Виды мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:08, реферат

Описание работы

Любые социальные институты: коллектив, фирма или государство однажды сталкиваются с непреодолимым, на первый взгляд, барьером предельной производительности. Результаты труда уже не могут быть улучшены ни в количественным, ни в качественным способом.

Совершенствование технологий и повышение зарплаты обычно не имеет на этом этапе существенного эффекта, так как они исчерпали себя на предыдущих этапах. И здесь речь и заходит о человеческом факторе, то есть о мотивации.

Сегодня термин «мотивация» используется во многих общественных науках. Постепенно управленцы любого уровня начинают осознавать, что человек, чувствующий себя винтиком в системе, не будет трудиться достаточно эффективно. Такая практика управления может держаться либо на энтузиазме либо на репрессиях. Однако, как показывает история, такая политика не слишком эффективна: энтузиазм быстро улетучивается, а страх от репрессий проходит.

Содержание

Введение……………………………………………….………3

Мотивация и мотив………………………………..………..3

Виды мотиваций…………………………………..…………4

Заключение…………………………………………...……….5

Работа содержит 1 файл

Эссе психология Виды мотивации.doc

— 55.50 Кб (Скачать)

     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – 

     ВЫСШАЯ  ШКОЛА ЭКОНОМИКИ 

Факультет менеджмента 
 
 

     Эссе  по психологии

     на  тему:

«Виды мотивации». 
 
 

     Выполнила

       студентка 2 курса

     Жуковская Марта.

     Группа 225 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009

Содержание: 

Введение……………………………………………….………3

Мотивация и мотив………………………………..………..3

Виды  мотиваций…………………………………..…………4

Заключение…………………………………………...……….5

 

       Введение:

      Любые социальные институты: коллектив, фирма или государство однажды сталкиваются с непреодолимым, на первый взгляд, барьером предельной производительности. Результаты труда уже не могут быть улучшены ни в количественным, ни в качественным способом.

      Совершенствование технологий и повышение зарплаты обычно не имеет на этом этапе существенного эффекта, так как они исчерпали себя на предыдущих этапах. И здесь речь и заходит о человеческом факторе, то есть о мотивации.

      Сегодня термин «мотивация» используется во многих общественных науках. Постепенно управленцы любого уровня начинают осознавать, что человек, чувствующий себя винтиком в системе, не будет трудиться достаточно эффективно. Такая практика управления может держаться либо на энтузиазме либо на репрессиях. Однако, как показывает история, такая политика не слишком эффективна: энтузиазм быстро улетучивается, а страх от репрессий проходит.

      Мотивация и мотив:

     Мотивация — это прежде всего побуждение к действию; она может управлять поведением человека, определять направленность его деятельности, организованность, активность и устойчивость.

     Эта тема актуальна на все времена, ведь вся наша жизнь – это чередование мотиваций и действия, у нас всегда существует мотивация, независимо от того, осознаем мы это или нет.

     Мотивация неразрывно связана с таким понятием, как мотив.

     Мотив — это материальный или идеальный предмет или результат, которого человек хочет достичь.

     Обращаясь к трудам советских психологов А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, мы видим, что они определяли мотив как «опредмеченную потребность». Однако, не стоит путать понятия «мотив» и «потребность». В отличие от мотива, потребность – это неосознаваемое (в большинстве случаев) желание устранить дискомфорт. К примеру, если человек хочет пить, то в этом случае жажда выступает в качестве потребности, вода — в качестве мотива, а стакан воды — это цель. 
 

Виды  мотиваций

Существует несколько классификаций этого понятия. 

1. Внешняя мотивация (экстринсивная) — это мотивация, вызванная какими либо внешними обстоятельствами, не связанными с процессом деятельности.

Внутренняя  мотивация (интринсивная) — это мотивация, вызванная, наоборот, содержанием деятельности и не связанная с внешними обстоятельствами.  
 
 

2. Положительная мотивация - основанная на положительных стимулах. Отрицательная мотивация – основана на отрицательных стимулах. 
 

     В воспитании детей такую классификацию  мотиваций можно назвать «методом кнута и пряника», или метод «от» и «к». То есть ребенок будет слушаться родителей, если ему пообещают пряник за хорошее поведение, и это будет примером положительной мотивации. Точно так же он захочет избежать наказания («кнута»), это уже будет мотивация типа «от» и пример отрицательной мотивации.

     Основным  недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия. Чем больше уверенность человека в том, что наказания избежать не удастся, тем эффективнее действует негативная мотивация. 
 

3. Устойчивая мотивация  -  основана на нуждах человека, она не требует дополнительного подкрепления.

Неустойчивая мотивация – требует дополнительных стимулов 

Также различают: 

4. Индивидуальные мотивации. Физические потребности, находящиеся в основании известной пирамиды Маслоу: голод, жажда, избегание боли и тп.

Групповые – это забота о семье, потомстве, поиск своего места в иерархии группы и т.п.  
 
 

Познавательные к примеру, поведение ребенка, направленное на исследование окружающего его нового мира, наблюдение, эксперименты, игровая деятельность. 
 

