Виды и формы мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:17, реферат

Описание работы

Мышление - психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира.
Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Содержание

Введение…………………………………………..3
1. Мышление и его свойства………….4
2. Виды мышления…………………….5
3. Формы мышления…………………..10
Заключение……………………………………….14
Список литературы………………………………15

Работа содержит 1 файл

реферат по мышлению.doc

— 83.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание:

Введение…………………………………………..3

          1. Мышление и его свойства………….4

          2. Виды мышления…………………….5

          3. Формы мышления…………………..10

Заключение……………………………………….14

Список  литературы………………………………15 
 
 
 
 
 

       
 
 
 

                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

    Введение

     Мышление - психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира.

     Задача  мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов. Мышление является процессом, причём сложным, протекающим в сознании человека и возможно без проявления видимых действий.

     В своем реферате я рассмотрю такие  понятия как виды, свойства и формы  мышления 
 
 
 
 
 
 
 

                                      

                  
 
 

                                               

                               1. Мышление и его свойства

     В процессе ощущения и восприятия человек  познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его  отражения, именно это понятие трактуется как мышление. Мышление - процесс отражения в сознании человека реальной действительности путём синтеза и анализа всех познавательных процессов. На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

     Понятие мышления раскрывается в его свойствах.

     Свойства  мышления:

     1) непрерывность;

     2) осознаваемость и неосознаваемость;

     3) скорость протекания мыслительных процессов - количество ассоциаций за единицу времени;

     4) подвижность и/или гибкость - способность найти нужную ассоциацию в быстро меняющихся условиях;

     5) полнота мышления (объем) - обеспечивается широтой и глубиной, от которой зависит критичность;

     6) логичность мышления - способность строить суждения из умозаключения, согласно законам логики (с учетом внутренней закономерности);

     7) доказательность - способность доказывать и обосновывать суждения, умозаключения и принятое суждение.

     Принятие  решения - этап волевого акта, после  наступает деятельность;

     8) последовательность (координированность) - подчинение внутренней целесообразности;

     9) связность мышления - способность установления логических связей в последовательной цепи ассоциаций;

     10) целенаправленность - направление мышления, сохранение в течение необходимого времени подчиненности направления ассоциативного процесса, определенной задаче. В патологиях это триединство может нарушаться в разных соотношениях;

     11) речь - это внешнее выражение мышления, т.е. свойством мышления является грамматическая стройность - внутреннее или внешнее выражение ассоциативного процесса в определенной форме, согласно законам филологии соответствующего языка;

     12) критичность мышления - умение адекватно оценивать результаты собственной ассоциативной, мыслительной деятельности;

     Дополнительные  свойства мышления:

     экономичность - выполнение мыслительной деятельности (задачи) с помощью наименьшего числа ассоциаций;

     самостоятельность - независимость от др. мнений в принятии решений и в возможности получения правильного ответа;

     находчивость - умение быстро найти способ решения мыслит. задачи (коррелирует с быстротой течения ассоциаций);

     оригинальность  - способность принимать нестандартные решения (индивидуальность и неординарность выбора);

     остроумие - способность к необходимым, нестандартным умозаключениям на основе скрытых от других смысловых связей (коррелирует с быстротой, глубиной, подвижностью);

     пытливость - стремление добраться до истоков (причин);

     любознательность - стремление охватить наибольшее число предметов и явлений.

                                     2. Виды мышления

     1. Теоретическое - познание законов  и правил. Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.

     2. Практическое - разработка средств  к решению, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.

     3. Наглядно-действенное - основной  задачей этого вида является  восприятие предметов и преобразование их в реальной действительности, правильные действия с данными предметами направленные на решение задачи. Результатом является создание какого-либо материального продукта. При воздействии предметов друг на друга в ходе манипулятивной активности человек опирается на ряд универсальных операций: практического анализа предметов и явлений (познание и использование физических качеств предметов); практического синтеза (при переносе навыков). Такое мышление ограничено индивидуальным сенсомоторным опытом и рамками ситуаций в которых оно формируется и протекает.

     4. Наглядно-образное - при протекании  этого вида мышления, человек  привязан к действительности, использует  конкретные образы для решения  возникшей ситуации, а сами необходимые  для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Характерно для проявления в сиюминутных ситуациях, непосредственно в реальности, которой находится человек в данный промежуток времени.

