Виды и процессы памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
1 Память и ее значение …………………………………………………………4
1.1 Ассоциации …………………………………………………………………...4
1.2 История изучения памяти ……………………………………………………5
2 Виды памяти …………………………………………………………………...8
2.1 Классификация видов памяти по характеру психической активности……8
2.2 Классификация памяти по характеру целей деятельности ………………..9
2.3 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала ...10
3 Основные процессы и механизмы памяти………………………………..12
3.1 Запоминание …………………………………………………………………12
3.2 Сохранение …………………………………………………………………..14
3.3 Воспроизведение и узнавание ……………………………………………...15
3.4 Забывание и борьба с ним …………………………………………………..17
4 Память и личность …………………………………………………………..19
4.1Индивидуальные особенности памяти ……………………………………..19
4.2 Типологические особенности памяти ……………………………………...19
4.3 Расстройства памяти ………………………………………………………..21
Заключение ……………………………………………………………………..24
Литература ……………………………………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа на тему «Виды и процессы памяти»..doc

— 119.00 Кб (Скачать)

     При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывается то, что было усвоено совсем недавно, т. е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше.

     Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский  синдром», проявляется в том, что  нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.

     Выделяют  также нарушения опосредованной памяти, когда опосредованные способы  запоминания, например рисунки, символы, связанные с некоей информацией, не помогают, а затрудняют работу памяти, т. е. подсказка не помогают в этом случае, а мешают.

     Если  при полноценном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник», т. е. незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих нарушениях памяти происходит и нарушение мотивационных компонентов памяти, т. е. незавершенные действия забываются.

Интересны факты обманов памяти, имеющих  обычно форму крайне односторонней  избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти.

     Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал и действительности, и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т. е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал.

     Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической реальностью.

Оказалось, что большую роль в закреплении  информации играют те же подкорковые  области, которые ответственны за аффективную  и мотивационную активацию психики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Наш психический мир многообразен и  разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В  свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания.

     Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют  в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих  условиях проявляться вновь и  становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков.

     Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

     Однако  мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

     Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения  является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также  его последующее сохранение.

Таким образом, память — это сложный  психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

     Перед психологической наукой стоит ряд  сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Крутецкий  В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.

2. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.

3. Общая  психология. Под редакцией В. В.  Богословского. – М.: Просвещение,1973.

4. Столяренко  Л. Д. Основы психологии. – Ростов  н/Д: Феникс, 1999.

5. Истомина З.М. «Развитие памяти»., учебно-методическое пособие. М., 1978 г.

6. Корсанов И.А., Корсанова Н.К. «Наедине с памятью» М., 1984 г.

7. Крутецкий В.А. «Психология» М. «Просвещение», 1980 г.

8. Леонтьев А.Н. «Развитие высших форм запоминания». М., 1983 г.

9. «Эволюция психологии». М., 1999г.

10. Мухина В.С. «Психология дошкольника». М., 1975 г.

11. Николаев Н. «Что мы знаем о памяти». М. 1988 г.

12. Норманн Д.А. «Память и научение». М., 1983 г.

Информация о работе Виды и процессы памяти