Исторический аспект
анализа тревожности позволяет
рассмотреть причины данного
свойства личности, которые также
могут лежать на социальном, психологическом
и психофизиологическом уровнях.
Так, в некоторых
работах в качестве причины тревожности
рассматриваются социальные проблемы
личности, связанные с нарушениями
в общении.
Причиной тревожности
на психологическом уровне может
быть неадекватное восприятие субъектом
самого себя. Так, в исследовании В.
А. Пинчук показано, что тревожность
обусловлена конфликтным строением
самооценки, когда одновременно актуализируются
две противоположные тенденции
– потребность оценить себя высоко,
с одной стороны, и чувство
неуверенности – с другой. То,
что эффект неадекватности, являясь
выражением конфликтного строения самооценки,
провоцирует развитие неадекватной
тревожности, отмечается и другими
авторами.
На психофизиологическом
уровне причины тревожности связывают
с особенностями строения и функционирования
центральной нервной системы (ЦНС).
Существует точка зрения на детерминацию
тревожности врожденными психодинамическими
особенностями, особенностями конституции,
рассогласованием в деятельности отделов
ЦНС, слабостью или неуравновешенностью
нервных процессов, различными заболеваниями,
например гипертонией, наличием очага
патологии в коре головного мозга.
По мнению ряда авторов, психофизиологическая
основа тревожности состоит в
расстройстве гомеостатических механизмов
ретикулярной формации, которое выражается
в нарушении координации и
активности ее тормозных влияний.
Личностная тревожность
не обязательно проявляется непосредственно
в поведении, она имеет выражение
субъективного неблагополучия личности,
создающего специфический фон ее
жизнедеятельности, угнетающий психику.
Анализ публикаций позволил нам выявить
основные негативные стороны высокого
уровня личностной тревожности:
Личность с высоким
уровнем тревожности склонна
воспринимать окружающий мир как
заключающий в себе угрозу и опасность
в значительно большей степени,
чем личность с низким уровнем
тревожности. А. М. Прихожан считает, что
тревожность «как переживание эмоционального
дискомфорта, предчувствие грозящей опасности
является выражением неудовлетворения
значимых потребностей человека, актуальных
при ситуативном переживании
тревоги и устойчиво доминирующих
по гипертрофированному типу при
постоянной тревожности».
Высокий уровень
тревожности создает угрозу психическому
здоровью личности и способствует развитию
предневротических состояний. Исследованиями
доказано, что студенты с высоким
уровнем тревожности представляют
собой потенциально невротическую
группу в состоянии предболезни
и нуждаются в специальном
контроле со стороны профилактической
службы.
Высокий уровень
тревожности отрицательно влияет на
результат деятельности. Отмечается
корреляция тревожности со свойствами
личности, от которых зависит учебная
успеваемость.
Тревожность в числе
некоторых индивидуально-психологических
особенностей личности оказывает существенное
влияние на профессиональную направленность.
Так, показано, что учащиеся, характеризующиеся
высоким уровнем тревожности, избегают
ориентации на профессии, связанные
с техникой и знаковыми системами,
предпочитая профессии типа «человек
– природа», «человек – художественный
образ».
Тревожность по-разному
сказывается на устойчивости поведения
и проявлении навыков его самоконтроля.
Если при низком уровне тревожности
отмечается сохранение испытуемыми
уверенности в своих силах, отсутствие
нервозности, а в случае ошибок в
деятельности – адекватное отношение
и стремление исправить их, то испытуемые
с высоким уровнем тревожности
проявляли раздражительность, нетерпеливость,
вступали в полемику с экспериментатором
или, признавая свой неуспех, стремились
объяснить его внешними причинами.
Помимо отрицательного
влияния на здоровье, поведение и
продуктивность деятельности, высокий
уровень тревожности неблагоприятно
сказывается и на качестве социального
функционирования личности. Так, тревожность
рассматривается как источник агрессивного
поведения. Это отмечается в анализе
поведения как детей, так и
взрослых. Кроме того, исследования
ряда авторов показали, что тревожность
ведет к отсутствию у человека
уверенности в своих возможностях
в общении, связана с отрицательным
социальным статусом, формирует конфликтные
отношения.
