Управление персоналом в стрессовых ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:23, реферат

Описание работы

Изучение такого предмета как «Организационное поведение» необходимо для каждого человека, стремящегося к комфортному сосуществованию внутри коллектива. Поскольку каждый работник сталкивается с проблемами на производстве ежедневно и вне зависимости от уровня его профессионального роста. Знание основ организационного поведения может очень облегчить работу как самого человека, так и окружающих его людей.

Содержание

Введение _________________________________________________3
Основная часть ____________________________________________4
Заключение _______________________________________________14
Список использованной литературы __________________________16

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

Наиболее распространенный метод борьбы со стрессом, к которому прибегают в различных компаниях - копоративные вечеринки. С точки зрения сплочения коллектива - вещь незаменимая, но только для тех, кто умеет во время остановиться после третьей рюмки. Потому к этому старинному рецепту для снятия стресса (пусть и корпоративного), нужно прибегать с большой осторожностью.

Оценивать степень стресса, понятно, нужно не в пятницу, а в субботу утром. Куда лучше снимают стресс физкультура и спорт, бассейн и тренажерные залы, утренняя пробежка и партия в теннис. По данным медицины, регулярные физкультпаузы на работе улучшают производительность труда на 15%. Так что производственная гимнастика под музыку радио была оправданным средством.

В каждой стране проблема стресса, возникающего от трудового перенапряжения, решается по-разному. В Японии, как известно, работники разминаются, нанося удары по резиновой кукле, изображающей хозяина фирмы. В Китае перед работой или во время обеденного перерыва сотни тысяч людей делают комплексы оздоровительного ушу и тадзицюань. В Индии весьма популярна так называемая офисная йога, представляющая собой специальный комплекс упрощенных асан, которые можно делать, стоя, не снимая костюма. В Германии, родне аутотренинга по Шульцу, любят создавать на предприятиях кабинеты психической разгрузки. Кстати, в СССР в позднесоветский период мода на такие кабинеты тоже начинала складываться. Почему бы не попытаться возродить эту неплохую традицию?

Весьма полезно для предупреждения производственного стресса создание благоприятных условий труда, включающее в себя хорошее освещение, свежий проветриваемый воздух, ненавязчивый и нерезкий цвет обоев, максимально возможное снижение звукового фона. Там, где руководитель не пренебрегает эргономикой, производительность труда и эффективность работы всегда выше. Для профилактики конфликтов, приводящих к стрессу, полезно грамотно рассаживать сотрудников, разводя в разные углы комнаты или помещая спиной друг к другу тех, кто находится в отношениях антипатии и антагонизма. В то же время хороши бывают мероприятия, сплачивающие разрозненный коллектив, например, организацию конкурсов детского рисунка среди детей сотрудников с их последующим обсуждением.

Вообще, улучшение микроклимата в коллективе - один из самых важных и серьезных методов в антистрессовой стратегии фирмы. Первую скрипку здесь по праву играет руководитель фирмы, который должен овладеть демократическим стилем общения. Авторитарный руководитель почти всегда становится источником стресса для своих сотрудников. И они получают психические травмы той или иной степени, от которых потом  не так просто освободиться. Психологи считают самым эффективным вариантом критики подчиненного такой, который производится по формуле "плюс-минус-плюс". Она начинается с признания заслуг работника в прошлом и с констатации положительного отношения к нему со стороны начальника. Затем высказываются критические замечания по конкретному поводу, после чего руководитель выражает уверенность, что подчиненный справится с проблемой. Если же применяется другая формула, например, "минус-плюс-минус", то многим подчиненным стресс гарантирован. По данным психологов 1 минута конфликта с руководителем выбивает подчиненного, в среднем, на 15-20 минут. Демократический стиль управления с прибеганием к авторитарному стилю лишь в крайних случаях снижает стрессы в организациях.

Ганс Селье отождествлял стресс и вкус к жизни. Действительно, стресс на начальных стадиях несет в себе интригу, азарт, риск, удивление, с которым Платон связывал способность человека к свободному мышлению и философии. Если правильно использовать энергию тревоги, направив ее в мирных целях, то скучная рутина деловой жизни заиграет новыми цветными красками. Для этого надо научиться грамотно проходить через все три стадии стресса. К тревоге нужно готовиться заранее, вырабатывая более спокойное невозмутимое отношение к тем перепадам жизненных ситуаций, на которые мы при всем своем желании не сможем повлиять. Не следует отождествляться с ней и переоценивать, так же как и недооценивать ту опасность, о которой она сигнализирует. Полезно научиться отличать реальную опасность, сигналом приближения которой является охватившее нас внезапное беспокойство, от воображаемых угроз, рисуемых нашим пылким сознанием.

