на тему «Творческая личность
и ее особенности»
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1 Природа творчества……………………………………………………...4
2 Необходимые качества для развития
творческой личности…………..6
3 Гений или безумец?....................................................................................9
4 Двойственность личности творца……………………………………...11
5 Основные черты творческой
личности………………………………..13
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованных источников……………………………………17
Введение
Творчество — процесс человеческой
деятельности, создающий качественно
новые материальные и духовные
ценности или итог создания
субъективно нового. Основной критерий,
отличающий творчество от изготовления
(производства) — уникальность его
результата. Результат творчества
невозможно прямо вывести из
начальных условий. Никто, кроме,
возможно, автора, не может получить
в точности такой же результат,
если создать для него ту
же исходную ситуацию. Таким образом,
в процессе творчества автор
вкладывает в материал некие
несводимые к трудовым операциям
или логическому выводу возможности,
выражает в конечном результате какие-то
аспекты своей личности. Именно этот факт
придаёт продуктам творчества дополнительную
ценность в сравнении с продуктами производства.
Иными словами, творчество — деятельность,
порождающая нечто качественно новое,
никогда ранее не существовавшее.
Существует мнение, что к
творчеству способны все люди,
однако не все не все могут
принести своей творческой работой
пользу окружающим. На это, как
правило, способен только специфический
тип личности – творческая. Творческая
личность имеет ряд характерных особенностей,
которые руководителю необходимо учитывать
в процессе организации работы таких личностей,
их адаптации в коллективе. В данном реферате
мы рассмотрим эти особенности.
1 Природа творчества
Существуют две основные
точки зрения на творческую
личность. Согласно одной, креативность
или творческая способность в
той или иной степени свойственна
каждому нормальному человеку. Она
так же неотъемлема от человека,
как способность мыслить, говорить
и чувствовать. Более того, реализация
творческого потенциала независимо
от его масштабов делает человека
психически нормальным. Взгляд на
креативность как универсальную
черту личности человека предполагает
определенное понимание творчества.
Творчество предполагается как
процесс создания чего-либо нового,
причем процесс незапрограммированный,
непредсказуемый, внезапный. При
этом не принимается во внимание
ценность результата творческого
акта и его новизна для большой
группы людей, для общества
или человечества. Главное, чтобы
результат был новым и значимым
для самого «творца». Самостоятельное,
оригинальное решение школьником
задачи, имеющей ответ, будет творческим
актом, а самого его следует
оценивать как творческую личность.
Согласно второй точке зрения,
не всякого человека следует
считать творческой личностью,
или творцом. Подобная позиция
связана с другим пониманием природы
творчества. Здесь помимо незапрограммированного
процесса создания нового, принимается
во внимание ценность нового результата.
Он должен быть общезначим, хотя масштаб
его может быть различным. Важнейшей чертой
творца является сильная и устойчивая
потребность в творчестве. Творческая
личность не может жить без творчества,
видя в нем главную цель и основной смысл
своей жизни.
Существуют профессии – их
называют «творческими профессиями»
– где от человека требуется
как необходимое качество «творческая
жилка». Это такие профессии как
актер, музыкант, изобретатель и
др. Тут недостаточно быть «хорошим
специалистом». Необходимо быть
творцом, а не ремесленником,
даже очень квалифицированным.
Разумеется, творческие личности
встречаются и среди других
профессий – среди педагогов,
врачей, тренеров и многих других.
Впрочем, некоторые мыслители
сомневались в творческой природе
научных исследований. Гегель в
«Эстетике» писал о природе
способностей: «Говорят, правда, и о
научных талантах, однако наука
предполагает только наличие
общей способности к мышлению,
которая, в отличие от фантазии,
не проявляется как нечто природное,
а как бы абстрагируется от
всякой природной деятельности,
так что будет правомерно сказать,
что не существует специфики
научного таланта в смысле
определенного дарования».
С другой стороны, Г.С.Альтшуллер,
автор теории решения изобретательских
задач (ТРИЗ), придерживался другого мнения
и даже создал теорию развития творческой
личности (ТРТЛ), о которой будет сказано
позже.
В настоящее время творчество
все больше и больше специализируется
и приобретает элитарный характер.