Как видим, решение
проблемы тревожности относится
к числу острых и актуальных задач
психологии и ставит исследователей
перед необходимостью как можно
более ранней диагностики уровня
тревожности. В настоящее время
существуют исследования, показывающие,
что тревога, зарождаясь у ребенка
уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном
стечении обстоятельств в старшем
дошкольном возрасте становится тревожностью
– то есть устойчивым свойством
личности. Изучение, а также своевременная
диагностика и коррекция уровня
тревожности у детей поможет
избежать ряд трудностей, указанных
выше.
2.Определение
понятия «тревожность»
В психологической
литературе можно встретить разные
определения этого понятия, хотя
большинство исследований сходятся
в признании необходимости рассматривать
его дифференцированно – как
ситуативное явление и как
личностную характеристику с учетом
переходного состояния и его
динамику. Так А. М. Прихожан указывает,
что тревожность – это переживание
эмоционального дискомфорта, связанное
с ожиданием неблагополучия, с
предчувствием грозящей опасности.
Различают тревожность как эмоциональное
состояние и как устойчивое свойство,
черту личности или темпераметра.
[ ,c.39] По определению Р. С. Немова, «тревожность
– постоянно или ситуативно проявляемое
свойство человека приходить в состояние
повышенного беспокойства, испытывать
страх и тревогу в специфических
социальных ситуациях» [ ,c. 601] Е. Савина,
доцент кафедры психологии Орловского
государственного педагогического
Университета, считает, что тревожность
определяется как устойчивое отрицательное
переживание беспокойства и ожидания
неблагополучия со стороны окружающих.
[ ,c. 11] По определению С. С. Степанова
«тревожность- переживание эмоционального
неблагополучия, связанное с предчувствием
опасности или неудачи». [ ,c. 138] Таким
образом понятием «тревожность»
психологи обозначают состояние
человека, которое характеризуется
повышенной склонностью к переживаниям,
опасениям и беспокойству, имеющей
отрицательную эмоциональную окраску.
2.1.ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ
И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПСИХОЛОГИ
О ПРОБЛЕМЕ « ТРЕВОЖНОСТИ».
Над проблемой «тревожности»
у детей, работали многие психологи.
Так, например, Рогов Евгений Иванович
разработал коррекционную работу с
учащимися, испытывающие так называемую
открытую тревогу, Рогов Е.И. предлагают
ряд приемов, например «приятное
воспоминание», где школьнику предлагается
представить себе ситуацию, в которой
он испытывал полный покой, расслабление
и как можно ярче, стараясь вспомнить
все ощущения или прием «Улыбка»,
где даются упражнения для расслабления
мышц лица. Раиса Викторовна Овчарова
выделила способы преодоления тревожности
у детей, где работа педагога по снятию
тревожности и страхов может
проводиться непосредственно в
ходе учебных занятий, когда используются
отдельные методы и приемы. А. М. Прихожан
разработал методы и приемы психокоррекционной
работы с тревожностью, описал работу
по психологическому просвещению родителей
и учителей. Им были разработаны
коррекционные программы -Программа
для детей, поступающих в школу.
-Программа для учащихся при переходе
из начальной школы в среднюю.
-Программа по развитию уверенности
в себя и способности к самопознанию
. И др. Е. Савина и Н. Шанина разработали
рекомендации воспитателю детского
сада, следование которым позволяет
уменьшить или предотвратить
детскую тревожность. Маргарита
Ивановна Чистякова в своей книжке
« Психогимнастика» разработала
упражнения на релаксацию как отдельных
мышц, так и всего тела, которые
будут весьма полезны для тревожных
детей. Доктор психологии Мэри Аворд (США)
представила комплекс упражнений для
мышечной релаксации. Техника работы
с детьми включает в себя как физическое
напряжение, так и визуализации (некоторые
представления). Психологи Р. Тэммла,
М. Дорне, В. Амена разработали тест
тревожности, цель которого-исследование
тревожности ребенка по отношению
к ряду типичных для него жизненных
ситуациях общения с другими
людьми.
2.2.КЛАССИФИКАЦИЯ
ВИДОВ ТРЕВОЖНОСТИ.
Выделяют два основных
вида тревожности. Первым из них –
это так называемая ситуативная
тревожность, т. е. порожденная некоторой
конкретной ситуацией, которая объективно
вызывает беспокойство. Данное состояние
может, возникает у любого человека
в преддверии возможных неприятностей
и жизненных осложнений. Это состояние
не только является вполне нормальным,
но и играет свою положительную роль.
