Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:50, контрольная работа
Господствовавшая долгие годы ориентация системы образования преимущественно на репродуктивные аспекты педагогической деятельности, единообразие и нормативность в обучении и воспитании, связанные с трансляцией устоявшихся знаний, способов действий, норм поведения, формальные критерии оценки труда учителя - все это не могло не наложить отпечаток на характер педагогического общения. Безразличное, объектное отношение к учащимся, лежащее в его основе, порождало преобладание авторитарного стиля руководства педагогическим процессом, нивелировало личностные особенности, как учащихся, так и самого педагога. Позитивные изменения в жизни общества, связанные с его демократизацией, провозглашением гуманистических принципов, создают возможность преодоления консервативных тенденций в педагогической практике. Вместе с тем, обращает на себя внимание, что получившие широкое распространение идеи свободного творческого развития личности на основе сотрудничества и диалога учителя и учащихся в едином учебно-педагогическом процессе, носят, преимущественно, декларативный характер.
Введение……………………………………………………………………………..2
1. Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение………………………………………………………………………….3
1.1. Свойства и индивидуально-психологические особенности личности…4
2. Учет индивидуальных особенностей личности в педагогическом общении….8
2.1. Структура педагогического общения……………………………………8
2.2. Личность учителя как субъекта педагогического общения……………15
2.3. Особенности понимания учителем индивидуальных особенностей личности учащегося…………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………….20
Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве. В эстетических чувствах человеком переживаются красота и гармония (либо, наоборот, дисгармония) в природе, в произведениях искусства, в отношениях между людьми.
Воля
- это сознательное регулирование человеком
своих действий и поступков, требующих
преодоления внутренних и внешних трудностей.
Воля – одно из человеческих качеств,
которое потенциально заложено до рождения
и которое вместе с тем можно развивать
в течение жизни. Человек, желающий владеть
собой и обстоятельствами, желающий победить
деструктивные эмоции и качества, может
путем тренировки усилить свою волю и
увеличить спектр своих возможностей.
2.1. Структура педагогического общения
Педагогическое общение - система ограниченного социально- психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися это не язык команд, а язык доверия.
Исследования
в области педагогической психологии
показывают, что значительная часть педагогических
трудностей обусловлена не столько недостатками
научной и методологической подготовки
преподавателей, сколько деформацией
сферы профессионально-
Педагогическое
общение - специфическая форма общения,
имеющая свои особенности и в
то же время подчиняющаяся общим
психологическим
Человеческие
взаимоотношения, в т. ч. и в учебном
процессе, должны строиться на основе,
когда обе стороны общаются на равных,
как личности, как равноправные участники
процесса общения. При соблюдении этого
условия устанавливается не межролевой
контакт «педагог - воспитанник», а межличностный
контакт, в результате которого и возникает
диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость
и открытость к воздействиям одного участника
общения на другого. Создается оптимальная
база для позитивных изменений в познавательной,
эмоциональной, поведенческой сферах
каждого из участников общения.
2. 2. Личность учителя как субъекта педагогического общения
Важнейшим аспектом гуманизации труда учителя является изучение такой его интегральной характеристики, как индивидуальный стиль педагогической деятельности и общения. Заметно проявление тенденции рассматривать поведенческие проявления стиля педагогического общения во взаимосвязи с внутриличностными предпосылками. В качестве таковых в большинстве исследований определены характеристики мотивационной сферы личности учителя, ее направленность, а также отдельные черты интеллектуальной и коммуникативной сфер личности. В то же время, биологическим предпосылкам стиля общения уделяется недостаточно внимания. Формирование индивидуального стиля, по сравнению с его строением, остается еще мало изученным.
Проблема личности учителя является одной
из наиболее важных в педагогической психологии.
Важной составляющей изучения личности
учителя лак субъекта педагогического
общения является анализ ее социоперцептивных
характеристик. Исследования, связанные
с различными сторонами отражения и взаимопонимания
учителя и учащихся в учебно-педагогическом
процессе, опираются на теоретические
и методологические основы теории межличностного
познания, заложенные в отечественной
психологической науке.. В настоящее время
данная проблематика приобретает особую
актуальность, как непосредственно связанная
с гуманистической, личностной направленностью
современного учебно-воспитательного
процесса.
Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения
Эффективность
педагогического общения в
Среди показателей личностного плана наибольшее значение имеют коммуникативные склонности, способности, знания, умения, навыки общения и др. Безусловно, на результативность педагогического общения оказывают влияние такие показатели индивидуально-личностного плана, как интересы, склонности, уровень подготовленности, привычки учителя и ученика.