Уровень силы творческой потребности
и энергии, требуемый для профессионального
творчества, в большинстве сфер
человеческой культуры таков,
что за пределами профессионального
творчества остается большинство
людей. Есть точка зрения, что
творческая работа имеет избыточную
энергоемкость, и энергии на приспособительное
(адаптивное) поведение у творческой личности
не остается. Возможность для творчества,
как правило, появляется тогда, когда человеку
не нужно решать задачи адаптации, когда
в его распоряжении «покой и воля». Он
или не занят заботами о хлебе насущном
или пренебрегает этими заботами. Чаще
всего это происходит на досуге, когда
он предоставлен самому себе – ночью за
письменным столом, в камере одиночного
заключения, на больничной койке.
2 Необходимые качества для развития
творческой личности
Креативность как специфическая
способность творческой личности
коренится во врожденной одаренности
человека. Но реализация этой
способности и одаренности зависит
от развития личности в целом
и, в частности, от развития
других общих и специальных
способностей. Установлено, что интеллект
должен быть выше среднего. Огромное
значение имеет развитая память,
причем приспособленная к той
или иной сфере творческой
деятельности: музыкальная память,
зрительная, цифровая, двигательная
и т.п. Имеют значение и физические,
анатомо-физиологические свойства
человека, часто врожденные. Так,
певческому таланту Шаляпина
в немалой степени способствовали
его удивительные голосовые связки
– мощные и пластичные. В то
же время не зафиксирована
устойчивая корреляция между
уровнем креативной способности
и особенностями характера и
темперамента реального Я.Творческими
личностями могут быть люди с любым характером
и любым темпераментом.
Творческими личностями не
рождаются, а становятся. Креативная
способность, которая во многом
носит врожденный характер, выступает
как ядро творческой личности,
но последняя – продукт социального,
культурного развития, влияния социальной
среды и творческого климата.
Вот почему современная практика
тестирования креативной способности
как таковой не может удовлетворить
социальный заказ, возникший с
началом постиндустриальной фазы
в развитии общества, на выявление
творческих личностей. Творческая
личность характеризуется не
просто высоким уровнем креативной
способности, но особой жизненной позицией
человека, его отношением к миру, к смыслу
осуществляемой деятельности.
Многим людям, даже творчески
одаренным, не хватает творческой
компетентности. Можно выделить
три аспекта такой компетентности.
Во-первых, насколько человек готов
к творчеству в условиях многомерности
и альтернативности современной
культуры. Во-вторых, насколько он
владеет специфическими «языками»
разных видов творческой деятельности,
набором кодов, позволяющих ему
дешифровать информацию из разных
областей и перевести на «язык»
своего творчества. Например, как
живописец может использовать
достижения современной музыки,
или ученый-экономист – открытия
в области математического моделирования.
По образному выражению одного
психолога, творцы сегодня похожи
на птиц, сидящих на удаленных
ветках одного и того же
дерева человеческой культуры, они
далеки от земли и едва слышат
и понимают друг друга. Третий
аспект творческой компетентности
представляет собой степень овладения
личностью системой «технических»
навыков и умений (например, технологией
живописного ремесла), от которой
зависит способность осуществить
задуманные и «придуманные» идеи.
Разные виды творчества (научного,
поэтического и др.) предъявляют
разные требования к уровню
творческой компетентности.
Невозможность реализовать
творческий потенциал из-за недостаточной
творческой компетентности породило
массовое любительское творчество,
«творчество на досуге», хобби.
Эти формы творчества доступны
практически всем и каждому,
людям, утомленным монотонной
или сверхсложной профессиональной
деятельностью.
Творческая компетентность
– это всего лишь условие
проявления креативной способности.
К таким же условиям относятся
наличие общих интеллектуальных
и специальных способностей, превышающих
средний уровень, а также увлеченность
выполняемой задачей. В чем
же заключается сама креативная
способность? Практика творческих
достижений и тестирования подводит
к выводу, что психологическую
основу креативной способности составляет
способность творческой фантазии, понимаемой
как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения).
Потребность в творчестве как важнейшая
черта творческой личности есть не что
иное, как постоянная и сильная потребность
в творческой фантазии.
Определяющим для творческой
фантазии является направление
сознания (и бессознательного), заключающегося
в отходе от наличной действительности
и реального Я в известную
относительно автономную и свободную
деятельность сознания (и бессознательного).
Эта деятельность отличается
от непосредственного познания
действительности и своего Я
и направлена на их преобразование
и создание новой (мысленной)
действительности и нового Я.
3 Гений или безумец?
Что же побуждает творческую
личность постоянно обращаться
к творческой фантазии? Что является
ведущим мотивом в поведении
творческой личности? Ответить на
эти вопросы – значит подойти
к пониманию сущности творческой
личности.
