Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:11, курсовая работа
Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения.
Введение
Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят.
существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. В России в результате изменения общественного устройства при переходе от административно-командной системы к системе, основанной на рыночных отношениях, произошла стремительная дезинтеграция общественных групп и институтов, утрата личностной идентификации с прежними социальными структурами. Наблюдается расшатывание нормативно-ценностных систем старого сознания под воздействием пропаганды идей и принципов нового политического мышления.
Жизнь людей индивидуализируется, меньше регламентируются извне их действия. Предполагается, что члены общества должны рассчитывать на себя, рисковать, делать выбор и нести за него ответственность. Намечается движение по пути большей свободы человека (в выборе целей и средств их достижения), что выражается в переходе к новой системе ценностей. Формирование новой системы ценностей в условиях ослабления политического и идеологического прессинга сопровождается критическим осмыслением старых, присущих обществу социалистического типа ценностей, вплоть до полного их отрицания. К сожалению, такой подход часто приводит к отрицанию всего опыта предшествующего поколения. В связи с этим в современной литературе многие авторы говорят о кризисе ценностей в российском обществе.
Периодом возникновения сознательного “”я”, - пишет И.С.Кон , - “как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст ” Развитие самосознание - центральный психический процесс переходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этот возраст “критическим периодом формирования самосознания”.
Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные рамки этой стадии, т.к. терминология в области взросления несколько запутана ( см., например, и др. ). В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность ( 15-17 лет ) только начало этого сложного этапа развития, который завершается примерно к 20 -21 годам.
Развитие самосознания как и любого сложного психического новообразования, проходит ряд сменяющих друг друга стадий. С этой точки зрения ранний юношеский возраст можно охарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления интегративных качеств. Интенсивное развитие того уровня самосознания будет осуществляться в юношеском возрасте. Его специфические черты - повышение значимости для формирования Я-концепции системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия - позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности.
Одним из основных механизмов самопознания подростком или юношей самого себя , своего внутреннего мира является личностная рефлексия, которая, в отличие от логической рефлексии, направленной на решение задач, понимается как деятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом еще исследует и себя как исследователя. Феноменом личностной рефлексии являются рефлексивные ожидания, которые понимаются как представления человека о том, что о нем думают люди, составляющие круг его общения. другие люди.
Глава 1
Развитие самосознания
(Самосознание возникает и развивается на основе такой
практической деятельности ребенка, которая предполага-
ет его собственную активность и сотрудничество с окруж,.-
ющими людьми, а система воспитания и образования
играет в этом процессе решающую роль. Формирующиеся
представления индивида о самом себе объединяются в
образе «Я», в структуре которого выделяются две части:
когнитивная (знания о себе) и аффективная (отношение
к себе). Экспериментальные данные (Б. Г. Ананьев,
1948; А. В. Захарова. Т. Ю. Андрущенко, 1980; А. И. Лип-
кина. 1976; М. И. Лисина, 1978; Т. В. Снегирева. 1978;
А. ДА. Прихожан, 1983) показывают, что образ «Я» как
совокупный продукт информации, полученной в общении и
через личный опыт, представляет собой сложное единство
осознаваемого и неосознаваемого, устойчивого и измен-
чивого, реального и воображаемого.
Обобщая данные исследований генезиса самосознания,
И. С. Кон (1978) предлагает выделять в образе «Я» не-
сколько относительно автономных показателей: когнитив-
ную сложность, отчетливость, последовательность, устой-
чивость и самоуважение. Вопрос о возрастном изменении
этих показателей пока что изучен недостаточно. Но,
говоря о подростковом периоде, многие исследователи
отмечают как характерное для этого этапа онтогенеза
бурный рост самосознания, интерес к анализу нравствен-
но- психологических качеств другого человека, изменение
оценочного отношения к окружающим, резкий скачок
в развитии самооценки. Самооценку можно рассматри-
вать как механизм переработки знаний о себе на уровне
аффективного процесса, как одни и? инструментальных
показателен развитости образа «Я» (Исследования по
проблемам 1980).
Данные о самооценке как регуляторе деятельности
младшего школьника свидетельствуют о том, что надеж-
ность и действенность самооценки обеспечиваются обра-
щением ребенка к анализу собственной деятельности,
ее предмета и способов действия с ним. Формирование
самооценки зависит от умения учащихся не только ана-
лизировать свою деятельность, но и учитывать ее резуль-
таты. Если же в учебной деятельности младшего школь-
ника функцию контроля и оценки полностью берет на
себя учитель (что чаще всего и происходит в практике
обучения), то в этом случае не приходится рассчитывать
на развитие у ребенка самостоятельности, как интел-
лектуальной, так и поведенческой
Осознание ребенком своих возможностей в том или ином виде деятельности и (10 отношение
к ней всегда определяются его потребностью в общей
положительной оценке своей личности. Иллюзорные представления о себе, помогая ребенку сохранить самоуваже-
ние, существенно затрудняют успешное осуществление им
какой-либо деятельности, в том числе и учебной
Связанный с переходом от одного возрастного этапа
к другому кризис протекает нормально, если сопровождается
критическим отношением к себе (недовольство со-
бой, переоценка своих достоинств и недостатков и т. п.)