В некоторых исследованиях отмечается связь эффективного познания личности учащегося с индивидуально-психологическими особенностями педагога, например такими, как интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность. Исследования показали, что в целом педагоги интровертированного типа более полно и адекватно отражают личность учащегося по сравнению с педагогами-экстравертами. Исследования А. А. Реан обнаружили интересную особенность: те педагоги, которые не связывают свое профессиональное совершенствование с развитием самоуверенности (а, напротив, приближаясь к своему идеалу профессионализма, стремятся стать менее самоуверенными), дают более позитивную оценку личности учащегося. И наоборот, чем более педагог связывает свое профессиональное самосовершенствование с повышением самоуверенности, тем чаще он дает в целом негативные оценки личности учащегося.2
Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.
Прежде всего, заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Познание человека человеком включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем, оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику. Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний и своих способностей, оценку своего характера и других черт личности, оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих.
Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг. Следует не только развивать собственное коммуникативное мастерство, но и прививать ученикам культуру общения. Педагогу нужны как знание их психологии, так и постоянный учет социологических данных, касающихся особенностей социализации и ценностных ориентаций воспитанников. Особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.
Стиль педагогического общения
Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе. В психолого-педагогической литературе эта проблема, как правило, рассматривается в связи со стилем педагогической деятельности. Существует несколько классификаций педагогических стилей, базирующихся на разных основаниях. Например, выделяются в качестве противопоставляемых друг другу регламентированный и импровизационный стили педагогического взаимодействия, которые могут также рассматриваться как стили педагогического общения.
Регламентированный стиль предусматривает строгое подразделение и ограничение ролей участников педагогического процесса, а также следование определённым шаблонам и правилам. Его преимущество, как правило, в чёткой организации учебно-воспитательной работы.
Импровизационный стиль в этом плане обладает, значительным преимуществом, т.к. позволяет спонтанно находить решение каждой, вновь возникающей ситуации. Однако способности к продуктивной импровизации весьма индивидуальны, поэтому осуществление взаимодействия в таком стиле не всегда возможно. Достоинства того или иного стиля спорны; оптимальным представляется гармоничное сочетание в педагогическом процессе элементов регламентации и импровизации, что позволяет одновременно соблюсти необходимые требования к процессу и результату обучения, а также при необходимости скорректировать механизмы взаимодействия.
Существует также традиционное подразделение стилей по критерию роли участников педагогического процесса. В рамках авторитарного стиля общения эти роли строго регламентированы, причём учащемуся принадлежит изначально подчинённая роль. Именно при этом условии осуществляется обучение и воспитание как целенаправленное воздействие на ребёнка. Наряду с указанными недостатками этот механизм чреват постепенным отставанием от возрастающих возможностей ребёнка, что приводит в итоге к несоответствию педагогического стиля и сформировавшихся жизненных установок учащегося.
Крайней противоположностью авторитарному выступает стиль педагогического общения, который может быть расценён как попустительский. Внешне он позволяет достичь раскованных отношений, однако чреват возможностью утраты контроля педагога над поведением воспитанников.
Оптимальным представляется так называемый демократичный стиль общения, при котором имеет место определённая регламентация ролей участников диалога, не ущемляющая, однако, свободы проявления индивидуальных склонностей и особенностей характера. Именно такой стиль позволяет гибко корректировать механизмы взаимодействия с учётом возрастающей роли учащегося как участника всё более равноправного диалога.
Одаренный,
творческий человек - это всегда индивидуальность.
Формирование индивидуальности у педагога
способствует воспитанию творческой личности
ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно
выбирающий педагогическую профессию,
к моменту осуществления такого выбора
уже сформировался как личность и несомненно
является индивидуальностью. Чем больше
среди учителей и воспитателей окажется
разнообразных личностей, тем вероятнее,
что они обучат и воспитают детей, обладающих
множеством разных и одновременно полезных
индивидуальных качеств. Как совместить
рассмотренные общие требования к педагогической
деятельности, представленный набор педагогических
способностей, которыми должен обладать
каждый учитель и воспитатель, с их стремлением
к индивидуальности? Рассмотрим основные
признаки индивидуального стиля педагогической
деятельности. Он проявляется:
- в темпераменте (время и скорость реакции,
индивидуальный темп работы, эмоциональная
откликаемость);
- в характере
реакций на те или иные
- в выборе методов обучения;
- в подборе средств воспитания;
- в стиле педагогического общения;
- в реагировании на действия и поступки детей;
- в манере поведения;
- в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
- в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
Информация о работе Учет индивидуальных особенностей личности в педагогическом общении