Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:53, реферат
Сегодня, родителей волнует, всегда ли в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка? Родителей волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с педагогами. Их беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей, проблемы психологического и физического насилия в детских коллективах, возможность манипулятивных воздействий на ребенка со стороны педагогов, психологического издевательства над детьми.
Введение …………………………...……………………………………….. 3
Глава 1. Значение и определение психологической безопасности в
образовательной среде. Ее характеристики и состояние
на данный момент ………………………….…………………... 5
Глава 2. Понятия опасности, риска и угрозы безопасности
в образовательной среде.……………………………………….7
Заключение ………………………………………………………………....12
Список литературы ………………………………………………………..16
Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что–либо против желания (Баева И. А., 2002; Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н., 2004).
8
Психологическое насилие
Если обратиться к великой книге великого педагога В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», можно составить следующий список основных угроз психологической безопасности (сохранив терминологию автора):
· скука;
· предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;
· изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;
· педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;
· многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий;
· формализм программных знаний;
· нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками;
· недоверие к ребенку,
к его желанию учиться, к его индивидуальности.
9
Обратившись к работам современных психологов и физиологов, мы можем дополнить печень, выделив так называемые школьные факторы риска (М. Безруких), остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и трудно преодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира:
· это стрессовая тактика педагогических воздействий,
· несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,
· нерациональная организация образовательного процесса,
· в особенности режима движений, отдыха, питания;
· недостаточная психологическая компетентность педагогов.
К внутренним условиям
психологической безопасности образовательной
сферы следует отнести возросшую психологическую
ранимость, уязвимость, агрессивность,
низкую толерантность и неготовность
участников образовательного процесса
к конструктивному разрешению конфликтов
и преодолению стрессовых состояний. Сегодня,
как метафорически отмечает Е.П.Ильин,
человека можно убить одним телефонным
звонком или намеком. Говоря о деструктивном
воздействии внешних условий на безопасность
образовательной среды, следует учитывать
и то, что усложнение социальной среды,
межличностных отношений, информационный
прессинг ведут к тому, что психологические
перегрузки превращаются в повседневную
реальность. Из всех видов стресса самым
опасным является социальный, вызванный
теми или иными жизненными обстоятельствами.
Современная социальная ситуация развития
нашего общества в целом, и всей системы
образования в частности, весьма «целенаправленно»
создает условия для основательных трансформаций
в образовательной системе ценностных
ориентации педагогов, обеспечивая одно
из важнейших условий развития смысловой
сферы личности — «испытания в тяжелых
жизненных ситуациях».
10
Экстремальная
ситуация в образовании характеризуется,
с одной стороны, значительным снижением
степени педагогической удовлетворенности
профессией, потерей смысла выполняемой
работы, психологическим дискомфортом,
кризисами опустошенности, бесперспективности,
нереализованности у педагогов.
С другой — нарастающим глобальным противоречием
между провозглашаемыми в обществе ценностями
и реально существующими с жесткой конкуренцией
и культом силы, в результате чего у учащейся
молодежи происходит резкий рост тревожных
состояний из-за восприятия окружающего
мира, как опасного, и себя, как неспособного
противостоять этой опасности.
Нельзя не обойти
вниманием и такие явления как, например,
неадекватное восприятие учащимися возросших
педагогических требований и увеличение
числа учащихся с проблемами в обучении,
эмоционально-когнитивными расстройствами,
девиантными и аддиктивными формами поведения.
Определенное место в проблеме психологии
безопасности образовательной среды занимают
проявления социально-психологического
насилия, агрессивности, недоброжелательности,
а также оскорбления, угрозы, обидные прозвища,
высмеивание и др. (И.А.Баева, 2005).
В связи с этим
все острее возникает необходимость создания
психологически безопасных учебно-воспитательных
средовых условий и школе, основная цель
которых сделать образовательную среду
справедливой и доступной для эффективного
развития каждого ее ученика.
11
Заключение
Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Здоровье ребенка, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, разворачиваются исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность образовательной среды, проектируются условия, при которых она обеспечивается, психологическая служба образования начинает
12
позиционировать свою деятельность в этом контексте как служба психологической безопасности детского сада, школы, колледжа, вуза.
Обучение решению конфликтных ситуаций в образовательной среде может осуществляться через использование ненасильственных средств (без оскорблений, кулаков или оружия), к которым относятся: возможность выслушать с уважением друг друга; возможность выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы; возможность узнать различные точки зрения; рассмотрение в группе трудных ситуаций, прошлого опыта; умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы; возможность свободного выражения чувств, не причиняющих вред другим людям, акцентирование внимания на поступках и ответственности, а не на личности.
Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра. Забота о здоровье детей, выливающаяся в разнообразные и настойчивые поиски здоровьесберегающих технологий. – это, на самом деле не что иное, как признание того факта, что между образованием и здоровьем складываются неадекватные отношения. Сегодня мы может выделить несколько вариантов понимания обществом реальной связи между этими двумя феноменами. Первый – альтернативный: или хорошее образование -или хорошее здоровье: нездоровье становится высокой платой за перегрузки и напряжения, которые переживает в течение многих лет детский организм и психика. Второй: дополнительный: хорошее образование и сохраненное (не преумноженное, а не растраченное) здоровье. Более того, в этом варианте само здоровье рассматривается как необходимое условие хорошего образования.
14
Применение здоровье сберегающих технологий (планирование реальной разгрузки, использование эффективных методов обучения, повышение удельного веса и качества знаний физической культурой, регулярная смена деятельности, улучшение организации питания, рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха) позволит научить детей и взрослых навыкам саморегуляции эмоционального и психофизиологического состояния, что приведет к снижению виктимизации участников образовательного пространства.
Проблема психологической безопасности образовательной среды и её гуманитарная экспертиза, в различных по виду и типу образовательных учреждений города Москвы, является приоритетным научным направлением исследований для сотрудников лаборатории «Психологической безопасности в образовании» Центра экстренной психологической помощи Института экстремальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета. Экспериментальная деятельность по этой проблеме осуществляется в рамках функционирования Городской экспериментальной площадки второго уровня «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды», объединяющей 37 образовательных учреждений ЮАО, СВАО, ЦАО, ЮЗАО г. Москвы. Обозначенные проблемы решаются в процессе инновационной деятельности образовательных учреждений – участников ГЭП, где главным смыслом экспертного консультирования становится помощь в понимании того, что же реально осуществлено в этом направлении с точки зрения гуманитарного измерения, и каковы перспективы его дальнейшего развития. Такая содержательная обратная связь помогает всем участникам опытно-экспериментальной работы действовать осознанно и осмысленно, на основании ясного понимания как реальных достижений, так и имеющихся проблем и путей их решения.
15
Список использованных источников
16
Информация о работе Угрозы психологической безопасности субъекта образовательного процесса