Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:08, реферат
Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности. Радость, печаль, возмущение, восхищение, любовь, ненависть - все это различные формы субъективного отношения человека к действительности: эмоции и чувства.
1.Эмоции, общее понятие.
2.Функции эмоций.
3.Виды эмоций:
3.1.Ситуативные эмоции.
3.2.Устойчивые эмоции.
3.3.Эмоциональный тонн.
3.4.Управление эмоциями.
4.Высшие эмоции.
Используемая литература.
гуманных условиях социального бытия, в условиях повышенной социальной
ответственности
окружающих людей, неизменно исполняющих
свой социальный долг.
Чувство долга - это осознание и принятие человеком социальных
обязанностей. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.
Совесть - способность личности к нравственному самоконтролю,
критерий ее нравственного самосознания.
Чувство чести - повышенная эмоциональная чувствительность по
отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.
Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести составляют основу социально адаптированного поведения. Все эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.
Нравственные решения, принимаемые в трудных ситуациях, - это утверждение индивидом своей человеческой сущности.
Эстетические чувства (от греч. aisthetikos - чувствующий)
- восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной
среде, придание прекрасному ценностного значения.
Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства - один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.
Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности
созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного.
Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и
теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с
непосредственно
чувственным отражением соответствия
действительности ее высшим эталонам.
Прекрасно, по определению Н.Г. Чернышевского, то существо, в котором мы
видим жизнь такою, какой она должна быть по нашим понятиям. Человек способен отражать меру совершенства вещей - правильность, гармоничность,
целесообразность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и пластических отношениях, наслаждаться этой гармонией.
Эстетические
чувства формируются в
Искусство - образное отражение сущностных сторон действительности - рассчитано на способность человека понимать символическое отображение идеализированной действительности. Опираясь на воображение, искусство расширяет рамки непосредственного опыта, становится средством формирования идеальных устремлений человека.
Воспринимая произведения искусства, человек по сути занимается конструктивной деятельностью, формирует собственный эстетический объект, осуществляет (вслед за художником) вторичный эстетический синтез. Художественный образ является стимулом, вызывающим функционирование тех чувств, на которые способен данный индивид. Эстетическая реакция содержит элемент встречного жизнеутверждения, возвышения над изображаемой ситуацией, духовный отклик на нее.
Искусство обогащает духовную жизнь человека, возвышает его над обыденностью жизни и в высших своих проявлениях осуществляет катарсис (от греч. katharsis - очищение) - духовное перерождение через эмоциональное потрясение. Подлинное произведение искусства несет в себе нравственный потенциал, формирует соответствующие поведенческие установки.
Эстетические чувства проявляются не только в переживании прекрасного и безобразного, но и в переживании комического и трагического.
Смешное, комическое возникает обычно в ситуации каких-либо неожиданных несоответствий. В юморе серьезное выступает под маской
смешного, в иронии - смешное под маской серьезного;
возможно и возвышенное комическое (образ Дон-Кихота). Восприятие комического сопровождается экспрессивной эмоцией - смехом, непроизвольной реакцией психической разрядки.
Но смеяться
можно не над всем. Нельзя смеяться
над людскими страданиями и разрушением
социальных ценностей. Здесь вступает
в свои права эстетическое чувство трагического.
Чувство трагического - возвышенно-патетическое
чувство, чувство утраты бесконечно дорогого
и сверхценного. Это чувство связано также
с самоперестройкой личности, утверждением
жизненной стойкости личности, ее несгибаемости
под ударами судьбы.
Интеллектуальные чувства.
Радость познания
- одно из самых сильных чувств, ради
которых человек устремляется в космос
и спускается на дно океана, рискует жизнью
и отказывается от удовлетворения многих
житейских потребностей.
Возникновение и удовлетворение познавательной потребности связано с особыми психическими состояниями, интеллектуальными чувствами - любопытством и любознательностью.
Любопытство - направленность сознания на снятие
неопределенности с той или иной проблемной ситуации. Так, уличное происшествие привлекает толпу, необычные посетители обращают на себя внимание присутствующих - во всех этих случаях действует ориентировочный рефлекс, лежащий в основе состояния любопытства.
Но состояние
любопытства прекращается сразу
после его удовлетворения, оно не
служит основой для дальнейшего познания.
Чем выше культурный уровень человека,
уровень его психического развития, тем
он более любознателен.
Любознательность - устойчивое состояние познавательной
направленности личности.
Одно из самых ценных интеллектуальных чувств человека - неудовлетворенность достигнутыми знаниями, испытываемая им радость познания, все более глубокого и широкого освоения действительности.
Используемая литература:
1.
Анохин П.К. Эмоции и
1966. –420 с
2. Психология:
Словарь/под ред. Петровского А. В, Ярошевского
М. Г. – М:
1990. - 280 с.
3. Психология эмоций: Тексты. –
М: Просвещение. – 1984. – 390 с.
4. Рогов
Е. И. Настольная книга практического психолога
в образовании.
В 2 кн. – М:
Владос. – 1999. \
5. Рубинштейн
С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. – М:
1989.
6. Эмоции и личность/Сост. Строков Ю. П. – Тюмень: ТГУ. – 1998. – 148 с.