Творческая личность и ее особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 12:13, реферат

Описание работы

Существует мнение, что к творчеству способны все люди, однако не все не все могут принести своей творческой работой пользу окружающим. На это, как правило, способен только специфический тип личности – творческая. Творческая личность имеет ряд характерных особенностей, которые руководителю необходимо учитывать в процессе организации работы таких личностей, их адаптации в коллективе. В данном реферате мы рассмотрим эти особенности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Природа творчества……………………………………………………...4

2 Необходимые качества для развития творческой личности…………..6

3 Гений или безумец?....................................................................................9

4 Двойственность личности творца……………………………………...11

5 Основные черты творческой личности………………………………..13

Заключение………………………………………………………………..16

Список использованных источников……………………………………17

Работа содержит 1 файл

Творческая личность и ее особенности.docx

— 29.40 Кб (Скачать)

 

 Сильная потребность в деятельности  воображения и сосредоточенность  на ней, что неразрывно связано  с любознательностью и потребностью  в новых впечатлениях (новых идеях,  образах и т.п.) придает творческим  личностям черты «детскости».  Например, биографы Эйнштейна пишут,  что он был мудрый старец  со всепонимающими глазами. И вместе с тем в нем было что-то детское, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнего мальчика, впервые увидевшего компас. «Игровой» компонент в акте воображения, по-видимому, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм, розыгрышам, шуткам. Погруженность в свой воображенный творческий мир иногда делает их поведение в быту не вполне адекватным. Про них нередко говорят, что они «не от мира сего». Классической иллюстрацией может служить «профессорская» рассеянность.

 

 Детская, или «наивная» креативность  отличается от креативности взрослого,  она имеет другую структуру  и содержание, чем культурная  креативность творческой личности. Детская креативность – это  естественное поведение ребенка  на фоне отсутствия стереотипов.  Свежий взгляд ребенка на мир  – от бедности его опыта  и от наивного бесстрашия его  мысли: все действительно может  быть. Наивная креативность –  характеристика возраста и присуща  большинству детей. Напротив, культурная  креативность творцов – явление  далеко не массовое.

5 Основные черты творческой  личности

 Бесстрашие мысли творца  не носит наивный характер, оно  предполагает богатый опыт, глубокие  и обширные знания. Это бесстрашие  творческой смелости, дерзости, готовности  к риску. Творца не пугает  необходимость усомниться в общепризнанном. Он отважно идет на разрушение стереотипов во имя создания лучшего, нового, не боясь конфликтов. А.С.Пушкин писал: «Есть высшая смелость: смелость изобретения».

 

 Творческая смелость – это  черта творческого Я, и она  может отсутствовать у реального  Я творца, в обыденной жизни.  Так, по свидетельству жены  знаменитого импрессиониста Марке,  смелый новатор в живописи  был в жизни довольно робким  человеком. Такая двойственность  может быть обнаружена и в  отношении других личностных  качеств. Например, рассеянный в  жизни, творец «обязан» быть  в творчестве сосредоточенно-внимательным  и точным. Творческая этика не  тождественна этике реального Я. Художник Валентин Серов часто признавался, что недолюбливал людей. Создавая портреты и внимательно вглядевшись в человека, он каждый раз увлекался, вдохновлялся, но не самим лицом, которое часто бывало пошлым, а той характеристикой, которую из него можно сделать на холсте. О специфической художественной любви пишет А.Блок: любим мы все то, что хотим изобразить; Грибоедов любил Фамусова, Гоголь – Чичикова, Пушкин – скупого, Шекспир – Фальстафа. Творческие личности порой производят в жизни впечатления бездельников, внешне недисциплинированных, иногда беспечных и безответственных. В творчестве же они обнаруживают огромное трудолюбие, внутреннюю честность и ответственность. Отчетливо выраженное стремление к самоутверждению творческого Я может принимать неприятные формы на уровне поведения в реальной жизни: ревнивое внимание к чужим успехам, враждебность к коллегам и к их заслугам, надменно-агрессивная манера излагать свои суждения и т.п. Стремление к интеллектуальной независимости, характерное для творческих личностей, часто сопровождается самоуверенностью, склонностью давать высокую оценку собственным способностям и достижениям. Такая склонность отмечается уже у «творческих» подростков. Известный психолог К.Юнг утверждал, что творческая личность не боится выявить в поведении противоположные черты своей натуры. Не боится потому, что недостатки своего реального Я она компенсирует достоинствами творческого Я.

