Угрозы психологической безопасности субъекта образовательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Сегодня, родителей волнует, всегда ли в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка? Родителей волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с педагогами. Их беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей, проблемы психологического и физического насилия в детских коллективах, возможность манипулятивных воздействий на ребенка со стороны педагогов, психологического издевательства над детьми.

Содержание

Введение …………………………...……………………………………….. 3
Глава 1. Значение и определение психологической безопасности в
образовательной среде. Ее характеристики и состояние
на данный момент ………………………….…………………... 5
Глава 2. Понятия опасности, риска и угрозы безопасности
в образовательной среде.……………………………………….7
Заключение ………………………………………………………………....12
Список литературы ………………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Середина_Надежда_Реф.испр..docx

— 35.61 Кб (Скачать)

        Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что–либо против желания (Баева И. А., 2002; Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н., 2004).

8

        Психологическое насилие представляет  основную угрозу психологической  безопасности образовательной среды,  оно является исходной формой  любого вида насилия и труднее  всего формализуется, потому его  структурные компоненты до сих  пор не определены. На проявление  структурных компонентов психологического  насилия в межличностных отношениях  влияют представления о нем,  приобретаемые в процессе познания  окружающей действительности. Данные  представления являются социальными,  содержат информацию о том,  как должны развиваться отношения,  и конструируют окружающую реальность  не только для отдельного человека, но и для целой группы.

        Если обратиться к великой книге великого педагога В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»,  можно составить следующий список основных угроз психологической безопасности (сохранив терминологию автора):

·        скука; 

·        предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий; 

·        изматывающие, издергивающие  нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки; 

·        педагогический  и родительский  «психоз» отличных отметок; 

·        многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий;   

·        формализм программных  знаний; 

·        нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками;  

·        недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности. 

      Обратившись к работам современных психологов и физиологов, мы можем дополнить печень, выделив так называемые школьные факторы риска (М. Безруких), остающиеся, по мнению исследователей,  устойчивыми  и трудно преодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира: 

·        это стрессовая тактика педагогических воздействий,  

·        несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, 

·        нерациональная организация образовательного процесса, 

·        в особенности режима движений, отдыха, питания; 

·        недостаточная психологическая компетентность педагогов.

        К внутренним условиям психологической безопасности образовательной сферы следует отнести возросшую психологическую ранимость, уязвимость, агрессивность, низкую толерантность и неготовность участников образовательного процесса к конструктивному разрешению конфликтов и преодолению стрессовых состояний. Сегодня, как метафорически отмечает Е.П.Ильин, человека можно убить одним телефонным звонком или намеком. Говоря о деструктивном воздействии внешних условий на безопасность образовательной среды, следует учитывать и то, что усложнение социальной среды, межличностных отношений, информационный прессинг ведут к тому, что психологические перегрузки превращаются в повседневную реальность. Из всех видов стресса самым опасным является социальный, вызванный теми или иными жизненными обстоятельствами.  Современная социальная ситуация развития нашего общества в целом, и всей системы образования в частности, весьма «целенаправленно» создает условия для основательных трансформаций в образовательной системе ценностных ориентации педагогов, обеспечивая одно из важнейших условий развития смысловой сферы личности — «испытания в тяжелых жизненных ситуациях».  

10

Экстремальная ситуация в образовании характеризуется, с одной стороны, значительным снижением  степени педагогической удовлетворенности  профессией, потерей смысла выполняемой  работы, психологическим дискомфортом, кризисами опустошенности, бесперспективности, нереализованности у педагогов. С другой — нарастающим глобальным противоречием между провозглашаемыми в обществе ценностями и реально существующими с жесткой конкуренцией и культом силы, в результате чего у учащейся молодежи происходит резкий рост тревожных состояний из-за восприятия окружающего мира, как опасного, и себя, как неспособного противостоять этой опасности.  
        Нельзя не обойти вниманием и такие явления как, например, неадекватное восприятие учащимися возросших педагогических требований и увеличение числа учащихся с проблемами в обучении, эмоционально-когнитивными расстройствами, девиантными и аддиктивными формами поведения.  
Определенное место в проблеме психологии безопасности образовательной среды занимают проявления социально-психологического насилия, агрессивности, недоброжелательности, а также оскорбления, угрозы, обидные прозвища, высмеивание и др. (И.А.Баева, 2005).  
         В связи с этим все острее возникает необходимость создания психологически безопасных учебно-воспитательных средовых условий и школе, основная цель которых сделать образовательную среду справедливой и доступной для эффективного развития каждого ее ученика.
 
