить деловой статус его хозяина. Так, например, чем выше спинка кресла, тем больше власти и авторитета имеет  сидящий в нем человек. У преуспевающих  людей кресла чаще всего имеют  высокую обтянутую кожей спинку, а стулья для посетителей - низкую спинку.

Большое влияние можно  оказать на посетителя, если его  стул будет расположен по другую сторону  стола, напротив руководителя.

Повысить деловой  статус могут и некоторые другие приемы невербального общения: низкие стулья и диванчики для посетителей, дорогая пепельница, стоящая вне  зоны досягаемости посетителя.

5. Особенности невербального  общения в разных  странах

Пользуясь ежедневно  десятками жестов, мы почти не задумываемся об их смысле. Известно, что основные коммуникационные жесты во всем мире не отличаются друг от друга: когда  люди счастливы, они улыбаются, когда  печальны - хмурятся, когда не знают  или не понимают, о чем идет речь - пожимают плечами. Однако нередко  одно и то же выразительное движение у разных народов может иметь  и совершенно различное значение, и легкомысленное обращение с  обычными для нас жестами может  привести к неожиданным последствиям.

Жест, которым русский  демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак успеха и удовольствия.

Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, японец - на нос.

В некоторых странах  Африки смех - показатель изумления  и замешательства.

Жители Мальты вместо слова «нет» слегка касаются кончиками  пальцев подбородка, повернув кисть  вперед. Во Франции и Италии этот жест означает, что у человека что-то болит.

В Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца (например, имея в виду две чашечки кофе) - это  считается очень оскорбительным жестом.

Довольно часто  один и тот же жест имеет не только различное, но и прямо противоположное  значение.

Образовав колечко  из большого и указательного пальцев, американцы и многие другие народы сообщают, что дела «о`кей». Но этот же жест используют в Японии, говоря о деньгах, во Франции он означает ноль, в Греции и на о.Сардиния служит знаком отмашки, а на Мальте им характеризуют  человека с извращенными половыми инстинктами.

Обычный утвердительный кивок головой на юге Югославии  и в Болгарии служит знаком отрицания.

Немцы часто поднимают  брови в знак восхищения чьей-то идей, в Англии так выражают скептицизм.

Иногда даже незначительное изменение жеста может совершенно изменить его значение. В Англии так случилось с жестом из двух пальцев, указательного и среднего, разведенных и поднятых вверх. Если при этом ладонь повернута к собеседнику, это - оскорбление. Если ладонь повернута  к себе, то это выражение радости (первая буква английского слова  «victory» - победа).

В общении мы не придаем  особого значения левой или правой руке. Но на Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или  подарок левой рукой. У тех, кто  исповедует ислам, она считается  нечистой, и вы можете нанести оскорбление  собеседнику.

В любой культуре жесты  неискренности связаны с левой  рукой. Она выдает тайные эмоции своего владельца. Поэтому, если в разговоре  собеседник жестикулирует левой  рукой, есть большая вероятность, что  он говорит не то, что думает, или  просто негативно относится к  происходящему. Следует сменить  тему разговора или вообще прервать его.

Для американца отказ  разговаривать с человеком, находящимся  с ним в одном помещении, означает крайнюю степень отрицательного к нему отношения. В Англии это  общепринятое правило.

У народов различных  культур есть различия и в восприятии пространства. Так, американцы работают либо в больших помещениях, либо - если помещений несколько - при  открытых дверях. Открытый кабинет  означает, что его хозяин на месте  и ему нечего скрывать. Многие небоскребы в Нью-Йорке целиком сделаны  из стекла и просматриваются насквозь. Здесь все, от директора до посыльного, постоянно на виду. Это создает  у служащих определенный стереотип  поведения, вызывая у них ощущение, что все сообща делают общее дело. Немецкие же традиционные формы организации  рабочего пространства принципиально  иные. Каждое помещение у них должно быть снабжено надежными дверями. Распахнутая  настежь дверь символизирует  крайнюю степень беспорядка.

Таким образом, не зная различий невербального общения  разных народов, можно попасть в  неловкую ситуацию, обидев или оскорбив собеседника. Во избежание этого  каждый менеджер, особенно если он имеет  дело с зарубежными партнерами, должен быть осведомлен о различиях в  трактовке жестов, мимики и телодвижений представителями делового мира в  различных странах.

Заключение

Невербальное общение  выступает одним из средств репрезентации  личностью своего "Я", межличностного воздействия и регуляции отношений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Для него характерно отсутствие членораздельной  звуковой речи - это главное, что  подчеркивается в большинстве исследований по проблеме этого общения. Во многих научных работах существует некоторая  путаница в понятиях "невербальное общение", "невербальная коммуникация", "невербальное поведение" чаще всего  использующихся как синонимы. Нам  представляется важным дифференцировать эти понятия и уточнить контекст, в котором предполагается дальнейшее их употребление.

Понятие "невербальное общение" является более широким, чем "невербальная коммуникация". Мы придерживаемся определения, предложенного  В.А. Лабунской, согласно которому, «невербальное  общение - это такой вид общения, для которого является характерным  использование невербального поведения  и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления  влияния на другого человека. Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная  для более полного его понимания, которая в некоторой степени  независима от психологических и  социально-психологических качеств  личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система".

В невербальном поведении  традиционно выделяется экспрессивная и перцептивная стороны. Экспрессия, или внешнее выражение эмоций, является неотъемлемым компонентом невербального поведения. Именно факторы эмоциональной природы, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Являются причиной затруднений в установлении нормальных отношений между индивидом и  группой или коммуникатором и  реципиентом. Понятие перцепции  характеризует процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению. Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать  на изменения ситуации общения, понять его истинные цели и намерения, предсказать  возможные последствия передаваемой информации. Эти качества становятся незаменимыми для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми.

Список  литературы

1. Введенская Л.А., Павлова  А.Г. Культура и  искусство речи. Современная  риторика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

2. Горянина В.А. Психология  общения. Учебное  пособие для студентов  вузов. - М.: Академия, 2004.

3. Кузин Ф.А. Культура  делового общения:  Практическое пособие  для бизнесменов. - М.: Осв-89, 2000.

4. Лабунская В.А.  Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1986.

5. Пиз А. Язык  телодвижений. - Нижний  Новгород: Ай Кью, 1992.

6. Социальная психология  и этика делового  общения: Учебное  пособие для вузов/  под. ред. В.Н.  Лавриненко. - М.: Культура  и спорт, ЮНИТИ, 1995.

7. Столяренко Л.Д.  Психология и этика  деловых отношений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Реферат: Невербальные средства общения

Введение

В настоящее время  в процессе общения и взаимопонимания  людей не последнее место отводится  так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений.

Мы очень часто  обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем  лишь на мгновение сталкиваемся нас  повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так  и их отношение к нам. Стоит  только сознательно отнестись к  этим безмолвным сигналам, которые  мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.

Ученые до сих пор  спорят о том, в какой степени  способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается  в тот период, когда человек  учится говорить, и какою роль в  ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления  позволяют думать, что способность  читать чужие мысли свойственна  всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение  лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению  к вам.

С тех пор как  ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество  поразительных вещей. Пожалуй, самое  удивительное – это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми  в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством  сигналов, передаваемых с помощью  жестов и связанных с ними символов. По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым  восприятием, между людьми, постоянно  курсируют сообщения, которые они  принимают и на которые они  реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.

Информация о работе Виды общения