Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 00:36, реферат
Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) занимает важное место в ряду биологических дисциплин и имеет существенное значение для понимания физиологических механизмов некоторых психических явлений и сложных форм приспособительного поведения животных и человека. Этот раздел психологии был создан выдающимся русским учёным И.П.Павловым и его школой.
Введение _______________________________________________3
Понятие о рефлексе ______________________________________4
Условный рефлекс и его формирование _____________________5
Классификация условных рефлексов _______________________9
Заключение ____________________________________________15
Литература ____________________________________________16
Министерство образования и науки Российской федерации
Университет Российской Академии образования
Психологический факультет
Реферат по Физиологии высшей нервной деятельности на тему:
«Условные рефлексы. Их биологическое значение.»
Москва
2009
План:
2
1.Введение.
Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) занимает важное место в ряду биологических дисциплин и имеет существенное значение для понимания физиологических механизмов некоторых психических явлений и сложных форм приспособительного поведения животных и человека. Этот раздел психологии был создан выдающимся русским учёным И.П.Павловым и его школой.
По определению И.П. Павлова, высшая нервная деятельность – это формы деятельности организма, направленные на взаимодействие организма с внешней средой (в отличие от низшей нервной деятельности, обращённой на взаимодействие организма «с самим собой», то есть на регуляцию внутренних процессов, поддержание гомеостаза и осуществление простейших моторных актов).
ВНД
осуществляется за счёт
Функциональной
единицей ВНД Павлов считал
условный рефлекс. Понятие
3
позиций материалистической науки. В 1863 г. в России появилась работа
гениального физиолога И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», где впервые была высказана мысль о том, что в основе психических процессов лежит рефлекторный принцип, и что человек представляет собой психологическое
единство. Но только И.П. Павловым и его школой были разработаны объективные методы изучения механизмов психических процессов. Павлов был первым, кто обратил внимание на то, что экспериментальное животное может вырабатывать реакцию на сигнал, предшествующий тому или иному раздражителю, и давать на него ответ, который давало бы непосредственно на раздражитель. Именно эту реакцию на сигнал, предшествующий безусловному раздражителю, Павлов назвал условным рефлексом и увидел в нём высшую форму рефлекторной деятельности, лежащую в основе сложного приспособительного поведения.
2. Понятие о рефлексе.
Выдвинутая в XVIII в. идея о рефлекторном, ответном характере нервных процессов, обеспечивающих связь человека с внешним миром, приобрела интенсивное развитие в XIX – XX вв. на основе новых неопровержимых экспериментальных данных, полученных строгими научными методами. Она началось с объяснения отдельных простейших движений человека, а затем была распространена на всю высшую нервную деятельность и переформулирована в её рефлекторный принцип. «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы», – писал И.М. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга».
Рефлекс
– ответ организма на внешнее
воздействие. Это одна из
4
представляющим в нём какой-то орган, и, наконец, от него по центробежному – эфферентному (исполнительному) – пути от них к органам, осуществляющим соответствующее ответное движение, сокращение, выделение и пр. Этот трёхзвенный нервный путь упрощённо изображается в виде «дуги рефлекса».
3. Условный рефлекс и его формирование.
В реальной жизнедеятельности человека значительно больше нестандартных ситуаций и факторов, чем стандартных, а поэтому безусловные рефлексы не могут обеспечивать правильное поведение во всём многообразии жизни. Зато это в возможностях условных рефлексов. Они не врожденны, и у них нет готового с рождения нервного пути, в начале которого раздражение, а в конце обязательный эффекторный ответ. Появляющийся на свет ребёнок имеет лишь набор разных нервных элементов, нужных для нестандартной реакции: афферентных, центральных, эффекторных, но не соединенных в одну цепь «дуг рефлекса». Это нейронный набор представляет собой потенциал для прижизненного соединения их в любых вариантах и образования новых рефлекторных путей у растущего и развивающегося человека в опыте его встреч с нестандартными ситуациями. Мозг способен использовать этот потенциал и формировать новые способы реагирования на нестандартные условия, т.е. условные рефлексы. Большой вклад в их исследование внёс И.П. Павлов, используя разработанную им оригинальную методику. Она использовалась при изучении слюноотделительных рефлексов у собак.
Животное подвергалось операции: один из слюноотделительных протоков
5
выводился из ротовой полости на поверхность кожи, к нему прикреплялась пробирка, в которую выделялась слюна. Это давало возможность точно определять: когда, в каком количестве, с какой интенсивностью у собаки выделяется слюна. Далее животное помещали в специальную звуконепроницаемую камеру, отдельную от экспериментатора, фиксировали ремнями. Для вызова рефлекторного слюноотделения применяли пищевой раздражитель. В камере находились приборы для вызова разнообразных раздражений: звонок, лампочки, кожные касалки и др. процедура выработки нового рефлекса сводилась к следующему:
Регистрация слюноотделения производилась по шкале, на которой укреплена трубка: слюна, поступающая из резервуарчика на щеке собаки в баночку Б, вытесняла из неё воздух, который давил на жидкость в трубке А.
Общий
механизм образования условных
рефлексов можно изобразить
образует относительно слабый очаг возбуждения в мозговых центрах и коре больших полушарий. Вслед за этим приводится в действие имеющий значение раздражитель (у И.П. Павлова – пища), который тоже вызывает очаг возбуждения, но несравненно более сильный (рис. А).
При таком сочетании последний направляет к себе возбуждение из слабого очага. Если такая ситуация несколько раз совпадает по времени, то между этими очагами образуется временная нервная ассоциативная условно-рефлекторная связь, т.е. она возникает при определённых условиях. Образование условного рефлекса и заключается в возникновении такой связи. Индифферентный раздражитель превращается в условный, значимый, сигнальный, т.е. в предвестника появления значимого события и становится способным вызывать сложившуюся именно в данных условиях ответную реакцию – условную реакцию.
Временная нервная (условно-рефлекторная) связь – это не врождённый феномен, а функционально и прижизненно возникший проторенный путь, по которому избирательная иррадиация возбуждения начинает облегчённо протекать от одного очага к другому. Эта новая связь замыкает в центре до того не связанные
7
афферентные и эфферентные составляющие и превращает сам рефлекс в единое функциональное нервное образование, целое.
Многие
учёные считают, что
Следует заметить, что рефлексы возникают не только на позитивно, но и негативно значимые раздражители – неприятные, опасные, угрожающие, болезненные и т.п. Так, если в описанном выше классическом эксперименте за светом будет следовать удар электрическим током, то он станет сигналом опасности и вызовет у животного беспокойство, страх, уклоняющиеся и оборонительные действия ещё до удара. Такие рефлексы вырабатываются даже быстрее, чем на положительные подкрепления. Концентрируя сказанное и дополняя его можно выделить, как минимум пять основных условий, нужных для достаточно успешного образования временной связи:
Таким
образом, поступление в мозг
сначала индифферентных
8
затем и возбуждений от подкрепляющего раздражителя (сильного, уже вызвавшего реакцию) служит главным условием физиологического функционального замыкания связи, именуемой условно-рефлекторной, и формирования самого условного рефлекса.
Биологический
смысл формирования каждого
4. Классификация условных рефлексов.
Существуют несколько классификаций условных рефлексов в зависимости от критерия, который принят за основу классификации.
По типу безусловного рефлекса, на основе которого образуется условный рефлекс, различают:
По
характеру условного раздражите
9
Информация о работе Условные рефлексы. Их биологическое значение