Творческая личность постоянно
испытывает неудовлетворенность,
напряжение, неясную или более
определенную тревогу, обнаруживая
в реальной действительности (внешней
и внутренней) отсутствие ясности,
простоты, упорядоченности, завершенности
и гармонии. Она подобна барометру,
чутко реагирующему на противоречия,
дискомфорт, дисгармонию. С помощью
творческой фантазии творец устраняет
в своем сознании (и в бессознательном)
ту дисгармонию, с которой он
сталкивается в реальности. Он
создает новый мир, в котором
он чувствует себя комфортно
и радостно. Вот почему сам
процесс творчества и его продукты
доставляют творцу наслаждение
и требуют постоянного возобновления.
Реальные противоречия, дискомфорт
и дисгармония как бы сами
находят творческую личность. Это
объясняет, почему творческие
люди постоянно живут в двух
режимах, сменяющих друг друга:
напряжения и релаксации (катарсиса),
тревоги и успокоения, неудовлетворенности
и радости. Такое постоянно
воспроизводимое состояние двойственности
является одним из проявлений
нейротизма как личностной черты творческих
личностей.
Нейротизм, повышенная чувствительность
– норма для творческой личности точно
так же, как для обычного нормального человека
является нормой эмоциональность (отсутствие
равнодушия) в любом виде деятельности.
Но нейротизм, двойственность творческой
личности находится близко к той грани,
за которой начинается психопатология.
Следует признать факт, что творческие
способности могут сочетаться с некоторыми
психопатологическими чертами. Но, во-первых,
это не является нормой и тем более, во-вторых,
не дает оснований для выводов, которые
делают последователи Ломброзо о родстве
гениальности и безумия.
Правда сам Ломброзо никогда
не утверждал, что существует прямая зависимость
гениальности и безумия, хотя и подбирал
эмпирические примеры в пользу гипотезы:
«Седина и облысение, худоба тела, а также
плохая мускульная и половая деятельность,
свойственная всем помешанным, очень часто
встречается у великих мыслителей… Кроме
того, мыслителям, наряду с помещенными
свойственны: постоянное переполнение
мозга кровью (гиперемия), сильный жар
в голове и охлаждение конечностей, склонность
к острым болезням мозга и слабая чувствительность
к холоду и голоду». Ломброзо характеризует
гениев как людей одиноких, холодных, равнодушных
к семейным и общественным обязанностям.
Среди них много наркоманов и пьяниц: Мюссе,
Сократ, Сенека, Гендель, По. Двадцатый
век добавил в этот список множество имен,
от Фолкнера и Есенина до Хендрикса и Моррисона.
Ломброзо приводит любопытные данные:
в популяции евреев-ашкенази, живущих
в Италии, больше душевнобольных, чем у
итальянцев, но больше и талантливых людей
(сам Ломброзо был итальянским евреем).
Вывод, к которому он приходит, звучит
следующим образом: гений и безумие могут
совмещаться в одном человеке.
Список гениев, больных душевными
заболеваниями, бесконечен. Эпилепсией
болели Петрарка, Мольер, Достоевский,
не говоря уже об Александре
Македонском, Наполеоне и Юлии Цезаре.
Меланхолией болели Руссо, Шатобриан.
Психопатами (по Кречмеру) были Жорж Санд,
Микеланджело, Байрон, Гете и другие.
Гипотеза «гений и безумие»
возрождается и в наши дни.
Д. Карлсон считает, что гений – это
носитель рецессивного гена шизофрении.
В гомозиготном состоянии ген проявляется
в болезни. Например, сын гениального Эйнштейна
болел шизофренией. В этом списке – Декарт,
Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон,
Кант, Ницше и многие другие.
4 Двойственность личности творца
Двойственность творца, о которой
говорилось выше, предполагает феномен
«естественного раздвоения Я»
на реальное Я и творческое
(воображенное) Я. Даже в самом
сильном порыве вдохновения творец
не теряет чувства реального
Я. Например, как заметил Станиславский,
ни один актер не упал в оркестровую яму
и не опирается на картонный задник декорации.
И все же активность творческого Я, «заставляющая»
пребывать творца в мире воображенной,
условной реальности – словесной, изображенной,
символически-понятийной, сценически
воплощенной и т.п. – объясняет наличие
у творческой личности черт и особенностей,
отличающей ее от обычного человека. Поведение
творца в обыденной жизни нередко кажется
«странным», «чудоковатым». И этому есть
объяснение.