Чтобы правильно встретить стресс, нужно перенести вторую стадию стресса, предполагающую сопротивление подступающим волнам тревоги и усталости в начало цикла, поставив ее перед тревогой. Это не значит, что требуется включение в борьбу с тем, чего еще нет. Борьба должна вестись грамотно, профилактически. Одним из лучших методов недопущения стресса будет сознательное поддерживание себя в бодром, активном, работоспособном состоянии в тонусе, в чувстве оптимизма и уверенности. Если усталость подступает, полезно наблюдать ее со стороны, как нечто не принадлежащее нам, чуждое и внешнее. Если наш мягкий сторонний взгляд не останавливает проникновение усталости и тревоги, то полезно пропускать негативные чувства и состояния сквозь себя, позволяя им словно облакам, пройти через ваше сознание и покинуть его. Полезно также научиться включать внутренние ресурсы организма и психики, овладеть релаксацией и медитацией. В Германии и США в последнее время возникла мода на бизнес-медитацию: многие современные руководители нанимают себе в наставники таких специалистов по коучингу, которые владеют медитативными методами и могут научить их статическим и динамическим формам медитации.

Что касается фазы истощения, то, хотя она неизбежна, ее можно оттянуть по времени и ослабить по силе ее воздействия. Для этого нужно учиться глубоко отдыхать, снижать нагрузки на работе, вовремя переключаться на другой вид деятельности, выбирая занятие по контрасту. Стресс, как алкоголь: каждый руководитель должен найти ту дозу стресса, которая ему субъективно приятна и выражается в хороших показателях работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе изученных материалов, можно прийти к следующим выводам: что стресс и стрессовые ситуации в любой сфере деятельности неизбежны. Руководитель и работники могут только контролировать и уравновешивать уровень стресса в целях не потерять уровень производительности и межличностных отношений

Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности.

Стресс может проявляться в организациях, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Положительные стороны (свадьба, повышение по службе, неожиданный значительный доход). Отрицательные стороны (смерть, развод, понижение по службе и т.д.) Стресс в основном отражается на здоровье человека, а значит, и на производительности организации (пониженное количество и качество выпускаемой продукции), если сотрудник находится в отрицательном стрессовом напряжении, то это негативно сказывается на реализации (сбыта) продукции.

Следовательно: шаги, которые следует предпринять, чтобы сделать эффективным организационные перемены – это давление и стимулирование, вмешательство и переориентация, диагноз и признание, изобретательность и обязательное участие, эксперементирование и научный поиск, а также поддержка и принятие чужого мнения.

Часто рекомендуется участие всех работников в процессе перемен, но в некоторых ситуациях, связанных с переменами, оно может оказаться нежелательным.

Чрезмерный стресс может быть вызван слишком большим или слишком маленьким объемом работы, конфликтом или неопределенностью ролей, скукой, физическими факторами и различными событиями личного характера

Можно прийти к выводу, что существуют различные способы управления собой в стрессовой ситуации и способы управления другими, которые предполагают большую работу над собой, развитие коммуникативных умений, навыков, воспитание такого волевого качества как: выдержка (самообладание), умение использовать различные методики релаксации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.           Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – 504с.

2.           Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 3е издание перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2003г. – 501с.

3.           М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.: Под редакцией М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999 – 343с.

4.           Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki

5.           Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – 3-е изд. – м.: Гардарики, 1999. – 528с.

6.           Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие.: Минск 2003 г.

7.           Ключников С.Ю. Методы снятия стрессовых состояний. Антистрессовая стратегия для фирмы, сотрудников и руководителей.  http://www.mirpricepov.ru/statya/statya20.php

8.           Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури (перевод с английского). Москва издательство «Дело» 1998г.

9.           Менеджмент организации: учебное пособие/Под общ. ред. д.э.н., проф. В.С. Балабанова. - М., 2011. - 568 с.

10.       Стресс жизни: Сборник./Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье Стресс без болезней) – Спб, ТОО «Лейла», 1994. – 348 с.

 



Информация о работе Управление персоналом в стрессовых ситуациях