Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 00:02, реферат
Трудности овладения письмом, к сожалению, довольно часто обнаруживаются в начальной школе. Для успешной коррекции дисграфий необходимо учитывать качественное своеобразие высших психических функций ребенка, а также звенья функциональной системы письма.
МОСКОВСКИЙ
ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-
Факультет
Психологии образования
ЭКЗАМЕННАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО
НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
Студента группы ПОВВ-5.1.
Корякиной Елены Александровны
Москва
2010г
Реферат на тему: «Трудности
письма и их анализ с точки зрения
принципа системности строения ВПФ»
Трудности овладения письмом, к сожалению, довольно часто обнаруживаются в начальной школе. Для успешной коррекции дисграфий необходимо учитывать качественное своеобразие высших психических функций ребенка, а также звенья функциональной системы письма.
В основе разного рода дисграфий, как считают специалисты, лежат такие механизмы как трудности фонематического анализа, смешение близких по артикуляции звуков, трудности овладения зрительным образом буквы, смешение букв, близких по написанию (Хватцев, 1959; Токарева, 1969; Лалаева, 1989; Иншакова, 1994; Садовникова, 1995; Корнев, 1997). В письме могут отражаться дефекты развития речи ребенка, трудности языкового анализа, речевого внимания (Левина, 1959; Лалаева,1989; Садовникова, 1995).
Нейропсихология рассматривает письменную речь в соответствии с принципом системного строения высших психических функций. Это сложная функциональная система, в состав которой входит много компонентов, опирающихся на работу различных участков мозга. Недоразвитие любого из этих компонентов ведет к специфическим затруднениям формирования всей функции в целом, так как каждый играет особую роль. В соответствии с принципом динамической организации высших психических функций, по мере формирования состав функциональных звеньев меняется - максимально развернутая функциональная система становится все более свернутой, часть компонентов, которые ранее принимали участие в реализации функции, переходят в латентное состояние, однако при необходимости они вновь могут стать действующими (Лурия, 1969; Бернштейн, 1947).
Индивидуальные особенности познавательных процессов детей могут быть объяснены присущей норме неравномерностью развития ВПФ и что наблюдаемые различия проходят “по швам” нормальных механизмов, отражая их компонентную структуру (Ахутина, 1998а).
Развитие различных психических функций у детей происходит не одновременно, а в определенной последовательности, что обычно обозначается термином “гетерохрония развития”. На общую линию развития накладываются индивидуальные линии развития ребенка-: одни функции развиты лучше, другие хуже, за этой неравномерностью развития стоят разные генетические и средовые факторы. Гетерохрония определяется видовой генотипической программой развития, а неравномерность развития ВПФ - индивидуальной программой и средовыми факторами. Отставание в развитии того или иного функционального компонента определяет особенности как невербальных функций, так и устной речи или письма (Ахутина, 1998б, Ахутина, Ксензенко, в печати). Такое относительное отставание тех или иных функций обычно не мешает ребенку адаптироваться к социальным требованиям, оно может проявиться лишь при утомлении ребенка или при специальном исследовании. Однако при резком повышении социальных требований (поступлении в школу) имеющиеся функциональные слабости могут приводить к более или менее выраженным трудностям обучения. Нейропсихологическое исследование позволяет уточнить механизм имеющихся трудностей, при этом важно, что выбранные на основе нейропсихологического исследования коррекционно-развивающие методы оказываются эффективным средством для преодоления трудностей обучения (Ахутина и др., 1995; Пылаева, 1998).
Проведенный с нейропсихологических позиций анализ трудностей в овладении письмом показал, что все выделенные А.Р.Лурия (1973) компоненты структурно-функциональной организации мозга участвуют в процессе письма ребенка, начинающего осваивать новый вид деятельности.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ПИСЬМА
I блок - блок регуляции тонуса и бодрствования
Поддержание активного тонуса коры при письме
II блок - блок приема, переработки и хранения информации
1. Переработка слухо-речевой информации - фонемное распознавание, опознание лексем, слухо-речевая память
2. Переработка кинестетической информации - дифференциация артикулем; кинестетический анализ графических движений
3. Переработка зрительной информации - актуализация зрительных образов букв и слов
4. Переработка полимодальной информации - ориентация элементов буквы, буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация, актуализация зрительно-пространственных образов слов
III блок - блок программирования, регуляции и контроля
1. Эфферентная (серийная) организация движений - моторное (кинетическое) программирование графических движений
2. Регуляция психической деятельности - планирование, реализация и контроль акта письма
Каждый
из перечисленных компонентов
Используемая литература:
1. Ахутина,
Пылаева. Преодоление
2. Нейропсихологическое обследование. издательство МГППУ
3. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М., МПСИ.
4. Ахутина,
Иншакова. Нейропсихологическая
Информация о работе Трудности письма и их анализ с точки зрения принципа системности строения ВПФ