Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:48, реферат
Левшество она представляет как "одну из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности", подлежащую обязательному учету. Поэтому необходима разработка "грамотного психолого-педагогического сопровождения" обучения детей-левшей.
Трудности
при подготовке к
обучению в школе
леворуких детей
В литературе
все больше обсуждается вопрос о
воспитании, обучении леворуких детей.
Но в последние десятилетия
Левшество
- один из вариантов нормального
развития организма.
Чем больше левых признаков у ребенка,
тем медленнее созревают структуры, которые
связывают оба полушария мозга. Развитие
взаимодействия между полушариями происходит
параллельно созреванию пучков волокон,
связывающих их, — комиссур. Следовательно,
пока они не созрели, полушария работают
в большей мере независимо. В первые 2–3
года жизни формируются связи на уровне
ствола мозга. Это самый низкий уровень
взаимодействия, который обеспечивает
совместную регуляцию движения, дыхания,
биения сердца, пищеварения, сна. Таким
образом, на этом уровне передается информация,
связанная с жизнеобеспечением организма.
Позднее, в возрасте от 3 до 7 лет, активно
созревает связь более сложного уровня,
через которую передается информация
из разных каналов, обеспечивающая работу
памяти. В этом возрасте закладывается
асимметрия познавательных процессов.
И, наконец, с 7 до 12–15 лет формируются
связи, осуществляемые благодаря созреванию
мозолистого тела. Оно связывает различные
отделы коры головного мозга между собой.
Как раз в этот период созревают и лобные
доли, отвечающие за целенаправленную
активность. Поэтому мозолистое тело активно
включается в распределение нагрузки
лобных долей левого и правого полушарий.
Замедление созревания связей между полушариями
может изменить перераспределение нагрузки
между ними, а значит, повлиять на особенности
формирования познавательных процессов
у дошкольников.
Лучшие показатели и памяти, и интеллекта
при выраженной асимметрии объясняются
тем, что установление связей в рамках
одного полушария происходит быстрее,
чем при межполушарном переносе информации.
Считается, что интеллект определяется
высокими скоростными характеристиками
обработки информации. В этом случае дети,
у которых синтез информации при решении
задач происходит в одном полушарии, оказываются
в более выигрышном положении, чем дети,
которым необходимо взаимодействие полушарий,
поскольку обработка сенсорных и моторных
показателей мозаично распределена по
полушариям. Учитывая незрелость мозолистого
тела, связывающего полушария в дошкольном
детстве, можно предположить, что основная
задержка при решении задач связана с
переносом информации. Уровень интеллекта
не только определяется асимметрией, но
и зависит от многих других факторов.
Считается, что предпочтение правой руки
связано с несколько большим функциональным
объединением корковых структур, то есть
более жестко «завязаны» не только все
зоны каждого полушария, но и полушария
между собой. У леворуких более автономны
полушария и выявлена меньшая жесткость
взаимодействия корковых структур в каждом
полушарии. Возможно, что именно эта меньшая
жесткость функциональной организации
и большее количество «степеней свободы»
позволяют левшам более гибко, разнообразно,
не запрограммировано выбирать варианты
стратегии деятельности (Н.Н. Брагина,
Т.А. Доброхотова, 1988).(11;1)
Так же своеобразное функционирование
полушарий обеспечивает высокую степень
компенсаторных возможностей мозга левшей,
а различия правой и левой руки при выполнении
движений являются прямым отражением
неравнозначности и специфичности двух
полушарий мозга. Правое полушарие головного
мозга обеспечивает восприятие музыки,
интонации, ритма, отвечает за образную
память, умение ориентироваться в пространстве,
решать зрительные задачи, в то время как
левое полушарие позволяет человеку понимать
обращенную к нему устную и письменную
речь, оперировать цифрами, контролировать
двигательную сферу.
Преимущественное доминирование у левшей
правого полушария и определяет специфику
структуры их речи, психических процессов
и эмоций. Насильственное переучивание
левши нарушает баланс полушарий, что
может привести к неустойчивости психической
деятельности, нервно-психическим расстройствам.
В конечном счете, это обусловливает трудности
в учебной деятельности, особенно в письме,
рисовании, математике.
Есть еще один вариант возникновения леворукости
— патологическая леворукость, связанная
с дисфункцией мозга в результате патологии
беременности и родов. Замечено, что часть
леворуких страдают нервно-психическими
заболеваниями, у них понижена сопротивляемость
организма, отмечается задержка психического,
моторного и речевого развития.
В последние годы многие исследователи
склоняются к тому, что в основе леворукости
- комплексное сочетание патологических,
генетических и социальных факторов.
Особенности
межполушарной асимметрии наиболее
ярко проявляется в познавательной
деятельности леворуких детей и могут
привести к трудностям при овладении грамотой.
Знание особенностей познавательной деятельности
дошкольников-левшей позволит организовать
коррекционно-педагогическую работу по
предупреждению возможных трудностей
при обучении их чтению и письму(11;2).
Установлено, что у левшей чаще, чем у правшей,
возникают специфические формы дизонтогенеза,
проявляющиеся в речевом недоразвитии,
нарушении чтения, письма, счета, оптико-пространственных,
психомоторных функций и т.д. Леворукость
является фактором риска при обучении
письменной речи не сама по себе, а в связи
с определенными нарушениями и отклонениями
в развитии ребенка. Далеко не все леворукие
дети будут иметь трудности при овладении
учебной деятельностью, особенно если
в дошкольном возрасте уделялось внимание
психическому развитию такого ребенка.
