Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:12, реферат
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, образ этого предмета может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».
Введение
1 Представление
1.1Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений
1.2 Основные характеристики представлений
1.3 Функции представлений
1.4 Классификация и виды представлений
2 Воображение
2.1 Понятие о воображении, механизмы процесса воображения
2.2 Физиологические основы воображения
2.3 Роль воображения в жизни человека
2.4 Виды воображения
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования и науки Украины, молодежи и спорта
Донецкий национальный университет
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра
УПК
Реферат
На тему: Творческая функция представления и воображения
По
дисциплине: «Психология и Педагогика»
Донецк
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………
1
Представление……………………………………………
1.1Понятие
о представлении, механизмы
1.2
Основные характеристики
1.3
Функции представлений………………………
1.4
Классификация и виды
2
Воображение…………………………………………………
2.1
Понятие о воображении,
2.2
Физиологические основы
2.3
Роль воображения в жизни
2.4
Виды воображения……………………………………
Заключение…………………………………………
Список
использованных источников……………………………………….…...
ВВЕДЕНИЕ
Первичную
информацию об окружающем мире мы получаем
с помощью ощущения и восприятия.
Возбуждение, возникающее в наших
органах чувств, не исчезает бесследно
в то самое мгновение, когда прекращается
действие на них раздражителей. После
этого возникают и в течение
некоторого времени сохраняются
так называемые последовательные образы.
Однако роль этих образов для психической
жизни человека сравнительно невелика.
Намного большее значение имеет
тот факт, что и спустя длительное
время после того, как мы воспринимали
какой-либо предмет, образ этого
предмета может быть снова — случайно
или намеренно — вызван нами.
Это явление получило название «представление».
1 Представление
1.1
Понятие о представлении,
Представление
— это психический процесс
отражения предметов или
В
основе представления лежит восприятие
объектов, имевшее место в прошлом.
Можно выделить несколько типов
представлений. Во-первых, это представления
памяти, т. е. представления, которые
возникли на основе нашего непосредственного
восприятия в прошлом какого-либо
предмета или явления. Во-вторых, это
представления воображения. На первый
взгляд этот тип представлений не
соответствует определению
Представления
возникают не сами по себе, а в
результате нашей практической деятельности.
При этом представления имеют
огромное значение не только для процессов
памяти или воображения, — они
чрезвычайно важны для всех психических
процессов, обеспечивающих познавательную
деятельность человека. Процессы восприятия,
мышления, письменной речи всегда связаны
с представлениями, так же как
и память, которая хранит информацию
и благодаря которой
1.2
Основные характеристики
Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью. Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом.
Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те, на которых, как правило, мы фиксировали внимание.
Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа.
Следует отметить, что представления — это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер.
Наши
представления всегда являются результатом
обобщения отдельных образов
восприятия. Степень обобщения, содержащегося
в представлении, может быть различна.
Представления, характеризующиеся
большой степенью обобщения, называются
общими представлениями.
1.3
Функции представлений
Представление,
как и любой другой познавательный
процесс, осуществляет ряд функций
в психической регуляции
Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
Регулирующая
функция представлений тесно
связана с их сигнальной функцией
и состоит в отборе нужной информации
о предмете или явлении, ранее
воздействовавшем на наши органы чувств.
Причем этот выбор осуществляется не
абстрактно, а с учетом реальных
условий предстоящей
Следующая
функция представлений —
1.4
Классификация и виды
Поскольку
в основе представлений лежит
прошлый перцептивный опыт, то основная
классификация представлений
Классификацию
представлений можно
Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем.
В
области слуховых представлений
важнейшее значение имеют речевые
и музыкальные представления. В
свою очередь, речевые представления
также могут подразделяться на несколько
подтипов: фонетические представления
и темброво-интонационные
Другой
класс представлений —
Необходимо
остановиться еще на одном, весьма важном,
типе представлений - пространственных
представлениях. Термин «пространственные
представления» применяется к тем
случаям, когда ясно представляются
пространственная форма и размещение
объектов, но сами объекты при этом
могут представляться очень неопределенно.
Как правило, эти представления
настолько схематичны и бесцветны,
что на первый взгляд термин «зрительный
образ» к ним неприменим. Однако
они все же остаются образами - образами
пространства, так как одну сторону
действительности - пространственное
размещение вещей — они передают
с полной наглядностью. Пространственные
представления в основном являются
зрительно-двигательными
Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер. Единичные представления — это представления, основанные на наблюдении одного предмета. Общие представления — это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.
Информация о работе Творческая функция представления и воображения