Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 16:34, реферат
Что же такое творческое мышление? Мы интересуемся творчеством, творческие люди привлекают наше внимание, и тут же мы задаемся вопросом, какие они, творческие личности, и почему одни люди творческие, а другие нет? И можно ли научиться творчески мыслить?
Введение.
1. Определение творчества и мышления.
2. Понятие творческого мышления.
2.1 Творческая личность и ее характерные особенности.
2.2 Развитие творческого мышления.
Заключение.
-
Можно ли считать творческим
мышление того человека, который
впервые для себя
Чем же отличается творческое мышление от мышления, которое обычно не называют творческим, и чем характеризуется творческое мышление.
Первая
особенность собственно творческого
мышления заключается в том, что
в решении известных или
В отличие от этого нетворческое мышление практически никогда специально не стремится к нахождению новых решений известных задач и в первую очередь пробует известные способы решения на новых задачах. Даже если человек, для которого характерно нетворческое мышление, сталкивается с совершенно новой для него задачей, он все равно многократно пытается решать ее по-старому и не прекращает своих попыток применения старых, известных способов решения задачи до тех пор, пока они не будут полностью исчерпанными. Лишь после этого, да и то далеко не всегда, он будет пытаться найти новый способ решения соответствующей задачи.
Вторая
особенность творческого
Третья
характерная черта творческого
мышления состоит в стремлении творчески
мыслящего человека среди всех возможных,
доступных ему способов решения
задачи найти самое лучшее решение
или максимально
Четвертая
особенность творческого
2.1
Творческая личность
и ее характерные особенности.
Творческое мышление, как и другие виды мышления, свойственно человеку, и того, кто обладает им, называют обычно творческой личностью. Творческой личности (в дополнение к тому, о чем говорилось выше о творческом мышлении) присущи некоторые индивидуальные психологические особенности, которые мы рассмотрим.
Творческое мышление, как и другие виды мышления, свойственно человеку, и того, кто обладает им, называют обычно творческой личностью.
Творчески мыслящий человек — это всегда необычная, неординарная личность, не похожая на большинство других людей. Типичные персональные отличия творчески мыслящей личности от нетворческой личности чаще всего проявляются в следующем.
Творчески мыслящий человек — это (в большинстве случаев) критически настроенный человек, который склонен не только критиковать мышление других, но и критически относиться к собственному мышлению. Критика окружающих людей со стороны такой личности вызывает, как правило, отрицательную реакцию. В связи с этим у творчески мыслящей личности далеко не всегда складываются вполне благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми.
Творчески мыслящая личность — это также человек, который сознательно стремится быть непохожим на окружающих людей и, следовательно, почти всегда ведет себя не так, как ведут себя большинство других людей. Используя образное выражение, в адрес такого человека иногда говорят, что он «не боится быть белой вороной». По этой причине окружающие люди часто воспринимают и оценивают творчески мыслящего человека как странного, необычного в своих действиях и поступках и довольно часто (без должных на то оснований) считают таких людей не вполне нормальными и приписывают им отклонения в психике. Творчески мыслящая личность обычно не терпит, когда на нее оказывается психологическое давление, и в этих условиях не может работать нормально. Творчески мыслящий человек всегда и во всем стремится поступать по-своему, проявляет повышенную самостоятельность и не терпит, когда кто-то пытается им командовать. Творчески мыслящие люди часто сопротивляются властям, авторитетам, начальству, особенно когда ими пытаются манипулировать, управлять в так называемом авторитарном стиле, заставлять действовать вопреки своим убеждениям.
Творчески
мыслящие люди нередко обладают и
некоторыми детскими чертами характера,
например, повышенной обидчивостью, упрямством,
даже капризами. Психологическая природа
этого явления, то есть своеобразного
сочетания творческой одаренности с детскими
чертами характера, до конца не выяснена,
но оно нередко наблюдается у данного
типа людей.творчески
одаренных
Наконец,
творчески мыслящие люди не боятся
привлекать к себе повышенное внимание
и быть непохожими на окружающих людей.
Напротив, повышенное внимание к ним со
стороны окружающих людей, особенно внимание
к тому, что они делают, и высокая оценка
их достижений стимулируют их творческую
активность.
2.2.
Развитие творческого
мышления.
Описанные особенности творческого мышления и психологические свойства творчески мыслящей личности поднимают вопрос о том, можно ли при желании стать творческой личностью, не обладая с раннего детства творческим мышлением.
Данные, которыми располагает современная психологическая наука, не позволяют пока что однозначно, утвердительно или отрицательно, ответить на этот вопрос. Попробуем разобраться, почему это так.
Среди
множества обычных людей
Нередко творческий потенциал передается от поколения к поколению по наследству. Известно, например, что в семье Бахов (Иоганн Себастьян Бах — признанный в мире композитор) и в семье Бернулли (Я.Б.Бернулли — известный математик) было немало одаренных в музыке и в математике родственников, представлявших несколько поколений людей.
Все это говорит в пользу того, что талант и творческие способности, а следовательно, и творческое мышление человека могут быть врожденными. Поскольку генетически предопределенное не развивается под влиянием обучения и воспитания, можно сделать вывод о том, что возможности развития творческого мышления являются ограниченными.
Но есть и другая группа фактов, рассмотрение которых приводит нас к иному, противоположному выводу.
Во-первых,
творческое мышление обычно проявляется
уже в зрелом возрасте, намного
позднее того периода времени, когда
практически завершается
Во-вторых, ранние продукты человеческого творчества обычно уступают более поздним продуктам творчества этого же человека. Творчество взрослого специалиста в той или иной области, например инженера, художника, существенно отличается от творчества того же человека, когда он был еще ребенком. Значит, и здесь мы имеем дело с влиянием приобретаемого жизненного опыта на творческий процесс.
В-третьих, если человека сознательно и целенаправленно не воспитывать и не развивать, то его творческий потенциал, даже если он имеется, вряд ли проявится не только в полной мере, но и вообще. Есть немало одаренных детей, которые, став взрослыми, никак не проявляли свою одаренность, демонстрируемую в детстве.
Наконец, в-четвертых, почти все исторически известные достижения творческого мышления людей связаны с цивилизациями, в которых существовала достаточно развитая система образования. Отсюда следует, что без развитой системы образования сколько-нибудь значительные достижения творческой мысли людей практически невозможны.
Все
эти факты с очевидностью говорят
в пользу возможности развития творческого
мышления. Они не соответствуют данным,
которые приводились в начале и свидетельствовали
о невозможности развивать творческое
мышление. Сейчас однозначного ответа
на обсуждаемый вопрос пока нет, и он остается
по-прежнему открытым.
Заключение
В наш век новейших технологий и компьютеров, творческое мышление, или как называют его зарубежные психологи – креативность, остается одной из немногих областей человеческого разума, в которую пока еще не вторглись компьютеры. Креативность делает процесс мышления увлекательным, и помогает находить новые решения старых проблем, является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Творчество являет собой бинарно организованное понятие, в котором объединяются необычное или уникальное и качественное или полезное. Но это понятие субъективное; каждый человек сам решает, что он считает творчеством, а что нет. В психологии растет популярность мнения, что творческие личности не слишком сильно отличаются от всех нас. У нас у всех есть способности к творчеству и творческому мышлению.