Автор: Светлана Сибирцева, 23 Августа 2010 в 09:29, контрольная работа
Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумного организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.
Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников
Чтобы
трудовая деятельность учащихся развивала
из сознательность, взгляды и убеждения
и способствовала формированию практической
стороны трудолюбия как личностного качества,
её необходимо методически правильно
организовывать. Наиболее существенными
этой методики являются следующие. а) В
процессе воспитания, исходя из необходимости
включения учащихся в разнообразную трудовую
деятельность, учителям и классным руководителям
следует не только заботиться о подборе
объектов труда, но и тщательно продумывать
систему его организации с тем, чтобы он
носил регулярный характер. С этой точки
зрения нужно планировать трудовую деятельность
таким образом, чтобы наряду с более или
менее постоянной работой учащиеся систематически
изготовляли учебные пособия для школьных
кабинетов и выставок, занимались благоустройством
прилегающей к школе территории, работали
по заданию подшефных предприятий как
в течении учебного года, так и во время
каникул в средних и старших классах полезно,
чтобы школьники сами планировали свой
труд и сами решали, как лучше его организовывать.
В этих случаях учителя и классные руководители
выступают лишь как советчики и консультанты
и оказывают помощь в решении тех вопросов,
которые вызывают у школьников определенные
затруднения. Если в школе обеспечивается
регулярное участие всех учащихся в разнообразных
видах труда, то создаются условия для
нормального трудового воспитания. б)
При организации труда нужно чётко определять
те задачи, которые должны решать учащиеся,
а так же разъяснять их общественное и
нравственное значение. Например, учащиеся
подростки и старшеклассники направляются
на оказание помощи в уборке урожая. Накануне
этого необходимо определить, какую работу
будут выполнять учащиеся и какие конкретные
задачи стоят перед ними, подробно разъяснить
необходимость этой помощи и её народно-
хозяйственное значение. Всё это должно
делаться кратко и тактично, без лишних
призывов и тем более морализирования.
Осмысление важности труда и связанных
с ним задач способствует возбуждению
у учащихся потребности хорошо выполнять
трудовое задание, создает психологическую
установку на преодоление трудностей,
рождает чувство ответственности и долга.
в) В методике трудового воспитания существенно
важными являются определение порядка
выполнения намеченного труда, распределение
обязанностей между учащимися, выделение
ответственных за отдельные участки работы
и определение формы поведения результатов
её выполнения. г) Весьма важной стороной
организации трудовой деятельности учащихся
является практический показ и обучение
их способам и приёмам работы, соблюдению
правил техники безопасности. В данном
случае речь идёт об элементах трудового
обучения, формировании рудовых умений
и навыков, трудовой сноровки, без которых
нельзя успешно работать. ) Большое значение
имеет руководство самим процессом труда
и оказание помощи учащимся в овладении
более рациональными способами её выполнения.
Искусственные же увязки пользы не приносят.
Хорошо организованный труд и его материальные
результаты сами по себе положительно
влияют на обучение учащихся: они воспитывают
упорство в преодолении трудностей, формируют
у них коллективизм, стремление к взаимопомощи,
т.е. те качества, которые обеспечивают
успех как физической работе, так и в учебных
занятиях. ж) Для формирования добросовестного
отношения к труду большое значение имеет
стимулирование трудовой активности учащихся,
формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной
сферы в этом направлении, о чём шла речь
выше. Вместе с потребностями и мотивами
значительную роль в стимулировании трудовой
активности школьников играет сама форма
организации труда. Можно просто поехать
всем классом на сельскохозяйственные
уборочные работы, а можно позаботиться
о том, чтобы эта работа приняла интересную
форму, например, провести «трудовой десант»,
создать временную производственную работу,
- и работа пойдёт веселее.
Вообще нужно стремиться к тому, чтобы
в организацию ученического труда непрерывно
вносились новые творческие элементы,
чтобы её формы постоянно обновлялись
и приобретали свежие, а мной раз и романтические
черты. еМногое здесь дает использование
методики коллективных творческих дел
учащихся, привлечение их самих к поиску
объектов труда и придание ему привлекательных
форм организации. Вот школьники обратили
внимание на то, с какой радостью их встречает
малыш из соседнего детского сада. Учитель
подсказывает им провести операцию «ПМД»
(Подарок младшим друзьям), в процессе
которой они готовят детям игрушки, сувениры,
новые игры. В зимнее время учащиеся задумывают
новую трудовую операцию «Снежная сказка»
по секрету от малышей делают различные
скульптуры из снега, строят снежную крепость
и т.д. В предновогодни
дни в школе проводится ролевая игра «Фабрика».
Школьники распределяют между собой роли:
одним поручается подготовить оформление
помещения к новогоднему вечеру, другим
– организовать выставку юмористических
рисунков, третьим – навести порядок и
чистоту в школе, четвертым – изготовить
кормушки и домики для птиц и т.д. В результате
все заняты конкретными делами, в школе
поддерживается бодрое трудовое настроение,
дети с охотой выполняют свои обязанности,
расширяется сфера их потребностей в новых
видах труда и практической деятельности.
Таковы основные методические требования,
с учётом которых организуется и стимулируется
трудовая деятельность школьников и формируется
их трудолюбие.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая
книга, 1999. – 624с.
2. Александров А.Д. Истина как моральная ценность.// Аксиология
частное и общее. – Новосибирск: Наука, 1987. – 242с.
3. Артюхова И.С. Ценности и воспитание // Педагогика. – 1999. –
№ 4. – С. 117 – 120.
4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов. – М.: Мысль, 1998. – 572 с.
5. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.:
Политиздат, 1986. – 222 с.
6. Каган М.С. Философская теория ценности. – С.- Пб.: ТООТК «Петрополис», 1997. – 205 с.
7. Караковский В. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. – 1993. - № 4. – С. 2-8.
9. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философские основания современной педагогики. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994. – 142 c.
10. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972. – 255 с.
11. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. – 1995. - № 5. – С. 87-90.
12. Розин Я.А. К вопросу о природе ценностных явлений. // Философские науки. – 1989. - № 6. – С. 89-93.
13. Соколова Р. Общечеловеческие ценности: к нетрадиционному пониманию. // Свободная мысль. – 1994. - № 1. – С. 52-61.
14. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. – М.: «Республика», 1994. – 463 с.
15. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М.: Педагогика, 1973. – 350 с.