Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:45, реферат
1. Определение интеракции
2. Теории межличностного взаимодействия
3. Типы взаимодействий
4. Психологические механизмы воздействия на других людей
5. Трансактный анализ общения
На основе методов подражания, заражения и внушения в нейролингвистическом программировании разработаны техники «зеркалирования» и «синхронии». Процедура «зеркалирования» (отзеркаливания) заключается в заимствовании и копировании (в процессе тренинговых упражнений) у партнера по общению (или у ведущего тренера) телодвижений, поз, жестов, мимики, тона голоса, произношения слов и предложений (данное упражнение активно используется во многих тренинговых программах). Эффект «синхронии» проявляется в трудно наблюдаемой связи между телесными ритмами слушающего и говорящего. В межличностном взаимодействии говорящий как бы «подтанцовывает» телом в такт своей речи, а слушатель двигается в такт говорящему, обеспечивая тем самым обратную невидимую, но ощущаемую эмоциональную взаимосвязь. «Синхрония максимальна, когда общающиеся находятся в состоянии согласия или диалога между собой. Она минимальна при споре и конфликте между ними». Использование названных выше игровых и других техник способствует развитию у личности способности оказывать влияние и устанавливать взаимосвязь с другими людьми.
Принуждение как метод воздействия имеет две модификации: физическое и морально-психологическое принуждение. Первая связана с применением физической или военной силы и нами не будет рассматриваться. Вторая модификация проявляется, например, в управленческой или воспитательной практике. Метод принуждения, с психологических позиций, по сути совпадает с методом убеждения. В обоих случаях задача коммуникатора заключается в том, чтобы реципиент принял его предложение. Как при убеждении, так и при принуждении, субъект обосновывает свою точку зрения с помощью доказательств. Главная особенность метода принуждения, по сравнению с убеждением, заключается в том, что базовые посылки, с помощью которых обосновывается данный тезис, потенциально содержат о себе негативные санкции для объекта. Последний соотносит возможные отрицательные последствия со своей системой ценностных ориентации. Практически это интерпретируется объектом как определение субъективного смысла значений (Леонтьев, 1985). И только в том случае, когда основания, с помощью которых реципиенту доказывается целесообразность принятия предложений, субъективно представляются ему как имеющие возможность разрушить существующую у него иерархию ценностей, объект принимает решение, которое ему предлагают.
В
последнее время с
Убеждение, как механизм воздействия, апеллирует к логике, разуму человека и предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. В психологической и педагогической литературе понятие «убеждение» используется в трех планах, во-первых, как знания, являющиеся частью мировоззрения; во-вторых, как основной метод психологического воздействия на сознание личности, в-третьих, как процесс воздействия.
Убеждение
применительно к
К
источнику и содержанию убеждающего
воздействия предъявляются
1) убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;
2) она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры;
3) необходимо анализировать факты, известные слушателям;
4) убеждающий сам должен быть глубоко убежден в том, что он доказывает.
Малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения. Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации. Слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией, и в результате создается представление о том, как оратор преподносит информацию, откуда он ее черпает. Если человеку кажется, что оратор не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает. Далее создается общее представление об авторитетности убеждающего, сравниваются установки оратора и слушателя (если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным).
В случае имеющихся различий наилучшей может быть следующая стратегия убеждения. Вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения. Может быть применен и такой вариант, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но в этом случае убеждающий должен уверенно и доказательно «разгромить» чуждые взгляды.
Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации. Тезис – это мысль, истинность которой требуется доказать. Тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами. Довод-это мысль, истинность которой уже доказана, и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса. Демонстрация-логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве.
Распространенные ошибки доказательств:
1) подмена тезиса в ходе доказательства;
2) использование для доказательства тезиса доводов, которые отнюдь его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах, либо применение заведомо ложных доводов;
3) опровержение
чужих доводов рассматривается как доказательство
ложности чужого тезиса и правоты своего
утверждения – антитезиса, хотя логически
это неверно: ошибочность довода не означает
ошибочности тезиса.
В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия.
Межличностное
восприятие. Эффективность восприятия
связана с социально-
Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.
Виды межличностных отношений:
1} по модальности (позитивные (положительные), негативные (отрицательные), амбивалентные (двойственные, нейтральные);
2) по целям (деловые, личные);
3) по направленности (вертикальные (различные иерархические уровни), горизонтальные (один уровень).
Структура межличностных отношений:
1)
когнитивный компонент (
2)
поведенческий компонент (
3)
эмоциональный компонент (
Функции межличностных отношений,-
1)
помогают адаптироваться в
2)
познавательная функция (
3)
удовлетворяют потребности
Основные
феномены межличностных отношений:
1) симпатия - избирательная
2) аттракция - привлечение, притяжение одного человека к другому, процесс предпочтения, взаимного притяжения, взаимной симпатии; 3)антипатия:
4) эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на переживание другой). Эмпатия имеет несколько уровней. Первый включает в себя когнитивную эмпатию. проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной;
5)
совместимость (оптимальное
6)
сработанность (удовлетворение
Отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, ослабляются, разрываются. Эти процессы зависят от следующих критериев:-1) наличие и глубина эмоциональных связей; 2) частота и интенсивность контактов; 3) повторяемость контактов; 4) доверительность в контактах.
Уровни
межличностных отношений: 1) первичное
знакомство; 2) приятельские отношения
(создают основу для дальнейшего
развития отношений); 3) товарищеские отношения
(позволяют закрепить
На проявления межличностных отношений влияют пол, возраст, национальность, темперамент, социальное положение, профессия и др.
Межличностное воздействие. Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность: 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т. п.); и которые изменяют его поведение.