Виды и функции эмоций

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:08, реферат

Описание работы

Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности. Радость, печаль, возмущение, восхищение, любовь, ненависть - все это различные формы субъективного отношения человека к действительности: эмоции и чувства.

Содержание

1.Эмоции, общее понятие.
2.Функции эмоций.
3.Виды эмоций:
3.1.Ситуативные эмоции.
3.2.Устойчивые эмоции.
3.3.Эмоциональный тонн.
3.4.Управление эмоциями.
4.Высшие эмоции.
Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

ВИДЫ И ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ-реферат по психологии.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Увы, избежать стрессов невозможно в принципе. Это механизм приспособления к окружающей среде. Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций существует понятие стресса и дистресса.

             Стресс - это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций;

             Дистресс - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды. 
 
 

                        Тест: "Подвержены ли вы стрессу?" 

В каждой из приведенных  ниже шести групп  ответов отметьте одну букву (а, б или  в) в позициях, которые  соответствуют вашему характеру. 

1.   а) В работе, в отношениях с представителями противоположного   
           пола,  в спортивных или азартных играх вы не боитесь  
           соперничества и   проявляете агрессивность.

   б) Если в игре вы теряете несколько очков или если представитель

    (представительница) противоположного пола не реагирует  
          должным образом на самые первые ваши знаки внимания,  
           то вы сдаетесь и "выходите из игры".

  в) Вы избегаете какой бы то ни было конфронтации. 

2.  а) Вы честолюбивы и хотите многого достичь.

   б) Вы сидите и ждете "у моря погоды".

  в) Вы ищите предлог увильнуть от работы. 
 

3.  а) Вы любите  работать быстро, и часто вам  не терпится 
         поскорее закончить дело.

  б) Вы надеетесь, что кто-то будет вас "подстегивать".

  в) Когда вы вечером приходите домой, то думаете о том,  
         что сегодня было на работе.
 

4. а) Вы разговариваете  слишком быстро  и слишком громко.  
       В беседе вы  высказываетесь чересчур категорично и  
         перебиваете других.

  б) Когда вам отвечают "нет", вы реагируете совершенно спокойно.

  в) Вам с трудом удаётся выражать свои чувства и тревоги.

 
5. а) Вам часто  становится скучно.

  б) Вам нравится ничего не делать.

  в) Вы действуете в соответствии с желаниями других людей,  
         а не со своими  собственными.

 
6.  а) Вы быстро  ходите, едите и  пьете.

  б) Если вы забыли что-то сделать, вас это не беспокоит.

  в) Вы сдерживаете свои чувства.

 
                   Оценка ответов

Ответ по категории "а" дает 6 очков, "б" - 4 очка, "в" - 2 очка.

Подсчитайте очки, и у вас  получится:

     24 - 36 очков. Вы в высшей степени подвержены

стрессу, у вас даже могут  появиться симптомы болезней, вызванных  стрессом, таких, как сердечная недостаточность, язвенная болезнь и др. 

     18 - 24 очка. Вы человек спокойный и не подвержены стрессу.

Если  вы набрали намного больше 18 очков, то вам можно посоветовать быть терпимее к окружающим. Это позволит вам добиться улучшения вашего межличностного статуса. 
 

                           Управление эмоциями.

    Важнейшим фактором эмоциональной жизни человека являются взаимодействие с другими людьми, общение, установление эмоционального контакта, двусторонних отношений. При этом очень важно, чтобы каждый чувствовал себя предметом заинтересованности и симпатии, и сам был открыт для окружающих, созвучен переживаемым ими эмоциям. Эмоции составляют важнейший компонент жизни человека.

    Именно  поэтому необходимо стараться контролировать, анализировать и развивать свою эмоциональную сферу. Мы переживаем эмоции, но не познаем их. Можем ли мы управлять своими эмоциями? Избавиться от чувства вины, стыда, обид и прочего? Если же мы не умеем управлять своими эмоциями, то наше поведение заключается в том, что когда стыдно, делаем вид, что безразлично; когда больно, скрываем боль; когда обидно внешне проявляем лишь раздражение или неприкрытый гнев. Это все показывает, что мы умеем сдерживать внешние проявления эмоций, а не устранять ее. Эмоции в этом случае остаются в нас, разрушают и сказываются на окружающих людях, которые совершенно не виноваты в том, что нас “рвут на части эмоции”.. Великий человек – это такой человек, который умеет понять себя и окружающий мир, принять его таким, каков он есть.

    Любая эмоция возникает в определенных обстоятельствах, чем примитивнее  и проще эмоция, например, страх  или отвращение, тем труднее осознать и понять ее.