Если же при этом разрушается самоуважение личности,
то кризис следует рассматривать как перешедший границы
допустимой нормы.
В связи с этим в учебно-воспитательной работе педа-
гога возникает сложная задача по формированию у ре-
бенка требовательности к себе, критичности в оценке
результатов своей деятельности и своего поведения, стрем-
ления преодолевать трудности. При этом нельзя допус-
тить, чтобы растущий человек разуверился в своих воз-
можностях, постоянно сталкиваясь с неудачами как в
учебной деятельности, так и в отношениях с окружающи-
ми. Эмоциональное неблагополучие в значимых для ребен-
ка сферах жизни приводит к тому, что реальные возмож-
ности личности не получают должного развития.
При переходе ребенка из начальной в среднюю школу
объективная ситуация обучения меняется: вместо одного
учителя появляются несколько учителей-предметников,
усложняются учебный материал и формы работы на уро-
ках. Нарушение у подростка баланса позитивных и не-
гативных характеристик образа «я» препятствует овладе-
нию им новой ситуацией учебной деятельности. Критическое отношение к себе актуализирует у школьника
потребность в общей положительной оценке своей личности, и он оказывается психологически открыт тем
видам деятельности, в которых подтверждаются его социальные ожидания, раскрываются его возможности в
построении взаимоотношений с окружающими.
Главным критерием в оценке себя становятся нравственно- психологические аспекты взаимоотношении под-
ростка с другими людьми. На эту весьма перспективную
особенность развития младших подростков необходимо
опираться при работе с ними. Такие уродливые формы
самоутверждения, как негативизм, цинизм, паясничанье,
являются защитной психологической реакцией на длительное неблагополучие в учебной деятельности и общении.
Подобные формы самоутверждения требуют особого
подхода. Подростку необходимо предоставить возможное?
проявить себя с лучшей стороны, оказаться в чем-то примером
для других, осознать общественную значимость
порученного ему дела. Основным источником для реализации
этого служит многоплановая общественно полезна
деятельность.
. Эмоциональная отзывчивость мальчиков и девочек
Подростков более
всего привлекают коллективные формы общественно
полезной деятельности. Работа в коллективе класса,
бригады является для них источником «радости общего
труда», «силы, бодрости и веселья», «гордости за свой
дружный класс», «задора и приподнятого настроения».
Особенности эмоционального отношения подростков
к коллективной общественно полезной деятельности
Положительные эмоции, приподнятое настроение, чувство гордости за свой труд, прилив радости, бодрости,
веселья возникают у подростков при определенном составе коллектива, в котором они работают, при определенных взаимоотношениях, при определенном психологическом климате в нем.
В общественно полезной деятельности наиболее полно
раскрываются особенности взаимоотношения подростков.
Умелое использование педагогом разнообразных форм
общения подростков развивает у них эмоциональную
отзывчивость. В то же время формальное отношение
педагогов к организации общественно полезного труда
не только сдерживает развитие эмоциональной отзывчи-
вости подростков, но и порождает у них отрицательное
отношение к общему делу Однообразие форм труда, отсутствие учета возрастных
особенностей детей приводит к девальвации эмоциональ-
но значимых нравственных ценностей. Дело высокой со-
циальной значимости превращается в ничего не знача-
щее «мероприятие».
Глава 2.
Эмпирическое исследование эмпатии подростков 13-14 лет.
п1.
Исследование эмпатии как сопереживания (вариант экспресс-диагностики И. М. Юсупова)
Эмпатия – эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. При сопереживании эмоциональный отклик идентичен тому, что и как переживает конкретный человек; это возможно лишь при представлении себя на месте переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к переживающему человеку или страдающему животному. Переживания сочувствующего человека и их проявления могут быть весьма разнообразны.
При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует учитывать факторы, в наибольшей степени, влияющие на эмоциональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т.п. Для эмпатии характерно то, что она может возникать и проявляться с большей силой не только в отношении людей (животных), реально существующих, но и изображенных в художественных произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.
Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0, 1, 2, 3, 4, 5.
Испытуемый получает опросник и инструкцию следующего содержания: «Предлагаем оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе ваше мнение под одной из шести градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя».Испытуемый получает опросник и инструкцию следующего содержания: «Предлагаем оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в ответном листе ваше мнение под одной из шести градаций: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Ни одно из утверждений пропускать нельзя».