Творческое мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:35, реферат

Описание работы

Методы стимуляции творческой активности широко применяются в практической психологии. В большинстве случаев в основе конкретной помощи психолога лежит представление, какими должны быть идеальные условия возникновения творчества.
В настоящей работе мы определим понятие творческого мышления,его особенности, факторы препятствующие творческому мышлению. И узнаем какие применяются методы стимуляции.

Содержание

Введение.............................................................................................................
Глава 1. Творческое мышление........................................................................
1.1 Что такое творческое мышление?.............................................................
1.2 Особенности творческого мышления.......................................................
1.3 Развитие творческого мышления у человека...........................................
Глава 2. Методы стимуляции творческого мышления...................................
2.1 «Мозговой штурм».....................................................................................
2.2 Синектика и другие инструментальные методы.....................................
2.3 Личностные методы стимулирования творческого мышления..............
Заключение.........................................................................................................
Приложение.......................................................................................................
Литература............

Работа содержит 1 файл

творчекое мышление.doc

— 503.00 Кб (Скачать)
  1. Мозговой штурм
  2. Синектика 

  3. Рабочие листы 

  4. Морфологический анализ

  5. АРИЗ

  Неспецифические методы (Личностные)


  1. Групповая динамика

  2. Трансцендентальная медитация

  3. Методика формирования целостности и веры в себя


К  инструментальным методам относятся  те, которые представляют собой особую процедуру выработки группового решения проблемы и/или дают в руки индивиду определенный способ организации собственной мыслительной деятельности по решению конкретной задачи. Обычно они описывают алгоритм действий или набор общих правил (эвристик), соблюдение которых с большой степенью вероятности приводит к нахождению решения.
Вместе с тем в литературе встречаются данные о том, что люди, овладевшие методами стимулирования своего мышления, могут не только освобождаться от стереотипов мыслительной деятельности, но и постепенно становиться более зрелыми и гибкими в своем поведении в целом. Таким образом, специфические методы стимулирования творческого мышления, действие которых вроде бы направлено на развитие узкоконкретных способностей и навыков индивида, могут стать отправной точкой для совершенствования личности в целом, в особенности, если их главный принцип - освобождение от оков предубеждений, предрассудков и укоренившихся привычек - глубоко осознан и принят человеком.
Личностные методы стимулирования творческих способностей подходят к задаче с другого конца: они начинают с развития общей способности человека управлять своим поведением, с формирования уверенности в себе и ощущения собственной силы, с осознания беспредельных возможностей самосовершенствования в любой сфере психической жизни.
Двигаясь от общего к частному, они достигают сходного результата, хотя и иными путями: в конечном итоге у индивида, прошедшего курс тренинга личностного развития, возрастают и перестраиваются специальные, частные способности, и в первую очередь способность мыслить самостоятельно и независимо. Именно эти методы могут быть в ряде случаев с успехом применены для подготовки сотрудников, занимающихся научными, поисковыми исследованиями, с целью повышения их общего творческого потенциала.
Несмотря на высокую эффективность личностных методов стимулирования творчества, инструментальные методы являются намного более популярными и распространенными. Это связано прежде всего с тем, что все методики личностного совершенствования требуют для своего проведения специально подготовленного и высококвалифицированного тренера, подготовка которого занимает не один год. Кроме того, людям, жаждущим развить свое умение "решать задачки", не так-то легко смириться с тем, что все то, чем им предлагают заниматься в группах личностного роста, имеет весьма отдаленное отношение к их конкретной цели.
Выбор конкретной техники для повышения эффективности творческого мышления обусловливается прежде всего характером цели, которая должна быть в итоге достигнута. Одно дело, если цель состоит в нахождении оптимального решения вполне определенной задачи, и совсем другое, если целью является повышение творческого потенциала совместно работающего научного коллектива или его отдельных членов. Поэтому оценка сравнительной эффективности разных методов стимулирования творчества лишена смысла. Условием высокой отдачи любого метода является его применение к ограниченному кругу ситуаций, адекватных его особенностям и возможностям.

Заключение

  И так в данной работе была поставлена задача выяснить какие же  являются методы стимуляции творческого мышления. Для начала мы выяснили что такое есть творческое мышление, какие  его особенности и как развивается.

  Важная  особенность собственно творческого  мышления заключается в том,  что  человек постоянно стремится  новому, необычному, оригинальному, своеобразному.

  Творчество  — это не мистический дар, которым  обладают лишь избранные. Нестандартное  мышление — вид творчества, которым  может овладеть каждый. Конечно, как  и в любом мастерстве, кто-то всегда окажется впереди. Нестандартное мышление не может превратить обычного человека в гения, но оно обогатит ваше мышление полезными навыками — навыками генерации новых идей.

  В  ходе проведения многочисленных  исследований, посвященных диагностике  и развитию креативности, исследователи  замечали, что препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться "белой вороной",  склонность к конформизму (Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон) моральные запреты, однообразие решаемых задач.                           
   Вероятно, степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации.  
Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная (резкая критика, наказание). Причем следует отметить, что значимость внешней мотивации проявляется наиболее полно лишь в случае, если она исходит от референтной группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя.

  Один  из методов стимуляции творческого  мышления является «мозговой штурм». Цель мозгового штурма – получение большого количества различных идей и предложений в ограниченное время (обычно 20-40 мин).

  Психологической основой мозгового штурма является снятие барьера психологической  инерции в результате запрета  критики и поощрения самых  неординарных высказываний. Создание благоприятного повышенного эмоционального фона, необходимого для получения качественно новых идей, достигается в благожелательной, дружелюбной атмосфере. Большая роль отводится ведущему, который должен иметь гибкий план управления спонтанным процессом генерации идей, а также своим остроумием и дружелюбием стимулировать возникновение повышенного эмоционального уровня и поддерживать его.

  Еще один метод творческого мышления является синектика. Синектика —  метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче. Метод «синектика» был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х годов XX в. Этот метод основан на принципах мозгового штурма. Однако если обычный метод мозгового штурма проводится людьми, не обученными специальным творческим приемам, то синектика предполагает участие постоянных групп специалистов и широко использует соответствующие аналогии и ассоциации.

  Есть  еще группа методов, которые с успехом применяющихся для развития творческих способностей личности. Их цель - преодоление внутренних запретов, и в первую очередь запретов на самовыражение чувств, ощущений, взглядов, ценностей личности и т. п.  Основой является: групповая динамика,
трансцендентальная медитация
 и методика формирования целостности и веры в себя.  

  Приложение

  Рисунок 1.

  

  Литература 

  1. Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки. М., 1998
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: "Питер", 1999.
  3. Уильям Г.  Синектика : развитие творческой способности. Нью Йорк 1961. [Электронный ресурс] — 26 ноября 2011 Режим доступа: http://www.trizminsk.org/r/4119.htm
  4. Немов Р. С. Общая психология. Творческое мышление. [Электронный ресурс] - 24 ноября 2011 Режим доступа:

           http://all-psychology.ru/ppp/myshlenie/tvorchestvo.html

  1. Интелект  клуб. Методы поиска новых идей и решений. Мозговой штурм. «Методы менеджмента качества», №1, 2003. [Электронный ресурс] — 26 ноября 2011 Режим доступа: http://www.inventech.ru/pub/club/087/

Информация о работе Творческое мышление