Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:23, реферат
Изучение такого предмета как «Организационное поведение» необходимо для каждого человека, стремящегося к комфортному сосуществованию внутри коллектива. Поскольку каждый работник сталкивается с проблемами на производстве ежедневно и вне зависимости от уровня его профессионального роста. Знание основ организационного поведения может очень облегчить работу как самого человека, так и окружающих его людей.
Введение _________________________________________________3
Основная часть ____________________________________________4
Заключение _______________________________________________14
Список использованной литературы __________________________16
16
Содержание:
Введение ______________________________
Основная часть ______________________________
Заключение ______________________________
Список использованной литературы __________________________16
Введение
Изучение такого предмета как «Организационное поведение» необходимо для каждого человека, стремящегося к комфортному сосуществованию внутри коллектива. Поскольку каждый работник сталкивается с проблемами на производстве ежедневно и вне зависимости от уровня его профессионального роста. Знание основ организационного поведения может очень облегчить работу как самого человека, так и окружающих его людей. И прежде всего, изучение организационного поведения поможет в работе людям занимающимся управлением, как менеджерам по управлению персоналом, так и руководителям организаций.
В числе многочисленных вопросов, которыми занимется организационное поведение, есть и конфликты и стрессы. Эта тема наиболее актуальна, поскольку едва ли сегодня найдется человек, который в той или иной степени не испытывал бы стрессовые переживания, что не может не сказаться на производительности труда в целом.
В данном реферате будет рассмотрена тема «Управление персоналом в стрессовых ситуациях».
Основная часть
"Эффективность организации зависит от того, сумел ли ее руководитель овладеть энергией стресса в себе и подчиненных и превратить ее в энергию успеха"
(одно из правил японского менеджмента)
Прежде всего, хотелось бы упомянуть о понятии «стресс».
Стресс - (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его равновесие, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.
Модное и вместе с тем пугающее всех слово «стресс» пришло к нам из мира инквизиции, где означало степень физического давления с помощью натисков, чтобы во время пыток вырвать из жертвы признание. И, хотя инквизиция давно прошла, психологические и психофизиологические пытки, которые мы испытываем во время стресса, не только не прошли, но в процессе развития цивилизации даже усилились.
Стресс не знает границ, он интернационален и пронизывает все государства, цивилизации и культуры и самые высоко развитые, и наиболее бедные. По данным американских социологов, примерно 20% издержек и потерь, связанных с текучестью кадров, прогулов, сопротивлением организационным переменам и падением производительности труда порождены профессиональными неврозами и стрессами. Ежегодный национальный ущерб от стрессовых факторов американские экономисты оценивают в 500 миллионов долларов! В России по данным социологических исследований каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13 % работников - практически ежедневно.
Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.
Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов и уделение
им особого внимания поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние организма – стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.
В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.
К причинам стрессового напряжения можно отнести:
гораздо чаще приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в наши обязанности;
постоянно не хватает времени - не успеваете ничего делать;
что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите;
начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения;
постоянно хочется спать - никак не можете выспаться;
видите слишком много снов, особенно когда очень устали за день;
очень много курите;
потребляете алкоголя больше, чем обычно;
почти ничего не нравится;
дома, в семье постоянные конфликты;
постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью;
влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатится;
появляется комплекс неполноценности;
не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания;
не чувствуете уважения к себе – ни дома, ни на работе и т.д.
Признаками стрессового напряжения являются:
невозможность сосредоточится на чем-то;
слишком частые ошибки в работе;
ухудшается память;
слишком часто возникает чувство усталости;
очень быстрая речь;- мысли часто улетучиваются;
довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка);
повышенная возбудимость;
работа не доставляет прежней радости;
потеря чувства юмора;
резко возрастает количество выкуриваемых сигарет;
пристрастие к алкогольным напиткам;
постоянное ощущение недоедания;
пропадает аппетит – вообще потерян вкус к еде;
невозможность вовремя закончить работу.
Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические явления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.
Если нагрузка на работе превышает его возможности, то человек начинает испытывать нездоровое возбуждение, тревогу, какую-то болезненную активность, не разрешающуюся в здоровое действие, а остающееся на уровне невыраженных переживаний. Это первая фаза стресса, сопровождающаяся ощущением дискомфорта. Человеку становится труднее работать и общаться как с другими, так и с самим собой. Если перед нами ответственный человек и дисциплинированный работник, то он начинает бороться со стрессом, сопротивляться возбуждению и дискомфорту и пытается погасить возбуждение и тревогу.
Эта борьба может выражаться в различных формах - бегство от стресса в любые занятия и действия и раздраженный выброс стрессовых переживаний во вне во время работы и общения. Две данные реакции ("бей" и "беги") относятся к наследию, оставленному современному человеку его первобытным собратом. Но если на заре истории человеку не требовалось соблюдать нормы цивилизованного поведения, и было достаточно действовать, исходя из соотношения сил (т.е. нападать в ответ или убегать), то в наши дни нужно играть роль, быть политкорректным и выдержанным.
