Виды межличностного взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:45, реферат

Описание работы

1. Определение интеракции
2. Теории межличностного взаимодействия
3. Типы взаимодействий
4. Психологические механизмы воздействия на других людей
5. Трансактный анализ общения

Работа содержит 1 файл

ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.docx

— 68.06 Кб (Скачать)

  На  основе методов подражания, заражения  и внушения в нейролингвистическом программировании разработаны техники  «зеркалирования» и «синхронии». Процедура «зеркалирования» (отзеркаливания) заключается в заимствовании и копировании (в процессе тренинговых упражнений) у партнера по общению (или у ведущего тренера) телодвижений, поз, жестов, мимики, тона голоса, произношения слов и предложений (данное упражнение активно используется во многих тренинговых программах). Эффект «синхронии» проявляется в трудно наблюдаемой связи между телесными ритмами слушающего и говорящего. В межличностном взаимодействии говорящий как бы «подтанцовывает» телом в такт своей речи, а слушатель двигается в такт говорящему, обеспечивая тем самым обратную невидимую, но ощущаемую эмоциональную взаимосвязь. «Синхрония максимальна, когда общающиеся находятся в состоянии согласия или диалога между собой. Она минимальна при споре и конфликте между ними». Использование названных выше игровых и других техник способствует развитию у личности способности оказывать влияние и устанавливать взаимосвязь с другими людьми.

  Принуждение как метод воздействия имеет две модификации: физическое и морально-психологическое принуждение. Первая связана с применением физической или военной силы и нами не будет рассматриваться. Вторая модификация проявляется, например, в управленческой или воспитательной практике. Метод принуждения, с психологических позиций, по сути совпадает с методом убеждения. В обоих случаях задача коммуникатора заключается в том, чтобы реципиент принял его предложение. Как при убеждении, так и при принуждении, субъект обосновывает свою точку зрения с помощью доказательств. Главная особенность метода принуждения, по сравнению с убеждением, заключается в том, что базовые посылки, с помощью которых обосновывается данный тезис, потенциально содержат о себе негативные санкции для объекта. Последний соотносит возможные отрицательные последствия со своей системой ценностных ориентации. Практически это интерпретируется объектом как определение субъективного смысла значений (Леонтьев, 1985). И только в том случае, когда основания, с помощью которых реципиенту доказывается целесообразность принятия предложений, субъективно представляются ему как имеющие возможность разрушить существующую у него иерархию ценностей, объект принимает решение, которое ему предлагают.

  В последнее время с использованием метода принуждения получили распространение  тренинги с негативным подкреплением  или наказанием, в основе которых  лежат различные предупреждения, порицания и штрафы за нежелательное  поведение (например, в целях сдерживания  непроизвольных поведенческих актов  используются наказания рвотными лекарствами  и даже слабыми ударами электрошока). Такие аверсионные процедуры и техники достаточно спорны: они имеют как сторонников, так и оппонентов.

  Убеждение, как механизм воздействия, апеллирует к логике, разуму человека и предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. В психологической и педагогической литературе понятие «убеждение» используется в трех планах, во-первых, как знания, являющиеся частью мировоззрения; во-вторых, как основной метод психологического воздействия на сознание личности, в-третьих, как процесс воздействия.

  Убеждение применительно к психологическому воздействию может выполнять  несколько функций: информационную, критическую и конструктивную. В зависимости от личности объекта значимость их различна. Информационная функция зависит от степени информированности реципиента по предмету (проблеме, вопросу) воздействия. Критическая функция заключается в оценке взглядов, мнений, стереотипов ценностных ориентации объекта. Особенно важна роль данной функции в спорах, дискуссиях и пр., т. е. в процессе переубеждения реципиента. Конструктивная функция проявляется в формировании у объекта новых взглядов, подходов и установок. Переубеждение по сравнению с убеждением является более сложным, трудоемким и для реципиента психологически болезненным процессом, поскольку у него происходит ломка сложившихся взглядов и представлений, разрушение старых и формирование новых установок. В связи с этим коммуникатору приходится затрачивать значительно больше психологических и иных ресурсов на процесс воздействия.

  К источнику и содержанию убеждающего  воздействия предъявляются следующие  требования:

  1) убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;

  2) она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры;

  3) необходимо анализировать факты, известные слушателям;

  4) убеждающий сам должен быть глубоко убежден в том, что он доказывает.

