Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:44, реферат
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Другое определение заключается в понимании общения, как процесса установки и развития контактов между людьми, порождаемого потребностью совместной деятельности и включающего в себя:
• Обмен информацией;
• Выработку единой стратегии взаимодействия;
• Восприятие и понимание людьми друг друга.
Процесс общения состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух.
Понятие и определение общения
Три стороны общения
Виды общения
Вербальное и невербальное общение
Виды общения в зависимости от его цели
Список литературы
личная, или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, как правило, с теми, кого не очень знают;
публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей в лекционной аудитории, на митинге и пр.
Параэкстралингвистическая система (около-сверхсловесная) включает паузы, звуковые реакции, изменение интонации, изменения тембра и т.п.
5. Виды общения в зависимости от его цели
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. При характеристике психологических целей общения некоторые авторы выделяют следующие виды общения: [6]:
1. "Контакт масок" - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В стандартном ни к чему не обязывающем общении контакт масок иногда даже необходим, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться от собеседника"
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.
3. Формально ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Деловое общение руководствуется следующими принципами:
1. принцип кооперативности:
"твой вклад должен быть
таким, какого требует
2. принцип достаточности информации "говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент";
3. принцип качества информации "не ври";
4. принцип целесообразности "не отклоняйся от темы, сумей найти решение";
5. "выражай мысль
ясно и убедительно для
6. "умей слушать и понять нужную мысль";
7. "умей учесть
индивидуальные особенности
5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Основные правила светского общения включают:
1. вежливость, такт : "соблюдай интересы другого";
2. одобрение, согласие: "не порицай другого"; , "избегай возражений";
3. симпатия: "будь доброжелателен, приветлив".
Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости (из области светского общения), а другой на принцип кооперативности (из области делового общения), они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками коммуникации.
Список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М. ИНФРА-М, 2000
Годфруа Ж. Что такое психология. - М. Мир 1992,
Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону, 1979.
Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. - М., Просвещение, 1994.
Столяренко Л.Д. Основы
психологии. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005
Невербальные средства общения |
Введение
В настоящее
время в процессе общения и
взаимопонимания людей не последнее
место отводится так Мы совсем частенько обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем только на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом описывает как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит лишь сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы сразу и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и реального их использования. Ученые до
сих пор спорят о том, в какой
степени способность к языку
жестов является врожденной, как скоро
она развивается в тот период,
когда человек обучается С тех пор как ученые в первый раз заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество необыкновенных вещей. Пожалуй, самое необычное – это то очень незначительное количество слов, являющихся важными в разговоре лицом к лицу, по сравнению с большущим количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними знаков. По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – или участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, меж людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, до этого чем сознание подвергнет их оптимальному анализу. 1. Невербальное общение Общение без слов – общение самое емкое и достоверное. Общаясь, мы слушаем не лишь словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты (см. Схему 1). Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. Невербальное
общение – общение без помощи
слов частенько возникает Невербальное общение – более старая и базисная форма коммуникации. Наши предки общались меж собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взора. Мы и сейчас частенько осознаем друг друга без слов[1-3]. Невербальный язык так массивный и общий, что частенько мы без труда осознаем собаку, что она желает. Собака же предугадывает многие наши поступки, к примеру, заблаговременно знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее. некие животные
живут в одиночку, к примеру, медведи.