Оно выступает своеобразным мобилизирующим
механизмом, позволяющим человеку серьезно
и ответственно подойти к решению
возникающих проблем. Ненормальным
является скорее снижение ситуативной
тревожности, когда человек перед
лицом серьезных обстоятельств
демонстрирует безалаберность и
безответственность, что чаще всего
свидетельствует об инфантильной жизненной
позиции, недостаточной сформулированности
самосознания. Другой вид – так
называемая личностная тревожность. Она
может рассматриваться как личностная
черта, проявляющаяся в постоянной
склонности к переживаниям тревоги
в самых различных жизненных
ситуациях, в том числе и таких,
которые объективно к этому не
располагают. Она характеризуется
состоянием безотчетного страха, неопределенным
ощущением угрозы, готовностью воспринять
любое событие как неблагоприятное
и опасное. Ребенок, подверженный такому
состоянию, постоянно находится
в настороженном и подавленном
настроении, у него затруднены контакты
с окружающим миром, который воспринимается
им как пугающий и враждебный. Закрепляясь
в процессе становления характера к формированию
заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
У детей дошкольного возраста доминирует
ситуативная тревожность.
2.3.ПРИЧИНЫ
ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ.
Среди причин, вызывающих
детскую тревожность, на первом месте,
по мнению Е. Савиной – это неправильное
воспитание и неблагоприятные отношения
ребенка с родителями, особенно с
матерью. Так отвержение, неприятие
матерью ребенка вызывает у него
тревогу из-за невозможности удовлетворения
потребности в любви, в ласке
и защите. В этом случае возникает
страх: ребенок ощущает условность
материальной любви («Если я сделаю
плохо, меня не будут любить»). Неудовлетворение
потребности ребенка в любви
будут побуждать его добиваться
ее удовлетворении любыми способами. Детская
тревожность может быть следствием
и симбиотических отношений ребенка
с матерью, когда мать ощущает
себя единым целым с ребенком, пытается
оградить его от трудностей и неприятностей
жизни. Она «привязывает» к себе,
предохраняя от воображаемых, несуществующих
опасностей. В результате ребенок
испытывает беспокойство, когда остается
без матери, легко теряется, волнуется
и боится. Вместо активности и самостоятельности
развиваются пассивность и зависимость.
В тех случаях, когда воспитание
основывается на завышенных требованиях,
с которыми ребенок не в силах
справиться или справляется с
трудом, тревожность может вызываться
боязнью не справиться, сделать не
так, как нужно, нередко родители
культируют «правильность» поведения:
отношение к ребенку может
включать в себя жесткий контроль,
строгую систему норм и правил,
отступление от которых влечет за
собой порицание и наказание.
В этих случаях тревожность ребенка
может порождаться страхом отступление
от норм и правил, устанавливаемых
взрослыми («Если я буду делать не
так, как сказала мама, она не будет
меня любить», «Если поступаю не так,
как надо, меня накажут»). Тревожность
ребенка может вызываться и особенностями
взаимодействия воспитателя с ребенком,
превалированием авторитарного
стиля общения или непоследовательности
требований и оценок. И в первом
и во втором случаях ребенок находится
в постоянном напряжении из-за страха
не выполнить требования взрослых,
не «угодить» им, приступить жесткие
рамки. Говоря о жестких рамках, мы
имеем в виду ограничения, установленные
педагогом. К ним относятся ограничения
спонтанной активности в играх (в
частности, в подвижных) в деятельности,
на прогулках и т. д.; ограничение
детской непосредственности на занятиях,
например, отрывание детей («Нина
Петровна, а у меня … Тихо! Я
все вижу! Сама ко всем подойду!»); пресечение
детской инициативы («положи сейчас
же, я не говорила брать листочки
в руки!», «Немедленно замолчи, я
говорю!»). К ограничениям можно также
отнести и прерывание эмоциональных
проявлений детей. Так, если в процессе
деятельности у ребенка возникают
эмоции, их необходимо выплеснуть, чему
может препятствовать авторитарный
педагог («это кому там смешно, Петров?!
Это я буду смеяться, когда на
твои рисунки посмотрю», «А ты чего
рыдаешь? Замучила всех своими слезами!»).
