Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 02:17, контрольная работа
Цель работы: рассмотреть воображение как условие творческого процесса.
Введение 3
1. Воображение как психически познавательный процесс 5
2. Творческое воображение 7
3. Роль воображения в творческом процессе 11
Заключение 15
Список литературы 17
Выбор художником того или иного решения зависит от следующих факторов: а) кем художник является, б) что он хочет сказать. и) каковы способ и средства его мышления.
Удачное
художественное решение настолько
притягательно, что выглядит как
единственно возможная
чувство, но в то же время спрашиваем: насколько жизненной является поза
Современные достижения в области психологии зрительного восприятия позволяют описать художественный процесс более адекватно, чем когда-либо ранее. В прошлом упрощенное представление об этом процессе основывалось на двойственном использовании концепции, которая в философии известна под названием «наивный реализм». В соответствии с этим взглядом между физическим объектом и его образом в сознании человека нет никакой разницы: разум видит объект как таковой. Подобным же образом произведение художника или скульптора рассматривается просто как точная копия объекта восприятия.4
Полагают,
что, подобно тому, как воспринимаемый
нашими глазами стол является идентичным
столу, как физическому объекту,
так и изображение стола на
полотне художника является просто
повторением стола, видимого им когда-то
раньше. В лучшем случае художник способен
«усовершенствовать» реальную действительность
или обогатить ее плодами своей фантазии
посредством отбора подходящих примеров,
вводя или, наоборот, опуская дополнительные
детали или перераспределяя существующий
порядок вещей.
3.
Роль воображения
в творческом процессе
Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми свойствами личности и не исчерпывается какой-либо одной стороной. Психология творчества проявляется во всех конкретных его видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности творческое воображение узнается не столько потому, что может измышлять человек, не считаясь с реальными требованиями действительности, а скорее по тому, как он умеют преобразовать действительность, обремененную случайными, не существенными деталями.
Долгое время в науке господствовал взгляд о невозможности их ритмизации и обучения творческому процессу, что было формулировано французским психологом Г. Рибо. Постепенно Познавательная сфера личности эта точка зрения подвергалась сомнению. Творчество прошло путь от случайных открытий к сознательному и планомерному решению новых задач. Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества:
Г.С.Альтшуллер разработал целую теорию творческих задач. В общем виде им выделено 5 уровней творчества. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решений. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. Средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.
Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний. При решении задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск же решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает до сотен тысяч и миллионов. Средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами сегодняшнего дня науки; поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творческую задачу. Одним из важных приемов решения творческих 'задач является перевод их с высших уровней на низшие. Таким образом, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая трудную задачу в легкую. Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами или приемами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.6
Индивидуальные
проявления творческого воображения
могут быть связаны также с устойчивостью
данного процесса. Творчество несплошное
и непрерывное движение. В нем чередуются
подъемы, застои, спады. Высшей точкой
творчества, его кульминацией является
вдохновение, для которого характерен
особый эмоциональный подъем, ясность
и отчетливость мысли, отсутствие субъективного
переживания, напряжения. У разных людей
состояние вдохновения имеет разную продолжительность,
частоту наступления. Выяснено, что продуктивность
творческого воображения зависит главным
образом от волевых усилий и является
результатом постоянной напряженной работы.
По словам И.Е.Репина, вдохновение - это
награда за каторжный труд.
Заключение
Таким образом, можно заключить, что воображение, или фантазия, представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Несмотря на то, что в воображении у человека возникают образы предметов и явлений, ранее не встречавшихся ему, составляющим их элементам всегда можно найти реальные аналоги. Создавая новый предмет, будь то машина или дом, человек мысленно представляет его собранным из известных ему частей и деталей. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и неординарные образы возникают в его воображении.
Дети, не знают названий приемов творческого воображения, но активно используют их, придумывая персонажей для своих рисунков, сказок, стишков. Учатся они этим приемам из художественных произведений, с которыми их знакомят взрослые. Уловив суть создания сказочных образов, дети начинают их использовать и в собственных творениях. У детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов. Однако если сравнивать роль воображения в детстве и зрелом возрасте, то, конечно же, в жизни ребенка воображение проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое нарушение реальности, чем у взрослого.
Воображение
детей развивается в игре. Действуя
с реальными предметами, малыш
начинает придумывать нереальную ситуацию.
Складываясь в игре, воображение переходит
в другие виды деятельности школьника.
Наиболее ярко оно проявляется в рисовании
и сочинении сказок, стишков. Так же как
и в игре, дети вначале опираются на непосредственно
воспринимаемые предметы или возникающие
под их рукой штрихи на бумаге. Сочиняя
сказки, рассказы, дети воспроизводят
знакомые образы и нередко повторяют запомнившиеся
фразы. Детские сочинения целиком строятся
на памяти, не включая работу воображения.
О воображении идет речь тогда, когда ребенок
вводит новые образы, их необычные сочетания.
Образы
воображения могут быть близки к
эйдетическим образам, которые являются
результатом эйдетической памяти. Эйдетические
образы являются яркими и динамичными,
меняющимися каждый момент.
У дошкольников воображение запускается
непроизвольно, малыш не ставит цели что-то
придумать, не управляет возникающими
образами.
Воображение
играет очень важную роль в жизни
ребенка. С одной стороны, это
полет фантазии, которая вызывает
бурю эмоций, а с другой - способ постижения
мира, который снимает временные и пространственные
ограничения. Благодаря воображению можно
перенестись в прошлое и будущее, представить
и создать то, чего пока не существует
в реальности. Это расширяет мир возможностей,
вдохновляет познание и творчество.
Список
литературы