 

 Гораздо более продуктивен  не поверхностный, а систематический  естественнонаучный подход к  изучению психических особенностей  творческой личности.

 

 Главное отличие творческой  личности представители глубинной  психологии и психоанализа (здесь  их позиции сходятся) видят в  специфической мотивации. Остановимся  лишь вкратце на позициях ряда  авторов, поскольку эти позиции  отраженны в многочисленных источниках.

 

 Отличие заключается только  в том, какая мотивация лежит  в основе творческого поведения.  З. Фрейд считал творческую  активность результатом сублимации  полового влечения на другую  сферу деятельности: в творческом  продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.

 

 А. Адлер считал творчество  способом компенсации комплекса  неполноценности. Наибольшее внимание  феномену творчества уделил К.  Юнг, видевший в нем проявление  коллективного бессознательного.

 

 Р. Ассаджиоли считал творчество процессом восхождения личности к “идеальному Я”, способом ее самораскрытия.

 

 Психологи гуманистического  направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества – мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.

 

 Однако большинство авторов  все же убежденны в том, что наличие всякой мотивации и личностной увлеченности является главным признаком творческой личности. К этому часто приплюсовывают такие особенности, как независимость и убежденность. Независимость, ориентация на личностные ценности, а не на внешние оценки, пожалуй, может считаться главным личностным качеством творческой личности.

 

 Теория развития творческой  личности Г.С. Альтшуллера, которая упоминалась ранее, рассматривает подготовку личности ко всему творческому циклу: выбор проблемы, решение составляющих проблему задач, внедрение. Она была основана на многолетних совместных исследованиях биографий творческих личностей, проведённых Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным. Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств творческой личности — минимально необходимый «творческий комплект»:

 

 достойная цель;

 

 комплекс реальных рабочих  планов достижения цели;

 

 высокая работоспособность;

 

 хорошая техника решения  задач (например, ТРИЗ);

 

 способность отстаивать свои  идеи — «умение держать удар»;

 

 результативность.

 

 Впрочем, данный список характерен  скорее для творческих личностей  в сфере науки и изобретательства.

 

 Заключение 

 Творческая личность является  двигателем прогресса человеческого  общества во всех направлениях  развития: от науки до искусства.  Во многом именно от нее  зависит то, каким будет наш  мир завтра. Именно поэтому творческим  людям надо уделять особенное  внимание, создавать условия для  их комфортной работы. Для этого  необходимо знать особенности  творческой личности, а именно:

 

 независимость – личностные  стандарты важнее стандартов  группы, неконформность оценок и суждений;

 

 открытость ума – готовность  поверить своим и чужим фантазиям,  восприимчивость к новому и  необычному;

 

 развитое эстетическое чувство,  стремление к красоте;

 

 чувство неудовлетворенности,  тревожности;

 

 двойственность личности, противоречивость;

 

 сложности в процессе адаптации.

 

 Из вышеназванных свойств  первые три необходимо развивать  и использовать на пользу общества, а последние три стараться  сгладить, свести к минимуму, так  как они могут явиться тормозом  на пути к развитию творческой  личности и, как следствие,  снизить результативность ее  работы.

 

Список использованных источников

 

 

 Розет И.М. Психология фантазии. Минск, 1977

 

 Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978

 

 Акимов И., Клименко В. О  природе таланта. М., 1994

 

 Басин Е.Я. «Двуликий Янус». (о природе творческой личности). М., 1996

 

 Дружинин В. Метафорические  модели интеллекта. – В кн.: Творчество  в искусстве. Искусство в творчестве. М., 2000

 

 Гегель Ф. Эстетика в 4 т. 1968. Т. 1.

 

 Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. СПб., 1992.

 

 Гончаренко Н. В. Гений  в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991


Информация о работе Творческая личность и ее особенности