    Собственно  все эмоции имеют именно эту основу. Любой человек из нашего окружения  может быть источником, как радости, так и неприятностей. Через людей  мы удовлетворяем большую часть  своих потребностей, от другого мы эмпатически (воспринимая его мир точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков) заражаемся радостью или страхом. Другой человек может обеспечить нашу безопасность или наоборот ее уменьшить. Его настрой действует на нас, хотя мы смутно представляем, как это происходит. Мы вроде бы входим в личный мир другого и пребываем в нем “как дома”. Необходимо понимать, что этот процесс должен быть деликатным, без оценивания и осуждения. Для этого нужно оставить на некоторое время свои ценности, эмоции, свою точку зрения, чтобы войти в мир другого без предвзятости.

    Это может помочь разобраться в своих  эмоциях, в их природе; понять поступки и эмоции других людей, оценить все  с учетом интересов как своих, так и другого человека. Помня, что мы в ответе за себя и свои действия, свои поступки и решения. Не нарушая границу с эгоизмом четко осознавать, определять свои желания, чувства, действия, не навязывать их и не требовать 100 % их принятия другими. Они имеют право на свое видение.

    Преодолевать  барьеры взаимопонимания, возникающие  в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое — самому не создавать эти барьеры. Чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов.

    Поскольку эмоции не всегда желательны, так как  при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление. Снятию эмоционального напряжения способствуют:

  • (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»); для этого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезной физической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бы сама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи, рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий у многих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения;
  • написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение; этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных;
  • слушание музыки; музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Греции (Гиппократ);
  • изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса-Ланге);
  • активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность;
  • мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.

    Настойчивые попытки воздействовать на очень  взволнованного человека при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. Действительно, учеными установлено, что вместе со слезами из организма удаляется вещество, возбуждающее центральную нервную систему.  
 

                    ВЫСШИЕ ЭМОЦИИ - ЧУВСТВА

 

      Чувства - эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнедеятельности данного человека как личности.

            Если низшие, ситуативные эмоции связаны с удовлетворением биологических потребностей, то высшие эмоции - чувства связаны с личностными, социально значимыми ценностями.

Чувства - базовые  эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением - формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. "Значение для меня" в чувствах трансформируется в "значение для нас". Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида.  
Дефекты социализации-несформированность базовых чувств индивида, его ситуативная зависимость от стихии низших эмоций.
 

Чувства человека иерархически организованы - у каждого  индивида есть

доминирующие  чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.

Иерархия чувств определяет мотивационную сферу  личности.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства. 

            Праксические чувства (от греч. praxis - опыт, практика) -

чувства, возникающие в практической деятельности. Еще Аристотель говорил, что видов чувств столько, сколько видов деятельности.

Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. В процессе антропогенеза у человека сформировалась потребность в труде, эмоциональное отношение не только к результатам, но и к процессу труда, ибо в нем, преодолевая препятствия, он утверждает и совершенствует себя, свои психические и физические возможности.

Особенно эмоциональны те виды труда, которые связаны с творчеством, поиском нового. Эмоционально переживается умственное и физическое напряжение трудового процесса. В труде человек удовлетворяет свои потребности; в труде сформировалось его чувство радости в связи с достижением цели: Устремленность человека к значимым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим

эмоциональным состоянием.

              Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости.

Совокупность  выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Теория этих норм и правил - этикой, а практическая их реализация - нравственностью.

Нравственные  чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции - "нравственный закон внутри нас". Поведение человека формируется и модифицируется через формирование его доминирующих нравственных чувств, его сверхсознания.

Регуляционная роль нравственных чувств первична - они  могут подстраивать под себя и доводы разума.

Между сознанием  и поведением индивида нет прямой связи. Нельзя обучить

нравственности - моральные правила могут быть привиты лишь к "дереву чувств".

               Нравственный человек - не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

Нравственность  не следует трактовать как внутреннюю полицию духа.

Нравственность  свободна по своей сущности. Тоталитаризм, пытавшийся принудить всех к соблюдению единого кодекса поведения, оставил после себя лишь массовые социальные отклонения.

Человек должен добровольно и с радостью брать  на себя свои человеческие

обязанности. Нравственное поведение не может быть основано только на системе внешних запретов, оно порождается гаммой положительных нравственных установок личности. Человек может стать ангелом только в свободном полете. В условиях принуждения он может стать дьяволом.

Не угрозы и  запрета формируют нравственную личность; она формируется в

Информация о работе Виды и функции эмоций