То, что в этот момент происходит внутри человека, никого, кроме него не интересует. А в нем происходит вторая стадия стресса - борьба или внутренний конфликт, выражающийся в попытке организма и психики справиться с возрастающей нагрузкой. Из опыта каждый знает, что любая война заканчивается победой одной из сторон. Поскольку подавляющее большинство людей не умеет грамотно противостоять стрессу, то, перефразируя слова известной песни: "но в борьбе с зеленым змеем побеждает змей" можно предопределить исход сражения следующей формулой: "но в борьбе со стрессом побеждает стресс".
В этом случае наступает третья стадия стресса - истощение. Если мы внимательно прислушаемся к себе в процессе работы, скажем, перед летним отпуском, то мы можем поймать себя на этой последней стадии стресса, к которой мы пришли, не сумев грамотно выстроить антистрессовую стратегию на более ранних стадиях. Мы ощущаем одышку, неадекватное мышечное напряжение, повышение кровяного давления, нарушение сна, раздражительность и прочие отрицательные симптомы, в совокупности составляющие выделенный автором понятия "стресс" Гансом Селье ((26.01.1907 — 16.10.1982), канадский патолог, первым ввел понятие «стресс») синдром общей адаптации. В него входит целых 1400 физико-химических реакции организма, происходящих в теле в ответ на стресс в первые секунды. Организм мобилизуется на угрозу на всех своих уровнях: мышечно-физиологическом, эмоционально-мыслительном, поведенческо-волевом.
Стрессовая реакция - наследство, подаренное нам животным миром. Если эта угроза реальна, то мобилизация необходима, иначе ты будешь "съеден" - реально, диким зверем, если речь идет о первобытном мире и фигурально, конкурентом или начальником, если это современный мир. А если угроза давно прошла или предстоит в далеком будущем, но мы все равно стискиваем кулаки, играем желваками, выдаем биохимическую бурю, отравляя себя гормоном кролика норадреналином, совершаем необдуманные поступки? Все без исключения представители животного мира, как только реальная опасность проходит тут же забывают о ней, расслабляются и счастливо живут дальше, но мы с нашим богатым внутренним миром предпочитаем вновь и вновь производить над собой внутреннюю пытку и переживать стресс.
Трем стадиям стресса (тревога, борьба, истощение) подвержены не только отдельные люди, но и целые компании, фирмы. Ведь не зря в теории менеджмента существует биологический подход к развитию организации, которую сравнивают с живым организмом, проходящим стадии детства, юности, зрелости, старости (иногда количество стадий увеличивают). В некоторых случаях психологи пытаются ставить диагноз степени стрессового состояния всей компании.
Если персонал компании в течение более или менее длительного времени испытывает обеспокоенность своей судьбой и перспективами, если люди в значительной степени недовольны зарплатой, условиями труда и друг другом, то можно говорить о первой стадии корпоративно-организационного стресса. Если несмотря на директивные приказы руководства и попытки сопротивления стрессу путем закручивания гаек или игнорирования недовольства многих работников, ощущение усталости и раздраженности работой остается в течение довольно долгого времени, то организация находится на второй стадии стресса и близка к третьей. Когда выводы из происходящего руководством так и не делаются, то наступает третья стадия, и организация входит в серьезный кризис. Раздражение становится всеобщим, усиливаются конфликты, люди начинают чаще болеть, вместо работы идет непрерывное обсуждение провала фирмы. И, наконец, из организации начинается бегство кадров, утративших веру в перспективу.
До недавнего времени подавляющее большинство руководителей крупных компаний игнорировали проблемы стресса, поражающего коллектив на всех уровнях. Последнее время ситуация стала улучшаться, и компании стали заказывать проведение тренингов по стресс-менеджменту, в рамках которых производится оценка стрессового состояния организации. Огромную роль в этом играет позиция руководителя фирмы. Иногда она действует разрушительно на весь коллектив.
Правильная антистрессовая стратегия компании начинается с уточнения ее Миссии. Если стресс глубоко проник в компанию, то значит, ощущение Миссии утрачено, и работники перестали понимать, куда они идут. Руководитель должен спросить самого себя, а затем и свою ближайшую команду - понимают ли они, куда идут? Если это понимание нарушено, то всегда снижается вера в эффективность всего, что делается. В этом случае руководство должно найти способ разъяснить работникам, зачем они собрались, и напомнить, что они - единая команда, вдохнув веру в успех безнадежного дела. Чтобы предупредить и минимизировать стрессы сотрудников, руководство компании должно знать реальную ситуацию в фирме - степень нагрузки и отношение к ней со стороны работников. Для этого нужно регулярно проводить опросы и тесты, чтобы знать ситуацию. Кстати, данная процедура сама по себе имеет психотерапевтическое значение. Постоянный мониторинг позволяет держать руку на пульсе организации и своевременно осуществлять необходимые изменения.
Информация о работе Управление персоналом в стрессовых ситуациях