Поэтому у них неразвит невербальный
язык (к примеру, мимика, положение
ушей, оскал морды). Невербальное
общение – не так сильно структурировано,
как вербальное. таковая передача зависит от совсем многих факторов и частенько происходит неоднозначно. Намеренная передача – творческий процесс, которым мастерски занимаются артисты кино и театра. При этом каждый артист передает одну и ту же роль по-различному. Мы не раз видели одни и те же роли в выполнении различных артистов, одни и те же фильмы, снятые различными режиссерами. Преднамеренная передача чувств, которых у нас нет – тяжелый, если вообще вероятный процесс. Конкретно поэтому артисты во время съемок пробуют вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пробуют передать. Частенько мы такую неудачную игру замечаем и говорим, что кинофильм – плохой: актеры играются неестественно, к примеру, переигрывают. И все-таки при помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения. Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково рыдают и смеются. Другая часть, к примеру жесты, различается от культуры к культуре. Невербальное общение традиционно возникает спонтанно. Мы традиционно формулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты появляются непроизвольно, кроме нашего сознания. 2. Роль невербального общения но нельзя одурачить голосом. Слова отлично подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально (см. Схему 2). Согласно оценкам ученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации[4]. Невербальное
общение тяжело контролируется даже
профессиональными артистами. Им для
этого нужно входить в образ,
что является сложным творческим
действием, не постоянно выходит
и просит репетиций. Поэтому невербальное
общение является значительно более
надежным, чем вербальное. Невербальное
общение, как правило, спонтанно
и непреднамеренно. Его нам подарила
природа как продукт многих тысячелетий
естественного отбора. Свои чувства
и эмоции мы можем передавать без
слов. Невербальный язык употребляется
и при словесном общении. При
его помощи мы: Разговаривая
с партнером, мы видим его мимику,
жесты, которые нам молвят, что
вправду думает и ощущает наш
собеседник. Так, сидящий собеседник,
подавшись вперед, докладывает нам,
что желает говорить сам. Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать хотимый для нас образ. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В неприятном случае нашему мнению никто не поверит. Более того, свое впечатление о нас аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления. Если мы выйдем на трибуну с сутулой спиной, голос будет звучать вяло, а слова окажутся скомканными, то нам вряд ли удастся убедить присутствующих принять наши предложения, если лишь аудитория не будет нас считать заблаговременно первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом. Невербальный
язык помогает нам составить более
четкое и адекватное мировоззрение
о партнере. Постукивание пальцами
по рукоятке кресла свидетельствуем
о нервном напряжении. Сжатые в
замок руки – о закрытости. Преобладание
согласных в речи – о преобладании
логики над чувствами: собеседник, быстрее, 3. Этикет невербального общения крупная часть информации передается невербальными средствами общения. Мимика, жесты играются огромную роль в оценке окружающими уровня воспитанности того либо другого человека (собеседника). к примеру, некие люди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки держат тихо. Если есть привычки теребить что-нибудь, стучать пальцами по столу, щелкать большими пальцами, чесать затылок либо за ухом, массировать руками щеки либо пальцем переносицу, демонстрировано разглядывать свои ногти и т.Д., То от них необходимо отучиться. Неприлично указывать пальцем. Не отставляют мизинец во время еды, курения. Во время
разговора рот рукой не прикрывают,
не хлопают собеседника по плечу,
не теребят пуговицу его пиджака,
не толкают его локтем, на стряхивают
с его либо со собственной одежды
пылинки (чтоб снять нитку либо волос
с одежды собеседника, спрашивают у
него разрешение). При разговоре
жестикуляцию сводят до минимума. Лишь
некие слова и фразы, такие
как Жесты обязаны быть скупы, неразмашистые, определенные: легкий кивок головы (утверждение), нерезкий взмах кисти (а не всей руки) в дополнение к произнесенному, нерезкий поворот головы при обращении к кому-то либо в ответ на обращение к вам. При посещении остальных государств в особенности пристально смотрят за своими жестами. Так, жест «все о' кэй» (все отлично), отлично узнаваемый во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, в остальных странах имеет совсем другое происхождение и значение. Во Франции он значит «ноль» либо «ничего». В стране восходящего солнца – «деньги», а в неких странах Средиземноморского бассейна этот жест употребляется для обозначения гомосексуальности мужчины. Поднятый
