Творческая функция представления и воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:12, реферат

Описание работы

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».

Содержание

Введение
1 Представление
1.1Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений
1.2 Основные характеристики представлений
1.3 Функции представлений
1.4 Классификация и виды представлений
2 Воображение
2.1 Понятие о воображении, механизмы процесса воображения
2.2 Физиологические основы воображения
2.3 Роль воображения в жизни человека
2.4 Виды воображения
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

ПИП (2).docx

— 32.64 Кб (Скачать)

    Следует также отметить, что все представления  различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято  выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления  — это представления, возникающие  спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления  — это представления, возникающие  у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели. 

    2 Воображение

    2.1 Понятие о воображении, механизмы  процесса воображения 

    Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых  представлений. Принято считать, что  воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности  в преобразовании предметов реального  мира. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи  с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической  деятельности. Если перед человеком  стоит задача воспроизвести представления  вещей и событий, бывших ранее  в его опыте, мы говорим о процессах  памяти. Но если те же самые представления  воспроизводятся для того, чтобы  создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим  о деятельности воображения.

    Образы  воображения создаются только путем  переработки отдельных сторон имеющихся  у человека образов реальной действительности. Говоря о воображении, нельзя недооценивать  его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом  варианте воспроизведения. Так, представляя  себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии  воспроизвести соответствующие  факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

    В значительно большей степени  деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда  не воспринимали. Деятельность воображения  самым тесным образом связана  с эмоциональными переживаниями  человека. Представление желаемого  может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях  мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься  от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

    Воображение связано и с реализацией наших  волевых действий. Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения. 

    2.2 Физиологические основы воображения 

    Принято считать, что физиологической основой  воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка  и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его  связь с эмоциями дают основание  предполагать, что его физиологические  механизмы связаны не только с  корой, но и с более глубоко  залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь  играет гипоталамо-лимбическая система.

    Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение  оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ  в организме и др. А так же, воображение оказывает влияние  и на двигательные функции человека.

    Таким образом, можно сделать вывод  о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции  процессов организма человека, так  и в регуляции его мотивированного  поведения. 

    2.3 Роль воображения в жизни человека 

    В жизни человека воображение выполняет  ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы  представлять действительность в образах  и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция  воображения связана с мышлением  и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит  в регулировании эмоциональных  состояний. При помощи своего воображения  человек способен хотя бы отчасти  удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается  в психоанализе. Третья функция воображения  связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов  и состояний человека, в частности  восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством  образов он получает возможность  управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция  воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности  выполнять их в уме, манипулируя  образами. Наконец, пятая функция - это  планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

    С помощью воображения мы можем  управлять многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие  о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек  может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту  пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

    Благодаря воображению человек творит, разумно  планирует свою деятельность и управляет  ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает  будущее. Обладая богатым воображением, человек может - «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое  другое живое существо в мире. Прошлое  зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием  воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

    Воображение является основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться  в ситуации и решать задачи без  непосредственного вмешательства  практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях  жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). 

    2.4 Виды воображения 

    В воображении проявляются все  виды и уровни направленности личности; они порождают и различные  уровни воображения. Различие этих уровней  определяется прежде всего тем, насколько  сознательно и активно отношение  человека к этому процессу. На низших уровнях смена образов происходит самотеком, непроизвольно, на высших в  ней все большую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.

    Процессы  воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени  произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно  и в самых неожиданных и  причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

    Произвольное  воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид  воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит  задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях  процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

    Среди различных видов и форм произвольного  воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение  и мечту. Воссоздающее воображение  проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление  объекта, как можно более полно  соответствующее его описанию. Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда  мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а  на основе схем и чертежей. Следовательно, процесс воссоздающего воображения  тесно связан с мышлением человека и его памятью.

    Следующий вид произвольного воображения - творческое воображение. Оно характеризуется  тем, что человек преобразует  представления и создает новые  не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые  материалы.

    Особой  формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается  в самостоятельном создании новых  образов. При этом мечта имеет  ряд существенных отличий от творческого  воображения. Во-первых, в мечте человек  всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания  их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно  объективного продукта в виде художественного  произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

    Главной особенностью мечты является то, что  она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее.

    Следует отметить, что эти типы мечты являются активными, произвольными и сознательными  психическими процессами. Однако воображение  может существовать и в другой — пассивной форме, которая характеризуется  непроизвольной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения, как мы уже говорили, является сон.

    Если  произвольное, или активное, воображение  преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное  воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает  образы, не связанные с волей. Эти  образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь  воображения с потребностями  личности. Легко предугадать, о чем  будет грезить человек, с волнением  ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить  о приятном, заманчивом. Но если грезы  начинают подменять деятельность и  преобладать в психической жизни  личности, то это уже свидетельствует  об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической  жизни человека может привести его  к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в  свою очередь, начинает тормозить психическое  и социальное развитие этого человека.

    Непреднамеренное  пассивное воображение наблюдается  при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном  состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых  психических расстройствах.

    Таким образом, при классификации видов  воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности. 
 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Человек постоянно вступает в контакт  с окружающей его средой. Ежесекундно  на наши органы чувств воздействуют десятки  и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним  из самых любопытных феноменов психики  человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления  от предметов и явлений реального  мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование  данного феномена обусловило возможность  человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

    Следует отметить, что воздействие животного  на внешнюю среду и изменение  внешней среды человеком имеют  принципиальные различия. В отличие  от животного человек оказывает  воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее  поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное  представление в сознании того, что  человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый  плохой специалист отличается от самой  хорошей пчелы или самого искусного  паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой  труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом - его воплощение на практике. Можно сделать вывод  о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции  процессов организма человека, так  и в регуляции его мотивированного  поведения. 

 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    1. Гамезо, М.В., Домашенко И.А. Атлас  по психологии [Текст] : информ. метод.  материалы к курсу «Общая психология»;  учеб. пособие для студентов пед.  ин-тов / М. В. Гамезо, И. А.  Домашенко; - М.; Просвещение, 1986, - 272 с.; ил.

Информация о работе Творческая функция представления и воображения