     5. Словесно-логическое - это вид мышления  опосредованный знаками, из которых непосредственно складываются понятия. Словесно-логическое мышление осуществляется путем умозрительной логической связи конкретных предметов, объектов, процессов и явлений со звуками, с языковыми звуками, со словами и словосочетаниями, с понятиями, выраженными в языке в виде слов и знаков, и обозначающими данные предметы и объекты. Здесь уместно заметить, что мышление объективно связано не только с воображением, памятью, восприятием, но и с речью, в которой мышление реализуется и с помощью которой оно осуществляется. Направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. При таком виде мышления важно понять разницу, она заключается в том, что человек воспринимает не образ, а буквенное отражение или происходит звуковой контакт (речь); на основе данных видов восприятия человек сопоставляет полученную информацию в образ, либо координирует свои дальнейшие действия для решения задачи.

 
 
 

Рис.1 Классификация  видов мышления 
 

     В психологии существует различная классификация  видов мышления (Рис.1) , поэтому рассмотрим ещё несколько видов или как их классифицируют «основополагающие типы» мышления.

     · Аутистическое мышление - данный тип мышления направлен на удовлетворение собственных интересов. Потребности в данном случае более личностно ориентированы. Во многих отношениях аутистическое мышление противоположно реалистическому. При аутистическом типе мышления актуальные, общепринятые ассоциации тормозятся, как бы отодвигаются на второй план, личностные ориентиры в свою очередь доминируют, в отдельных случаях преобладают аффекты. Таким образом, личные интересы получают простор для ассоциаций, даже если порождают логические несоответствия. Аутистическое мышление порождает иллюзии, а не истины.

     · Реалистическое мышление - правильно отражает действительность, делает поведение человека в различных ситуациях разумным. Целью операций реалистического мышления является создание правильной картины мира, нахождение истины.

     · Эгоцентрическое мышление - характеризуется как правило тем, что человек не способен принять точку зрения не совпадающую с его «эго». Как правило, логические принципы соблюдаются, но они не ведут к рациональному решению задачи, противоречат общепринятым законам, не соответствуют временным тенденциям. Такие люди воспринимают картину мира, как «всё зависит от моего мнения и решения, причём другого как правило не дано. В отдельных ярко выраженных случаях может привести к отклонениям: мания величия, раздвоение личности (реже).

     · Репродуктивное - специфику этого типа мышления можно охарактеризовать как поиск и установление связей и отношений между готовыми продуктами мыслительной деятельности, которые фиксированы в знаковой форме. Данный тип предполагает интенсивную мыслительную деятельность. Часто встречается в педагогической практике, когда знаковые формы, фиксирующие содержание и отношение понятий даны и понятны для восприятия, а понимание и логическое сопоставление отсутствует, в следствие различных личностных аспектов непонимания.

     Изложенные выше классификации мышления могут быть сформулированы в виде ряда закономерностей мыслительного процесса.

     - основная функция процессов мышления - ориентировка субъекта в окружающем мире посредством установления межпредметных связей и отношений, на основе различных средств и способов.

     - процессы установления связей и отношений протекают на нескольких взаимосвязанных уровнях основанных на логических сопоставлениях наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-образного или наглядно-действенного мышления.

     - на каждом уровне мышления установление межпредметных связей и отношений реализуется посредством ряда универсальных взаимосвязанных обратимых операций: анализа и синтеза; обобщения и конкретизации. Такие операции могут объединяться в функциональные схемы, психологические механизмы, обеспечивающие выполнение мыслительных действий при решении различных задач. Характеристика этих операций приведена ниже.

                                  3. Формы мышления

     Познание  реальности, и объективное её отражение, это сложный многоуровневый процесс, одной из структурных единиц которого является понятие. Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность . (Рис.2)

 

     Рис.2 Взаимосвязь форм мышления 

     Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом - уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий - результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Понятие - усвоенная конечная характеристика, даже абстрактная или обобщённая. При возникновении нового понятия происходит его усвоение. Усвоить понятие - это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.

Информация о работе Виды и формы мышления