вверх большой палец в Америке,
Австралии, Англии и Новой Если поднимают место огромного средний палец, то это имеет оскорбительное значение – «сядь на это». В Греции жест с поднятием огромного пальца значит «заткнись». У итальянцев это обозначает цифру «1». Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец – на нос. Когда француз
либо итальянец стучит себе по голове,
это означает, что он считает какую-или
идею глупой. Если британец либо испанец
шлепнет себя ладонью по лбу, то тем
самым он покажет окружающим, что
доволен собой. Тем же самым жестом
германец выражает свое крайнее возмущение
по отношению к кому- или. Голландец,
стуча по лбу и при этом вытягивая
указательный палец, докладывает, что
мысль ему понравилась, но он считает
ее слегка сумасшедшей. В Алжире либо
Египте арабский жест подзывания схож
с русским жестом прощания. Человек самодовольный и высокомерный складывает кисти рук совместно. Уверенного в себе человека, который желает показать своё превосходство над другими, можно распознать по жестам «закидывание рук за спину с захватом запястья» и «закидыванием рук за голову». С таковым
человеком общение Человек, который во время разговора держится руками за боковые края стула либо его руки лежат на коленях, желает прекратить разговор. В таком случае беседу сходу прекращают. По тому,
как слушающий выпускает дым
сигареты, можно найти его отношение
к собеседнику и к разговору.
Если он выпускает дым постоянно
вверх, это значит, что он настроен
положительно и разговор ему нравится. Походка также является принципиальным определяющим фактором в сиюминутном состоянии человека. Если руки находятся в карманах либо он ими размахивает, если он глядит под ноги, находится в угнетённом состоянии. Человек, у которого руки сцеплены за спиной, а голова опущена, чем-то озабочен. Опущенные плечи и поднята голова – настроен на фуррор, контролирует ситуацию. Склоненная набок голова – собеседник заинтересован. Потирание века – собеседник говорит неправду. Поднятые плечи означают, что собеседник напряжен и ощущает опасность, исходящую от вас. Для того, чтоб достичь хотимой цели в беседе, не достаточно быть внимательным человеком, нужно самому употреблять во время беседы жесты открытости, которые помогут расположить к себе собеседника, вызывать его на откровенный разговор и бросить о себе самое благоприятное. Заключение Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной. Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши дела с окружающими людьми. При любом содействии с иным человеком мишень состоит в общении, но очень частенько наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы отлично вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Но перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы желаете достичь. Можно употреблять
язык жестов, для того чтоб вводить
людей в заблуждение и Приложение Схема 1. Виды общения [pic] Схема 2. Невербальное общение [pic] Библиографический перечень: 1. Дерябо
С, Ясвин В. Гроссмейстер Наука, 1979. |
Введение
В настоящее время в процессе
общения и взаимопонимания
Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.
Ученые до сих пор спорят
о том, в какой степени
С тех пор как ученые впервые
заинтересовались невербальной
коммуникацией, было выявлено
множество поразительных вещей.
1.
Невербальное общение
самое емкое и достоверное.
Общаясь, мы слушаем не только
словесную информацию, но и смотрим
в глаза друг другу,
Невербальное общение –
Невербальное общение –
Невербальный язык настолько
мощный и общий, что часто
мы без труда понимаем собаку,
что она хочет. Собака же
предугадывает многие наши
Некоторые животные живут в
одиночку, например, медведи. Поэтому
у них неразвит невербальный
язык (например, мимика, положение ушей,
оскал морды). В результате добродушный
с виду медведь может отвесить
оплеуху дрессировщику. При
Невербальное общение – не
так сильно структурировано,
Такая передача зависит от
очень многих факторов и часто
происходит неоднозначно. Намеренная
передача – творческий процесс,
Преднамеренная передача
Часть невербального языка
2.
Роль невербального
общения
Можно обмануть словами,
но нельзя обмануть голосом.
Слова хорошо подходят для
передачи логической
Невербальное общение трудно
контролируется даже
Невербальное общение, как
Свои чувства и эмоции мы
можем передавать без слов. Невербальный
язык используется и при
• подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;