Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 00:32, реферат
Современная социальная действительность представляет человеку большое количество различных перспектив. Выбрать среди них бывает очень сложно, тем более для человека мало знакомого с динамичным и изменчивым миром профессий.
Введение
Психологические основы профессионального самоопределения
Основные моменты профессионального самоопределения личности
Подростковый возраст
Юность
Молодость
Профессиональное становление личности
Выводы
Список использованных источников
З курсу
”Профорієнтація та профвідбір”
На
тему: Вибір професії як найважливіша
фахова проблема
Список использованных
Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие.
Американские исследователи показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость жизнью
Безусловно, адекватность выбора и уровень усвоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Современная социальная действительность представляет человеку большое количество различных перспектив. Выбрать среди них бывает очень сложно, тем более для человека мало знакомого с динамичным и изменчивым миром профессий.
В мире ежегодно появляются около 500 новых профессий. Вместе с тем многие из них сегодня “живут” лишь 5-15 лет, а затем либо “умирают” либо меняются до неузнаваемости (26, С.45).
Такая ситуация крайне затрудняет профессиональный выбор.
У
многих людей, столкнувшихся с этой
проблемой, возникает чувство
Выступая
отраслью педагогической психологии,
психология профессионального образования
исследует психологические
Профессиональное образование должно быть ориентировано на получение профессии, что делает необходимым исследование таких проблем профессиональной подготовки, как профессиональное самоопределение или выбор профессии, профессиональное самосознание, анализ этапов профессионального развития субъекта и связанных с ним психологических проблем сопровождения профессиональной деятельности;
Важнейшим
критерием осознания и
Можно
констатировать, что перед личностью
постоянно возникают проблемы, требующие
от нее определения своего отношения
к профессиям, иногда анализа и
рефлексии собственных
Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
Ядром
профессионального
Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
Актуализация
профессионального самоопределения личности
инициируется разного рода событиями,
такими как окончание общеобразовательной
школы, профессионального учебного заведения,
повышение квалификации, увольнение с
работы и т.д.
Профессиональное самоопределение является
важной характеристикой социально-психологической
зрелости личности, ее потребности в самореализации
и самоактуализации.
В
подростковом возрасте закладываются
основы нравственного отношения к разным
видам труда, происходит формирование
системы личностных ценностей, которые
определяют избирательность отношения
подростков к различным профессиям.
Дифференцированное отношение к разным
учебным предметам, занятия в кружках
художественного и технического творчества
формируют и подростков учебно-профессиональные
намерения и профессионально ориентированные
мечты. Образцы желаемого будущего, профессиональные
мечты становятся психологическими вехами,
штрихами профессионального самоопределения.
Ранняя юность. Важнейшая задача этого
возраста – выбор профессии. Это период
реалистической оптации. Профессиональные
намерения подростков диффузны и неопределенны.
Выбор учебно-профессионального учреждения
в данном возрасте часто бывает психологически
не обоснован. Психологически более комфортно
чувствуют себя те девушки и юноши, которые
получают среднее (полное) общее образование.
Психологически устремленные в будущее,
они понимают, что благополучие и успех
в жизни, прежде всего, будут зависеть
от правильного выбора профессии.
Юность.
Подавляющее большинство юношей
и девушек уже учащиеся, их участие
в производительном труде рассматривается
не только и не только с точки зрения его
экономической эффективности, сколько
с точки зрения его воспитательной ценности.
Ведущей деятельностью в юности является
профессиональное образование.
Молодость. Освоение профессиональной
деятельности приводит к развитию следующих
психологических новообразований: профессиональной
социализации, профессионального опыта,
профессионально важных качеств, профессиональной
идентичности.
Актуальным становится профессиональный
рост. Часть сверстников уже добилась
определенных профессиональных достижений.
Но подавляющее большинство молодых людей,
завершивших, казалось бы, строительство
своей жизни и профессионально самоопределившихся,
начинают испытывать психологический
дискомфорт, обусловленный нереализованными
возвышенными профессиональными планами
и психологическим насыщенным профессиональным
трудом. Наступает период душевной смуты.
Ревизия профессиональной жизни инициирует
определение новых жизненно значимых
целей.
Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену работы или профессии. Это наиболее продуктивный возраст – период реализации себя как личности, использования своего профессионального потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека. Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния – профессионального оптимизма.
Все
эти профессионально обусловленные
изменения способствуют профессиональному
самоутверждению, конституируют самоопределение
личности в профессиональной культуре
и означают полную интеграцию в профессиональную
среду.
Наряду с этими психологически позитивными
изменениями происходят и деструктивные.
Часть профессионалов, в большей мере
сориентированных на признание своего
профессионально-
Основными психологическими новообразованиями в возрасте 28-33 лет становятся социально-профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, профессионально обусловленные черты характера.
Период относительно спокойной жизнедеятельности 34-42 года. Женщины и мужчины примеряются с социально-профессиональными условиями и семейными отношениями. Многие становятся профессионалами, самоопределяются в профессиональном сообществе, достигают вершин профессионализма и пика творческих успехов.
Особенностями социальной ситуации развития в 45-60 лет обусловлены следующими моментами:
-
постепенное физическое
-
изменение жизненного
- сужение перспектив профессионального
продвижения, карьеры.
Началом данного процесса является формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период становления личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства – перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.
Следующая
стадия становления начинается с
поступления в профессиональное
учебное заведение (ПТУ, техникум, вуз).
Социальная ситуация характеризуется
новой социальной ролью личности (учащийся,
студент), новыми взаимоотношениями в
коллективе, большей социальной независимостью,
политическим и гражданским совершеннолетием.
Ведущая деятельность – профессионально-
После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.
Профессиональная
активность личности на этой стадии резко
возрастает. Она направлена на социально-профессиональную
адаптацию – освоение системы взаимоотношений
в коллективе, новой социальной роли, приобретение
профессионального опыта и самостоятельное
выполнение профессионального труда.
По мере освоения профессии личность все
больше «погружается» в профессиональную
среду. Реализация деятельности осуществляется
относительно устойчивыми и оптимальными
для работников способами. Стабилизация
профессиональной деятельности приводит
к формированию новой системы отношений
личности к окружающей действительности
и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию
новой социальной ситуации, а сама профессиональная
деятельность характеризуется индивидуальными
личностносообразными технологиями выполнения.
Наступает стадия первичной профессионализации.
Информация о работе Вибір професії як найважливіша фахова проблема