Жесткие рамки, устанавливаемые
авторитарным педагогом, нередко подразумевают
и высокий темп занятия, что держит
ребенка в постоянном напряжении
в течении длительного времени
и порождает страх не успеть или
сделать неправильно. Дисциплинарные
меры, применяемых таким педагогом,
чаще всего сводятся к порицаниям,
окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям.
Непоследовательный воспитатель вызывает
тревожность ребенка тем, что
не дает ему возможности прогнозировать
собственное поведение. Постоянная
изменчивость требований воспитателя,
зависимость его поведения от
настроения, эмоциональная лабильность
влекут за собой растерянность у
ребенка, невозможность решить, как
ему следует поступить в том
или ином случае. Воспитателю также
необходимо знать ситуации, которые
могут вызвать детскую тревожность,
прежде всего ситуацию непринятия со
стороны сверстников; ребенок считает:
в том, что его не любят, есть его
вина, он плохой («любят хороших») заслужить
любовь, ребенок будет стремиться
с помощью положительных результатов,
успехов в деятельности. Если это
стремление не оправдается, то тревожность
ребенка увеличивается. Следующая
ситуация – ситуация соперничества,
конкуренции, особенно сильную тревожность
она будет вызывать у детей, воспитание
которых проходит в условиях гиперсоциализации.
В этом случае дети, попадая в
ситуацию соперничества, будут стремиться
быть первым, любой ценой достигнуть
самых высоких результатов. Еще
одна ситуация – ситуация повешенной
ответственности. Когда тревожный
ребенок попадает в нее, его тревога
обусловлена страхом не оправдать
надежду, ожиданий взрослого и быть
им отвергнутым. В подобных ситуациях
тревожные дети отличаются, как правило,
неадекватной реакцией. В случае их
предвидения, ожидания или частых повторов
одной и той же ситуации, вызывающих
тревогу, у ребенка вырабатывается
стереотип поведения, некий шаблон,
позволяющий избежать тревоги или
максимально ее снизить. К таким
шаблонам можно отнести систематический
страх от участия в тех видах
деятельности, которые вызывают беспокойство,
а так же молчание ребенка вместо
ответов на вопросы незнакомых взрослых
или тех, к кому ребенок относится
негативно. В целом тревожность
является проявлением неблагополучия
личности. В ряде случаев она буквально
взращивается в тревожно – мнительной
психологической атмосфере семьи, в которой
родители сами склонны к постоянным опасениям
и беспокойству. Ребенок заражается их
настроениями и перенимает нездоровую
форму реагирования на внешний мир. В этом
случае старый призыв к воспитателю воспитать
прежде всего себя звучит чрезвычайно
уместно. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок
напоминал настороженного и пугливого
зверька, взгляните честно на самих себя:
не у вас ли он перенял такую манеру. Однако
такая неприятная индивидуальная особенность
проявляется порой и у детей, чьи родители
не подвержены мнительности и настроены
в целом оптимистично. Такие родители,
как правило, хорошо знают чего они хотят
добиться от своих детей. Особое внимание
они уделяют дисциплине и познавательным
достижениям ребенка. Поэтому перед ним
постоянно ставится разнообразные задачи,
которые они должны решать, чтобы оправдать
высокие ожидания родителей. Справится
со всеми задачами ребенку не всегда по
силам, а это и вызывает недовольство старших.
В результате ребенок оказывается в ситуации
постоянного напряженного ожидания: сумел
ли он угодить родителям или допустил
какое то упущение, за которое последует
неодобрение и порицании. Ситуация может
усугубляться непоследовательностью
родительских требований. Если ребенок
не знает наверняка, как будет оценен тот
или иной его шаг, но в принципе предвидит
возможное недовольство, то все его существование
окрашивается напряженной настороженностью
и тревогой. Также к возникновению и развитию
тревожности и страха способны интенсивно
воздействовать на развивающееся воображения
детей сказочного образца. В 2 года это
Волк – зубами щелк, способный причинить
боль, загрызть, съесть, как красную шапочку.
На рубеже 2-3 лет дети боятся Бармалея.
