Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:45, реферат
1. Определение интеракции
2. Теории межличностного взаимодействия
3. Типы взаимодействий
4. Психологические механизмы воздействия на других людей
5. Трансактный анализ общения
ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1. Определение интеракции
2. Теории межличностного взаимодействия
3. Типы взаимодействий
4. Психологические механизмы воздействия на других людей
5. Трансактный анализ общения
Процесс взаимодействия или интерактивная сторона общения – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов общения друг на друга, а также организации их совместной деятельности.
Если
коммуникативный процесс
В структуре взаимодействия можно выделить два компонента: эксплицитный (внешний) и имплицитный (внутренний). Первый – составляет этикет, т. е. установленный, регламентированный порядок действий в конкретной ситуации. Ритуальный характер взаимодействия позволяет экономить силы, не изобретая каждый раз средства для налаживания оптимальных отношений. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован.
Второй – относится к психологической стороне взаимодействия. Дело в том, что, вступая во взаимодействие, мы удовлетворяем целый ряд потребностей, связанных с поддержанием психического равновесия. Есть потребности, которые мы можем удовлетворить только вместе и посредством других людей. Чаще всего эти потребности кажутся нам настолько естественными, что не осознаются, принимаются как нечто составляющее фон, задний план сцены. Тем не менее, они существуют и требуют расхода психической энергии.
В качестве примера приведем следующие потребности, находящие удовлетворение в процессе общения:
• потребность в определении принадлежности и статуса – когда люди собираются вместе, они различными способами обозначают свой статус и принадлежность к той или иной группе. Они располагаются определенным образом относительно друг друга, выражают общность интересов и позиций взглядами, жестами, определяют свою близость или отдаленность от других;
• потребность в поддержании хороших отношений – людям свойственно испытывать потребность в хороших отношениях друг с другом. Постоянная агрессивность или неприязнь отрицательно сказываются на психическом состоянии. Поэтому взаимодействие – это серия ритуальных действий, служащих сигналами наших добрых намерений по отношению к другим людям.
С точки зрения взаимодействия, можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:
• открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение;
• отстраненная – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентацию на одну из них, но не заявленную открыто;
• закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее.
Интерактивная
сторона общения представляет собой
общую стратегию
Существует
несколько теорий, объясняющих межличностное
взаимодействие. Наиболее известные из
них: теория обмена, символический интеракционизм,
теория управления впечатлениями, психоаналитическая
теория. Основные положения этих теорий
представлены в таблице 1.
Таблица 1
Интерактивная
сторона общения предполагает психологическое
воздействие. Целью этого воздействия
является перестройка, изменение индивидуальных
или групповых психических
В процессе общения люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Однако для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т. д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.
Кооперация,
или кооперативное
• разделение единого процесса деятельности между участниками;
• изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают.
Вступая в бесконечное количество различных видов взаимодействия, люди зачастую руководствуются следующими основными мотивами взаимодействия:
• максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);
• максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);
• максимизации относительного выигрыша (конкуренция);
• максимизации выигрыша другого человека (альтруизм);
• минимизации выигрыша другого (агрессия);
• минимизации различий в выигрышах (равенство). Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии:
• сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей без ущемления интересов другого (реализуются мотивы кооперации, либо конкуренции);
• соперничество (противодействие) – предполагает ориентацию исключительно на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);
• компромисс – реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства;
• уступчивость (приспособление) предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);
• избегание – представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
Перечисленные стратегии особенно ярко проявляются в ситуации конфликта.
Воздействие одного партнера по общению на другого имеет цель изменить или сформировать установки последнего путем предоставления ему определенной информации. Эффект воздействия на человека зависит не только от того, каково содержание этой информации, но и от того, какие механизмы воздействия использовались: принуждение, убеждение, внушение, заражение, подражание.
Заражение представляет собой передачу определенного эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основанную на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т. п.). Оно заключается в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психическим состояниям. Возникновение данного социально-психологического феномена зависит от интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека (оратора) и количества слушателей: чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора.
Заражение
имеет интегративную и
Внушение – социально-психический процесс воздействия в первую очередь на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей нередко помимо (а иногда и против) их воли. Механизм внушения базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию и авторитетности источника информации. Нося вербальный характер, внушение отличается усиленным экспрессивным компонентом. Очень велика здесь роль интонации голоса, которая выражает убедительность, авторитетность, значительность слов.
Внушаемость
различна у разных людей. Она определяется
как степень податливости слушателя
внушению, способность его к
Выделяют три основные формы внушения:
1) гипнотическое внушение (в состоянии гипноза);
2) внушение в состоянии релаксации – мышечной и психической расслабленности;
3) внушение при активном состоянии бодрствования человека.
Действенность внушения зависит от особенностей субъекта и объекта и особенно от складывающихся между ними взаимоотношений. Наличие позитивной установки у объекта по отношению к субъекту способствует оптимизации воздействия. Эффективность внушающего воздействия можно осуществить за счет повышения престижности субъекта (например, выступает не представитель партии, а ее лидер), повторения воздействия в различных модификациях и подкрепления содержания логически продуманными и убедительными (с точки зрения реципиента) доказательствами. Это объясняется тем, что существующая настороженность у объекта к внушаемой информации будет разрушаться вескими аргументами. Если сопротивление реципиента высокое, то доказательства должны быть более убедительными и затрагивать его чувства.
Подражание заключается в осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта воздействия. Подражание активно используется, например, в педагогической и управленческой деятельности. Следование образцам достойного поведения преподавателей и руководителей позволяет формировать у обучающихся или подчиненных высокие личные и деловые качества. Эффективность подражания зависит от возраста, пола, личных и деловых качеств субъекта и объекта, взаимоотношений между ними и многих других характеристик.