Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:53, реферат
Сегодня, родителей волнует, всегда ли в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка? Родителей волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с педагогами. Их беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей, проблемы психологического и физического насилия в детских коллективах, возможность манипулятивных воздействий на ребенка со стороны педагогов, психологического издевательства над детьми.
Введение …………………………...……………………………………….. 3
Глава 1. Значение и определение психологической безопасности в
образовательной среде. Ее характеристики и состояние
на данный момент ………………………….…………………... 5
Глава 2. Понятия опасности, риска и угрозы безопасности
в образовательной среде.……………………………………….7
Заключение ………………………………………………………………....12
Список литературы ………………………………………………………..16
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………...……………………………………….. 3
Глава 1. Значение и определение психологической безопасности в
образовательной среде. Ее характеристики и состояние
на данный момент ………………………….…………………... 5
Глава 2. Понятия опасности, риска и угрозы безопасности
в образовательной среде.……………………………………….7
Заключение ………………………………………………………………....12
Список
литературы ………………………………………………………..16
Именно хорошая среда является для среднего организма одним из первейших факторов самоактуализации и здоровья. Предоставив организму возможность самоактуализации, она, подобно доброму наставнику, отступает в тень, чтобы позволить ему самому вершить выбор в соответствии с собственными желаниями и требованиями (оставляя за собой право следить за тем, чтобы он учитывал желания и требования других людей).
А. Маслоу
Введение
Сегодня, родителей волнует, всегда ли в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка? Родителей волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с педагогами. Их беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей, проблемы психологического и физического насилия в детских коллективах, возможность манипулятивных воздействий на ребенка со стороны педагогов, психологического издевательства над детьми.
Насколько оправданы эти опасения? Многие из нас могли бы привести доказательства негативного влияния учителя на жизненное благополучие и здоровье учащихся уже с вершин своего взрослого опыта. Так, к профессиональным психологам порой обращаются взрослые и успешные в своей карьере люди – за психологической консультацией по поводу тревожащих их невротических снов, которые, повторяясь, выбивают из сил, лишают покоя, угнетают и ухудшают самочувствие. Зачастую эти сны связаны со школой и каким-то конкретным образом учителя, который не только когда-то травмировал психику ребенка, но и через годы продолжает свое дело.
3
Если экстремальные ситуации и ситуации физического насилия открыто обсуждаются и осуждаются, то ситуации психологического насилия или деструктивного психологического влияния социальной среды на человека пока только выдвигаются в центр общественных интересов. Еще в меньшей мере принято открыто и прямо обсуждать проблемы возникающие в условиях взаимодействия участников образовательной ситуации.
Между тем, очевидна специфика и значительное разрушающее влияние тех угроз, которые создают психологически опасную среду для растущей и развивающейся личности. Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, технократических менее «видимые», а потому и более трудно контролируемые со стороны тех, кто отвечает за безопасность ребенка и озабочен проблемами его психологического здоровья. Они чрезвычайно субъективно оцениваются по силе их воздействия на психику: у детей различная степень эмоциональной чувствительности и ранимости, поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного – для другого может иметь разрушительное влияние.
Они глубоко переживаются детьми, подростками и юношами, но порой без внешнего видимого проявления до определенного времени, пока не накопится достаточное для психического взрыва количество обид, страданий, что и проявится в открытых конфликтах, эмоциональных срывах, протестных реакциях, аддиктивном поведении ребенка.
Опасная особенность этих психологических угроз в том, что они действуют постоянно и «безнаказанно» в течение длительного времени, а их источник – не некие непредсказуемые, трудно устранимые обстоятельства или происки врагов, а - взаимодействия педагога с детьми. Как и в семье, самые близкие люди порой становятся друг для друга источником страданий, слез и разочарований в жизни, так и в школе – самый озабоченный развитием и обучением ребенка человек, учитель, становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти к учению, неверию в себя.
4
Значение и определение психологической безопасности. Ее характеристики и состояние на данный момент.
В процессе обновления современного общества, возрастания требований к личности и её профессионализму, все более актуальными становится вопросы повышение качества образования. Решение данной проблемы связано с рядом аспектов: модернизацией содержания образования, оптимизацией способов, технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования. Все это, с одной стороны, так или иначе, приводит к изменениям образовательной среды, с другой увеличивает требования к участникам образовательного процесса и специфики их межличностного взаимодействия.
Анализ исследований рада авторов (Грачев Г.В., 1998; Кабаченко Т. С., 2000; Баева И.А., 2002), показал, что эффективность образовательного процесса будет зависеть от показателя психологической безопасности образовательной среды.
Сегодня проблема безопасности приобрела решающее значение.
В обществе наблюдается
повышение психической
5
Насилие в окружающей среде приводит к тому, что базисные убеждения, касающиеся позитивного Я-образа, доброжелательности окружающего мира и справедливых отношений между «Я» и ним, оказываются полностью или частично разрушены. При создании условий психологической безопасности среды актуализируются возможности личности, повышается уровень толерантности к жизненным сложностям, конфликтам.
При этом важными параметрами формирования психологической безопасности будут выступать: значимые привязанности, связываемые с умением выстраивать эмоционально- близкие отношения; состояние
адаптированности (успешной адаптации), которое связывают с психоэмоциональной стабильностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса, ощущения угрозы, что интегрально означает переживание чувства психологической защищенности; коммуникативная компетентность, как способность к выстраиванию эффективного общения,
легкость в
контактах; внутренняя установка, связанная
с готовностью действовать
Анализ отечественной и зарубежной литературы
показывает что проблема обеспечения
психологической безопасности человека
и жизненной среды, влияющей на становление
и развитие, только зарождается как самостоятельное
направление исследований, хотя и выступает
приоритетной задачей социальной практики;
в отечественной психологии существуют
различные подходы к раскрытию психологической
безопасности, однако проблемы психологической
безопасности образовательной среды и
ее изучение являются относительно новыми.
6
Понятия опасности, риска и угрозы безопасности в образовательной среде
Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза». Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально–технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно–психологические характеристики участников учебно–воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно–доверительном общении, и как следствие – склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья (Баева И. А., 2002, И. В. Дубровина, 2000). Потенциально опасными в процессе развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться.
К опасностям и угрозам для здоровья учащихся в образовательной среде Л. А. Регуш (2003) относит несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся в успешном выполнении домашних заданий.
7
Все это может быть результатом обучения, ориентированного не на личность как на приоритет обучения, воспитания и развития, а на передачу знаний. Недостаток психологической безопасности в межличностных отношениях учителей и учеников в итоге приводит учеников к нежеланию просить о помощи и к изоляции.
Понятие «угроза» в отечественных энциклопедиях определяется как вид психологического насилия над человеком и намерение нанести физический, материальный или иной вред. Самая большая вероятность стать жертвой насилия приходится на возраст 12–24 года, поэтому важно предупреждать насилие в среде детей и молодежи.
Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем – для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет.
Среди причин психологического насилия выделяют биологические, семейные, средовые и межличностные. Если по биологическим и семейным причинам психологического насилия образовательные учреждения могут лишь ставить на социальный и медицинский контроль и опосредованно создавать условия безопасности и развития для детей и молодежи, проявляющих признаки насилия во взаимодействии, то на уровне средовых условий и межличностных отношений они способны контролировать и корректировать их.
Информация о работе Угрозы психологической безопасности субъекта образовательного процесса