В 3 года у мальчиков и в 4 года у девочек
«монополия на страх» принадлежит образам
Бабы Яги и Кащея Бессмертного. Все эти
персонажи могут как раз познакомить детей
с отрицательными, негативными сторонами
взаимоотношений люде, с жестокостью и
коварством, бездушием и жадностью, как
и опасностью вообще. Вместе с тем жизнеутверждающий
настрой сказок, в которых добро одерживает
победу над злом, жизнь над смертью, дает
возможность показать ребенку, как можно
преодолеть возникающие трудности и опасности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную
специфику, обнаруживающуюся в ее источниках,
содержании, формах проявления и запрете.
Для каждого возрастного периода существуют
определенные области, объекты действительности,
которые вызывают повышенную тревогу
большинства детей вне зависимости от
наличия реальной угрозы или тревожности
как устойчивого образования. Эти «возрастные
тревожности» являются следствием наиболее
значимых социальных потребностей. У детей
раннего возраста тревожность порождается
разлукой с матерью. В возрасте 6-7 лет главную
роль играет адаптация к школе, в младшем
подростковом – общении со взрослыми
(родителями и учителями), в ранней юности
– отношение к будущему и проблемы, связанные
с отношениями полов.
2.4.ОСОБЕННОСТИ
ПОВЕДЕНИЯ ТРЕВОЖНЫХ
ДЕТЕЙ.
Тревожные дети отличаются
частыми проявлениями беспокойства
и тревоги, а также большим
количеством страхов, причем страхи
и тревога возникают в тех
ситуациях, в которых ребенку, казалось
бы, ничего не грозит. Тревожные дети
отличаются особой чувствительностью.
Так, ребенок может тревожиться:
пока он в саду, вдруг с мамой
что-нибудь случится. Тревожные дети
нередко характеризуются низкой
самооценкой, в связи с чем
у них возникает ожидание неблагополучия
со стороны окружающих. Это характерно
для тех детей, чьи родители ставят
перед ними непосильные задачи, требуя
этого, что дети выполнить не в
состоянии, причем в случае неудачи
их, как правило, наказывают, унижают
(«Ничего ты делать не умеешь! Ничего
у тебя не получается!»). Тревожные
дети очень чувствительны к своим
неудачам, остро реагируют на них,
склонны отказываться от той деятельности,
например рисования, в которой испытывают
затруднения. У таких детей можно
заметить заметную разницу в поведении
на занятиях и вне занятий. Вне
занятий это живые, общительные
и непосредственные дети, на занятиях
они зажаты и напряжены. Отвечают
на вопросы воспитателя тихим
и глухим голосом, могут даже начать
заикаться. Речь их, может быть как
очень быстрой, торопливой, так и
замедленной, затрудненной. Как правило,
возникает длительное возбуждение:
ребенок теребит руками одежду, манипулирует
чем-нибудь. Тревожные дети имеют
склонность к вредным привычкам
невротического характера (они грызут
ногти, сосут пальцы, выдергивают
волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция
с собственным телом снижает
у них эмоциональное напряжение,
успокаивают. Распознать тревожных
детей помогает рисование. Их рисунки
отличаются обилием штриховки, сильным
нажимом, а также маленькими размерами
изображений. Нередко такие дети
«застревают» на деталях, особенно мелких.
У тревожных детей серьезное,
сдержанное выражение лица, опущенные
глаза, на стуле сидит аккуратно,
старается не делать лишних движений,
не шуметь, предпочитает не обращать на
себя внимание окружающих. Таких детей
называют скромными, застенчивыми. Родители
сверстников обычно ставят их в пример
своим сорванцам: «Смотри, как хорошо
ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке.
Он каждый день аккуратно складывает
игрушки. Он слушается маму». И, как
ни странно, весь этот перечень добродетелей
бывает правдой – эти дети ведут себя
«правильно». Но некоторых родителей волнует
поведение своих детей. «Саша совсем .Любит
делать только то, к чему привык. Никак
не удается заинтересовать его чем-то
новым. «Люба очень нервная. Чуть что –
в слезы. И не хочет играть с ребятами –
боится, что они поломают ее игрушки».
«Алеша постоянно жмется к маминой юбке
– не оттащишь. Таким образом поведение
тревожных детей отличается частыми проявлениями
беспокойства и тревоги, такие дети живут
в постоянном напряжении, все время ощущая
угрозу, чувствуя, что в любой момент могут
столкнуться с неудачами.