Трудности при подготовке к обучению в школе леворуких детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:48, реферат

Описание работы

Левшество она представляет как "одну из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности", подлежащую обязательному учету. Поэтому необходима разработка "грамотного психолого-педагогического сопровождения" обучения детей-левшей.

Работа содержит 1 файл

Трудности при подготовке к обучению в школе леворуких детей.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

При работе с леворуким ребенком психолог должен учитывать:                    Особенности леворуких детей: 
    
• Речь левшей очень эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями и жестикуляцией.  
     • При разговоре мимика ребенка постоянно меняется, реагируя на происходящее.  
     • В речи нет особой «выраженности», бывают запинки, ребенок часто сбивается, теряет ход мысли, говорит много лишних слов.  
     • Поведение таких детей отличается неустойчивостью, возбудимостью.  
     • Они всегда находятся под влиянием сиюминутных чувств, влечений и настроений.  
     • Видят и обращают внимание, прежде всего, на отрицательные стороны событий.  
    • Леворукие дети, как правило, целостные натуры, открытые и доверчивые, легко внушаемые.  
     • Они легко огорчаются и плачут, тонко чувствуют и переживают, общительны, легко идут на контакт.  
Эффективные способы взаимодействия с леворукими детьми     

    • Начало занятия  
 Начало любого занятия (деятельности) нужно выстраивать с опорой на предыдущее: вспоминаем, что делали, что запомнили, тем самым восстанавливаем связь с настоящим занятием, т.е. учитываем закономерности памяти леворуких детей – от настоящего к прошлому.  
    Обстановка  
 Необходимо создавать психологически комфортную и необычную, творческую атмосферу (приглушенный свет, разнообразие звуков и запахов, наглядные образы).  
     Формирование образа  
Важно давать ребенку возможность погрузиться в атмосферу происходящего и самостоятельно сформировать некий образ, т.е. нужно учитывать, что левши отличаются целостным восприятием и образ у них формируется вместе с событием.  
    Важность повторения  
Помнить, что рисунок или объемная композиция хорошо создается через знакомый, ранее увиденный образ, поэтому, прежде чем рисовать или строить, важно вспомнить увиденное или просмотреть наглядный материал.  
     Речь  
При взаимодействии с ребенком речь родителей должна быть образной, эмоциональной; желательно подкреплять слова наглядными образами. При этом речь не должна превалировать над образами, т.к. любая картинка, запах или музыка скажут ребенку больше, чем слово родителя.  
     • Заучивание  
Чтобы заучить любой новый термин, его лучше пропеть или проговорить как какой-либо образ, а запомнит его ребенок к следующему занятию.  
     • Смена видов деятельности  
Леворуким детям лучше заниматься разнообразными, но близкими друг другу по сути видами деятельности, не требующими постоянной смены места и положения в пространстве. Важно предоставлять как можно больше времени на изобразительную деятельность, т.к. левше необходимо «включиться» в образ, войти в это состояние – т.е. «прожить» образ.  
     • Самостоятельность                                                                                                 Левши опираются на свое субъективное мнение, поэтому им не особенно важно мнение окружающих. Таким детям обычно не требуется помощь родителей в процессе деятельности. Если ребенок не просит, родители не должны вмешиваться в работу: задавать вопросы, интересоваться чем-либо, поскольку ребенок глубоко погружается в творческий процесс.  
     • Отдых  
Поскольку левши быстро устают, то важно найти способы для их отдыха: релаксация на ковре, погружение рук в большие тазы с водой, вдыхание приятных ароматов.  
     • Переучивание  
Необходимо предостеречь родителей леворуких детей от желания переучить ребенка «на правую руку». Переучивание может способствовать проявлению у ребенка заикания, ночного недержания мочи, беспокойного сна и снохождения, тиков, навязчивых движений. У такого ребенка может сформироваться чувство ущербности или комплекс неполноценности, и это все повлияет на его будущую жизнь.  
     • Поощрение творческой активности  
Леворукие дети очень активны ввиду того, что с правым полушарием, которое у них наиболее активно, связано непосредственно чувственное восприятие, ориентация в пространстве, художественное мышление и творческие способности. Это личности художественного типа.           (Рекомендации для психологов, воспитателей, родителей – см. приложение).                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Выводы:

На основании  выше изложенного, можно сделать вывод, что ни в какой ситуации ребенок не должен чувствовать негативное отношение к леворукости – ни со стороны воспитателей, ни со стороны родителей. Леворукий ребенок, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.                                                                                                    Знание личностных и психологических особенностей леворуких необходимо чтобы наиболее эффективно организовать познавательную деятельность ребенка-левши и подготовить его к овладению школьной программой.                                                                                                                     Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями и специальными педагогами при организации обучения левшей в массовых и специальных дошкольных образовательных учреждениях. Именно такой комплексный подход поможет леворукому ребенку адаптироваться в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем - справиться с трудностями школьного обучения. 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Безруких  М.М.Леворукий ребенок. Изд. 2-е, доработанное.- М.: Вентана –Граф, 2005.
  2. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? Изд. 2-е, доработанное.- М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Безруких М.М. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2001.
  4. Безруких М.М. Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся находить одинаковые фигуры.5-7 лет. Издательство Дрофа.2010.
  5. Если ваш ребенок левша: метод. пособие / М.М.Безруких, М.Г.Князева. - Тула : Арктоус, 1999 с. 68
  6. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей - М.: Генезис, 2008.
  7. Семенович А. В. Большие хитрости маленьких левшей. М.: Просвещение 2004.
  8. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии Практическое руководство для учителей и родителей. Издательство: Сфера. Серия: Практическая психология. Год: 2001.
  9. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие.- М.: Генезис, 2009 г.
  10. Шохор-Троцкая M. Не переучивайте левшу! // Наука и жизнь, 2002, №8, с. 65-72.
  11. Михайлова Е.А. Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников- режим доступа: htt://www.logoburg/com/klub/modules/myarticles/article.php?stop…
  12. Безруких М.М.«Леворукий ребенок» dob.1september.ru2003/16/4.htm

Информация о работе Трудности при подготовке к обучению в школе леворуких детей