  Малейшая  неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения. Процесс убеждения начинается с  восприятия и оценки источника информации. Слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией, и в результате создается представление  о том, как оратор преподносит  информацию, откуда он ее черпает. Если человеку кажется, что оратор не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает. Далее  создается общее представление об авторитетности убеждающего, сравниваются установки оратора и слушателя (если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным).

  В случае имеющихся различий наилучшей  может быть следующая стратегия  убеждения. Вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения. Может быть применен и такой вариант, когда вначале сообщают о большом различии между установками, но в этом случае убеждающий должен уверенно и доказательно «разгромить» чуждые взгляды.

  Всякое  доказательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации. Тезис – это мысль, истинность которой требуется доказать. Тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами. Довод-это мысль, истинность которой уже доказана, и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса. Демонстрация-логическое рассуждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве.

  Распространенные  ошибки доказательств:

  1) подмена тезиса в ходе доказательства;

  2) использование для доказательства тезиса доводов, которые отнюдь его не доказывают или верны частично при определенных условиях, а их рассматривают как верные при любых обстоятельствах, либо применение заведомо ложных доводов;

3) опровержение чужих доводов рассматривается как доказательство ложности чужого тезиса и правоты своего утверждения – антитезиса, хотя логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса. 
 

  В содержательном плане рассматриваются  три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание, формирование межличностных  отношений и оказание психологического воздействия.

  Межличностное восприятие. Эффективность восприятия связана с социально-психологической  наблюдательностью. Объектом познания является как физический, гак и  социальный опыт человека. Механизмы  межличностного познания: интерпретация, идентификация, каузальная атрибуция (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности), рефлексия.

  Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи  между людьми.

  Виды  межличностных отношений:

  1} по модальности (позитивные (положительные), негативные (отрицательные), амбивалентные  (двойственные, нейтральные);

  2) по целям (деловые, личные);

  3) по направленности (вертикальные (различные  иерархические уровни), горизонтальные (один уровень).

  Структура межличностных отношений:

  1) когнитивный компонент (предполагает  осознание того, что нравится, а  что не нравится в межличностных  отношениях);

  2) поведенческий компонент (реализуется  в конкретных действиях. Если человек нравится, поведение будет доброжелательным);

  3) эмоциональный компонент (переживание,  оценка другого человека, обусловленные социокультурными нормами групп).

  Функции межличностных отношений,-

  1) помогают адаптироваться в новой  среде;

  2) познавательная функция (социальное  познание, познание другого человека);

  3) удовлетворяют потребности человека  в контакте с другими людьми.

  Основные  феномены межличностных отношений: 1) симпатия - избирательная привлекательность. Вызывает когнитивный, эмоциональный, поведенческий отклик, эмоциональную привлекательность;

  2) аттракция - привлечение, притяжение  одного человека к другому,  процесс предпочтения, взаимного  притяжения, взаимной симпатии; 3)антипатия:

  4) эмпатия (сопереживание, отклик одной личности на переживание другой). Эмпатия имеет несколько уровней. Первый включает в себя когнитивную эмпатию. проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональную эмпатию. Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной;

  5) совместимость (оптимальное сочетание  психологических особенностей партнеров,  способствующих оптимизации их  совместной деятельности) - несовместимость;

  6) сработанность (удовлетворение от  общения; согласованность действий).

  Отношения зарождаются, закрепляются, достигают  определенной зрелости, ослабляются, разрываются. Эти процессы зависят от следующих  критериев:-1) наличие и глубина  эмоциональных связей; 2) частота  и интенсивность контактов; 3) повторяемость  контактов; 4) доверительность в контактах.

  Уровни  межличностных отношений: 1) первичное  знакомство; 2) приятельские отношения (создают основу для дальнейшего  развития отношений); 3) товарищеские отношения (позволяют закрепить межличностный  контакт, происходит сближение интересов  и т. д.); 4) дружеские отношения (устойчивые, общность интересов, целей и т. д.); 5) супружеские.

  На  проявления межличностных отношений  влияют пол, возраст, национальность, темперамент, социальное положение, профессия и  др.

  Межличностное воздействие. Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности, т. е. источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность: 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т. п.); и которые изменяют его поведение.

Информация о работе Виды межличностного взаимодействия