В основе нарушений письма и чтения лежит
комплекс факторов, а специфическая функциональная
организация мозга у левшей может быть
лишь одним из них.
Психологические особенности леворуких детей
Исследованиями
доказано, что леворукие дети обладают
определенной спецификой познавательной
деятельности. Внимание левшей недостаточно
устойчиво, ребенок не может длительное
время концентрироваться на одном
объекте, отмечается снижение скорости
распределения и переключения внимания.
Леворукие дети не могут быстро ориентироваться
в ситуации и переходить от одной деятельности
к другой. Они испытывают трудности концентрации
внимания на нескольких объектах. Левшам
сложно одновременно совершать ряд действий
и следить за несколькими явлениями, не
теряя ни одного из поля своего внимания.
Особенности восприятия леворуких дошкольников
проявляются в замедленном осмыслении
взаимоотношений между частями целого
изображения, в снижении способности к
дифференцированному восприятию. У левшей
несколько снижен объем кратковременной,
долговременной, произвольной образной
памяти.
У левшей отмечается особая стратегия
переработки информации - аналитический
стиль познания. В процессе решения поставленных
задач левши склонны обращать внимание
на детали, застревать на составляющих
компонентах, при этом целостная картина
зачастую получается неточной, иногда
искаженной.
У большинства левшей наблюдаются трудности
в различении правого и левого направлений
пространства и в целом худшее выполнение
пространственных задач. Поэтому леворуким
в большей степени свойственны затруднения
при овладении навыком письма.
Зрительно-пространственные функции у
левшей, как и у праворуких, выполняются
правым полушарием головного мозга, в
то время как, задания по зрительно-пространственной
ориентировки, лучше выполняются такими
детьми левой рукой. Поэтому переучивание
леворукого ребенка часто сказывается
не только на его речевых способностях,
но и нарушает процесс овладения ориентировкой
в пространстве, так как угнетаются функции
правого полушария. При этом страдает
зрительно-двигательная координация,
умение анализировать пространственные
отношения между объектами, ослабляется
внимание, замедляется темп интеллектуальной
деятельности.
Дошкольники-левши значительно отстают
от правшей в развитии тонко координированных
движений руки. У них часто наблюдается
тремор, движения нечеткие, медленные,
неловкие. Нередко ребенку для выполнения
задания необходимо несколько попыток,
во время работы он напряжен, нервничает,
движения скованны.
Исследования зрительно-моторной координации
леворуких дошкольников показали трудности
копирования, которые проявляются в нарушении
пропорций, размеров, направления движений.
При копировании фигур линии «дрожащие»,
с разрывами, дополнительными штрихами,
отмечаются неточности соединения углов
фигур. Время выполнения заданий по копированию
значительно превосходит время аналогичной
работы правшей.
Леворукие дети эмоционально чувствительны,
ранимы, тревожны, обидчивы, раздражительны,
у них снижена работоспособность и повышена
утомляемость. У детей с вынужденной леворукостью
почти всегда можно наблюдать снижение
адаптивных возможностей, повышенную
возбудимость, тревожность, неврозоподобные
расстройства. Характерным для леворукого
ребенка можно считать асинхронное развитие
некоторых психических функций: опережение
эмоционально-волевых и отставание в развитии
психомоторных функций и пространственного
восприятия.
Особенности
подготовки к школе
леворуких детей
б) перечисляет их несколько раз, запоминая
последовательность;
в) образец закрывается, и ребёнок по памяти
воспроизводит этот ряд;
г) образец открывается и проверяется
правильность выполнения.
Первое, чему учат в школе - это писать
и читать. Если ребёнок придет в 1-й класс,
уже умея, это делать достаточно хорошо,
то будет чувствовать себя уверенно среди
сверстников. Следует уделить как можно
больше внимания обучению ребёнка чтению
и письму. Но при обучении ребёнка-левши
нужно, прежде всего, опираться на образное
мышление. Буквы, которые он видит впервые,
могут стать для него живыми картинками,
легко запоминающимися. Так он без всякого
труда усвоит алфавит, а затем будет быстро
составлять из выученных букв целые предложения.
Возникающие трудности в формировании
навыков чтения заключаются в нарушении
зрительно-пространственного восприятия,
зрительной памяти. Сочетание нарушений
зрительно-пространственного восприятия
и зрительно-моторной координации провоцирует
трудности овладения навыками чтения
и письма. В течение многих лет сотрудники
лаборатории психофизиологических основ
диагностики и коррекции трудностей обучения
Института возрастной физиологии РАО
под руководством М. М. Безруких проводили
глубокое изучение психофизиологических
и нейрофизиологических особенностей
развития леворуких детей (методика «Ступеньки
к школе»). Специальные исследования позволили,
при разработке «Прописей» учесть следующие
особенности функционального развития
леворуких детей:
Вышеперечисленные
особенности затрудняют формирование
навыка письма у леворуких детей
при обучении их по стандартной методике,
не учитывающей
Как проводить занятия
с ребёнком-левшой:
2. Между занятиями нужен перерыв в 5 минут.
3. Начинать и заканчивать занятия нужно
заданиями, с которыми дети справляются
легко.
4. Не спешить переходить к следующему
виду заданий, пока не выполнено предыдущее.
Для того чтобы в будущем у него не возникали
проблемы при обучении письму, нужно еще
до школы (после 5 лет) научить его правильно
сидеть за столом, держать ручку.
Для правильной позы при письме необходимо:
Как
правильно располагать
тетрадь:
Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:
Научиться
правильно держать ручку
Информация о работе Трудности при подготовке к обучению в школе леворуких детей