     Мотивации неразрывно связаны с интересами человека, с его ценностями, сложно переоценить их влияние на повседневную жизнь человека. Они помогают человеку развиваться, совершенствоваться, все время к чему-то стремиться. Также знание видов и основных признаков мотиваций необходимо каждому менеджеру для лучшего управления персоналом, для побуждения их к более эффективной работе, а, следовательно, и получению лучших результатов.

     Теперь  я бы хотела рассмотреть плюсы  и минусы некоторых, самых интересных, на мой взгляд, видов мотивов и мотиваций.

     Мотив самоутверждения  — это стремление утвердить себя в социуме, поддержать или получить высокий социальный статус (именно поэтому его еще называют мотивацией престижа). Этот мотив вызывается у человека чувством собственного достоинства, самолюбием, честолюбием. Он, безусловно, положительно влияет на человека, ведь когда индивид пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, это побуждает его к интенсивной работе (в том числе над собой) и развитию.

     Мотив идентификации с  другим человеком — стремление быть похожим на кумира, члена семьи, героя книг, фильмов, или другую авторитетную личность. Этот мотив особенно важен для подростков, которых он заставляет совершенствоваться и тянуться за идеалом. Огромный плюс этого мотива в том, что ребенок получает от своего кумира вдохновение: появляются силы, желание работать и действовать так, как бы это делал герой. /Стараясь подражать кумиру, человек становится смелее. Наличие такого образца для ребенка - важное условие эффективного процесса социализации.

     Однако  минус такого «идеала» может заключаться в том, что подросток начнет просто бездумно копировать поведение кумира, его внешний вид, манеры, а развития так и не произойдет.

     Мотив власти — это стремление индивида влиять на поведение и мысли людей. На практике это реализуется в стремлении, например, занять руководящую должность в коллективе. Преимущество мотива власти, на мой взгляд, заключается в том, что стремление господствовать над другими людьми и руководить ими побуждает людей преодолевать огромные трудности и прилагать огромные усилия на пути к власти.

     Однако  минус заключается в том, что  человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей - это не является его конечной целью, - а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив. История знает немало примеров, когда мотив власти одного человека заставлял страдать целые народы, когда человек утрачивал всякое чувство жалости или справедливости и становился тираном  в стремлении получить единоличную власть.

     Сегодня, к примеру, менеджера к деятельности может побуждать не стремление принести пользу компании или отдельному коллективу, не чувство ответственности, а мотив власти. Тогда его действия могут составлять угрозу и для проекта, за который он ответственен, и для отношений в коллективе.

     Мотив достижения — это стремление достичь высоких результатов и мастерства в каком-либо роде деятельности; человек намеренно ставит перед собой сложные задачи и стремится их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с такой мотивацией настойчиво работает ради достижения поставленных целей и обычно преуспевает в этом.

     Мотивация достижения даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Люди ставят перед собой сложные задачи не во всем, а в конкретной области, и, конечно, далеко не у всех они одинаковые. В школе кто-то очень старается получить хорошие отметки по математике и другим точным наукам, а кого-то интересуют только гуманитарные науки. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Психологи выделяют четыре фактора:

      • значимость достижения успеха
      • надежда на успех
      • субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха
      • субъективные эталоны достижения

     Просоциальные (общественно значимые) мотивы — это мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. На этом уровне происходит идентификация индивида с группой. Человек начинает жить проблемами группы, ее интересами и целями. Люди с такой мотивацией обычно лояльны к групповым стандартам, стремятся защитить групповые ценности и реализовать общие цели. Ответственные люди, как правило, являются более активными и добросовестными при выполнении обязательств перед группой. С их точки зрения, от труда и усилий каждого человека зависит общее дело.

     Этот  вид мотивации можно и даже в некоторых случаях необходимо использовать для мотивации персонала. Менеджеру довольно важно актуализировать корпоративный дух персонала, сделать из них команду, поскольку без идентификации с группой (компанией, фирмой), - с ее ценностями, интересами, целями, - достичь успеха невозможно.  

     Мотив аффилиации (от англ. affiliation — присоединение) — это стремление к установлению или поддерживанию хороших отношений с другими людьми, к постоянному контакту и общению с ними. Сущность этого вида мотивации для человека заключается в самоценности общения. Аффилиативное общение — это такое общение, которое нравится человеку, которое приносит удовлетворение, захватывает.

     Если  же индивид общается для того, чтобы уладить свои дела, установить «полезные контакты» с нужными людьми. Такое общение побуждается уже другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей.

     Заключение:

     Итак, мы видим, что мотивация – очень  важная составляющая в жизни любого человека, а также прекрасный инструмент в управлении.

     Мотивация применима не только на бытовом уровне, когда необходимо заставить ребенка слушаться, но и в корпоративной среде. Мотивация может стать связующим звеном между персоналом и высшим менеджментом, объединить общественные и индивидуальные потребности в организации. Мотивация в профессиональной среде помогает людям адаптироваться, обучаться и эффективно работать. И, наконец, наличие мотивации заставляет любого человека двигаться вперед, развиваться, совершенствоваться, учиться чему-то новому и не останавливаться на достигнутом.

Информация о работе Виды мотивации