 
 
 
 
 

11 

Заключение

        Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка,  которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других,  осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно,  ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Здоровье ребенка, пожалуй,  одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это  возможно  только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, разворачиваются исследования, позволяющие измерять психологическую безопасность образовательной среды, проектируются условия, при которых она обеспечивается, психологическая служба образования начинает

12

позиционировать свою деятельность в этом контексте  как служба психологической безопасности детского сада, школы, колледжа, вуза.

       Обучение решению конфликтных ситуаций в образовательной среде может осуществляться через использование ненасильственных средств (без оскорблений, кулаков или оружия), к которым относятся: возможность выслушать с уважением друг друга; возможность выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы; возможность узнать различные точки зрения; рассмотрение в группе трудных ситуаций, прошлого опыта; умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы; возможность свободного выражения чувств, не причиняющих вред другим людям, акцентирование внимания на поступках и ответственности, а не на личности.

        Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра. Забота о здоровье детей, выливающаяся в разнообразные и настойчивые поиски здоровьесберегающих технологий.  – это, на самом деле не что иное, как  признание того факта, что между образованием и здоровьем складываются неадекватные отношения.  Сегодня мы может выделить несколько вариантов понимания обществом реальной связи между этими двумя феноменами. Первый – альтернативный: или хорошее образование  -или хорошее здоровье: нездоровье становится высокой платой за перегрузки и напряжения, которые переживает в течение многих лет детский организм и психика. Второй: дополнительный: хорошее образование и сохраненное  (не преумноженное, а не растраченное) здоровье. Более того, в этом варианте само здоровье рассматривается как необходимое условие хорошего образования.

         

14

        Применение здоровье сберегающих технологий (планирование реальной разгрузки, использование эффективных методов обучения, повышение удельного веса и качества знаний физической культурой, регулярная смена деятельности, улучшение организации питания, рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха) позволит научить детей и взрослых навыкам саморегуляции эмоционального и психофизиологического состояния, что приведет к снижению виктимизации участников образовательного пространства.

        Проблема психологической безопасности образовательной среды и её гуманитарная экспертиза, в различных по виду и типу образовательных учреждений города Москвы, является приоритетным научным направлением исследований для сотрудников лаборатории «Психологической безопасности в образовании» Центра экстренной психологической помощи Института экстремальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета. Экспериментальная деятельность по этой проблеме осуществляется в рамках функционирования Городской экспериментальной площадки второго уровня «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды», объединяющей 37 образовательных учреждений ЮАО, СВАО, ЦАО, ЮЗАО г. Москвы. Обозначенные проблемы решаются в процессе инновационной деятельности образовательных учреждений – участников ГЭП, где главным смыслом экспертного консультирования становится помощь в понимании того, что же реально осуществлено в этом направлении с точки зрения гуманитарного измерения, и каковы перспективы его дальнейшего развития. Такая содержательная обратная связь помогает всем участникам опытно-экспериментальной работы действовать осознанно и осмысленно, на основании ясного понимания как реальных достижений, так и имеющихся проблем и путей их решения.

15

     Список  использованных источников

  1. Баева И.А Психологическая безопасность в образовании: Монография. Санкт-Петербург, 2002. - 271с.
  2. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с.
  3. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А. Баевой. – М.: Экон-Информ, 2009.
  4. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург, 2001. – 478 с.
  5. http://azbez.com/node/144
  6. http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/52339/
  7. Ковров В.В., Оганесян Н.Т., Научная статья Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ, Московский городской психолого-педагогический университет, 2011.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16

Информация о работе Угрозы психологической безопасности субъекта образовательного процесса