Управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

целью работы является анализ основных направлений эволюции взглядов на проблему управления персоналом

Содержание

Введение 3
Глава I. Этапы развития управления персоналом. 5
1.1. Персонал в рамках концепции школы научного управления..………….8
1.2. Персонал в рамках концепции административной (классической) школы управления……………………………. ……………………………...11
1.3. Персонал в рамках концепции школы человеческих отношений (неоклассической школы управления)………………………………………..13
1.4. Персонал в рамках концепции поведенческой школы (бихевиористские теории)………………………………………………..…………………………15
Глава II. Новая теория и научные подходы, используемые для усовершенствования управления персоналом……………………………….20
2.1. Количественная школа управления персоналом………………………..20
2.2. Процессный подход ……………………………………………….……..22
2.3. Системный подход………………………………………………………..25
2.4. Ситуационный подход ………………………………………….…...…...26
Заключение……………………………………………………………………..31
Библиографический список 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая нужная.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     Менеджмент  в теории «Y» играет качественную роль: его задача - объединять (интегрировать), создавать условия, способствующие развитию актуальных способностей человека. Децентрализация управления - гарантия эффективности его труда. Большинство людей обладают сравнительно высокой степенью изобретательности и творчества, которые можно применить в интересах организации.

     В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию «Z», как бы дополняя тем самым идеи Мак-Грегора, высказанные им в виде теорий «X» и «Y» .

     Изучив  японский опыт управления, Оучи пришел к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип японского  подхода к управлению. Данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного  подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Предложив теорию «Z» управления персоналом, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией[.

     Исходным  пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек - это основа любой организации, и от него в первую очередь зависит успех деятельности организации.

     Оучи  сформулировал цели теории «Z», в сжатом виде сводящиеся к следующему: долгосрочный наем работников; групповое принятие решения; индивидуальная ответственность; постепенная оценка кадров и их умеренное продвижение; неспециализированная карьера; всесторонняя забота о рабочих.

     Основная заслуга бихевиористов в области управления персоналом заключается в том, что они впервые осуществили вполне удачную попытку «заглянуть в душу работника» в целях повышения эффективности деятельности всей организации.21 
 
 
 

     Глава II. НОВАЯ ТЕОРИЯ И НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

     Мир становится ареной быстрых перемен. Все более частыми и значительными становились научно – технические нововведения и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы22.

     К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

     Процессный  подход – рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

     В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать  организацию как совокупность взаимосвязанных  элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы  на достижение различных целей в  условиях меняющейся внешней среды.

     Ситуационный  подход концентрируется на том, что  пригодность различных методов  управления определяется ситуацией. Поскольку  существует такое обилие факторов, как в самой организации, так  и в окружающей среде, не существует единого “лучшего” способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

     2.1 Количественная школа  управления персоналом

     Заключительной  теорией, или школой, управления является школа науки управления, или количественная школа, цель которой - внедрить в процессы управления методы и аппарат точных наук: математики, статистики, инженерных наук и связанных с ними областей знаний. Количественные методы объединены под общим названием «исследование операций» и представляют, по сути, применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

     После постановки проблемы специалисты по исследованию операций разрабатывают  модель ситуации. После разработки модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.

     Основной  особенностью школы науки управления (количественной школы, или исследования операций) является замена словесных рассуждений и описательного характера моделями, символами и количественными значениями.

     Самый крупный толчок к развитию количественных методов в управлении дало применение компьютеров, которые позволили  исследователям операций разрабатывать  всё более сложные модели, наиболее приближающиеся к реальности, а значит, более точные, что сделало возможным внедрять оптимальные, наиболее эффективные управленческие решения.

     Яркими  примерами использования наработок  количественной школы в системе  управления персоналом являются: модели оценки социально-экономической эффективности управления персоналом и мотивационные модели, основанные, например, на нейролингвистическом программировании, теориях вероятностей и игр.

     В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений. В настоящее  время исследования в области управленческих решений направлены на разработку:

     - методов математического моделирования  процессов выработки и принятия  решений в организациях;

     - алгоритмов выработки оптимальных  решений с применением теории  статистических решений, теории игр и др.;

     - количественных прикладных и  абстрактных моделей экономических  явлений.

     2.2 Процессный подход

     Эта концепция, означающая крупный поворот  в управленческой мысли.

     Управление  рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других, это не какое - то единовременное действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.

     Каждая  управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

     Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных  функций : планирования, организации, мотивации и контроля.

     Планирование.

     Функция планирования предполагает решение  о том, какими должны быть цели организации  и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По своей  сути, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

     1) Где мы находимся в настоящее  время? Руководители должны оценивать  сильные и слабые стороны организации  в таких областях как финансы,  маркетинг, производство, трудовые  ресурсы, научные исследования  и разработки.

     2) Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, руководство определяет, каким должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.

     3) Как мы собираемся сделать  это? Руководители должны решить  как в общих чертах, так и  конкретно, что должны делать  члены организации, чтобы достичь  выполнения целей организации.

     Планирование  – это один из способов, с помощью  которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

     Планирование  в организации не представляет собой  отдельного события в силу двух существенных причин. Во - первых хотя некоторые организации  прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели.23

     Вторая  причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

     Организация.

     Организовывать  – значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые  необходимо структурировать, чтобы  организация могла выполнять  свои планы и тем самым достигать  своей цели. Одним из этих элементов  является работа, конкретные задания организации.

     Поскольку в организации работу выполняют  люди, другим важным аспектом функции  организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению.

     Мотивация.

     Руководитель  всегда должен помнить, что даже прекрасно  составленные планы и самая современная  структура организации не имеют  никакого смысла, если кто-то не выполняет  фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом.

     Руководители  узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. В настоящее время мы понимаем, что для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

     Контроль.

     Контроль  – это процесс обеспечения  того, что организация действительно  достигает своих целей. Существует три аспекта управленческого  контроля. Установление стандартов – это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект – это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Третья фаза, где предпринимательские действия, если это необходимо, подвергаются коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Четыре функции управления имеют две общих характеристики : все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации.

     2.3 Системный подход

     Применение  теории систем облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром.

     Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависящих частей, каждая из которых вносит свой вклад  в характеристики целого.24

     Открытие  и закрытие системы.

     Существует  два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет  жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

     Открытая  система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

     Руководители  в основном занимаются системами  открытыми, потому что все организации  являются открытыми системами. Выживание  любой организации зависит от внешнего мира[8].

     Подсистемы.

     Понятие подсистемы – это важное понятие в управлении. Подсистемы в свою очередь могут состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.

Информация о работе Управление персоналом