Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:42, реферат
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога».
1.Основные аспекты проблемы тревожности в психологии
2.Определение понятия тревожности
2.1.Отечественные и зарубежные психологи о проблеме « тревожности».
2.2. Классификация видов тревожности.
2.3. Причины появления и развития тревожности у детей.
2.4. Особенности поведения тревожных детей.
2.5. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.
Нижегородский Институт Управления Российская Академия
Народного Хозяйства
и Государственной службы.
Реферат на тему:
«Тревожность,
как характеристика
личности».
Преподаватель: Лебедева Н.Н.
Выполнила студентка 3 курса ФСПОиДП:
Галкина Ю.
Группа: МК-2231
2011г.
Содержание:
1.Основные аспекты проблемы тревожности в психологии
2.Определение понятия тревожности
2.1.Отечественные
и зарубежные психологи о
2.2. Классификация видов тревожности.
2.3. Причины появления и развития тревожности у детей.
2.4. Особенности поведения тревожных детей.
2.5. Значение игр
для преодоления эмоциональных трудностей
дошкольников.
Основные
аспекты проблемы
тревожности в
психологии
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога».
Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.
В настоящее время
изучению состояния тревоги посвящено
большое количество работ. Для достаточно
полного их анализа принципиальное
значение имеет уточнение некоторых
теоретических и
Многозначность в
понимании тревоги как
Свои определения понятию «тревога» давали Астапов В. М., Лазарус Р., Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3., Мартене Р. и другие. В литературе интерпретация тревоги как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах многих авторов это состояние сближается чаще всего с эмоцией страха. Но, пожалуй, более характерной является тенденция рассматривать тревогу как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.
Одним из следствий
неоднозначности трактовки
Чаще всего термин
«тревога» используется для описания
неприятного по своей окраске
психического состояния, которое характеризуется
субъективными ощущениями напряжения,
беспокойства, мрачных предчувствий,
а с физиологической стороны
сопровождается активизацией автономной
нервной системы. «Тревога как состояние
в норме переживается каждым здоровым
человеком в случаях, предполагающих
антиципацию (предвосхищение) негативных
результатов». Данное состояние возникает,
когда индивид воспринимает определенные
раздражители или ситуацию как несущие
в себе актуально и потенциально
элементы угрозы, опасности, вреда. Например,
ученый, ожидая возможных возражений,
критики, переживает данное состояние
тем острее, чем больше он видит
недостаточность своего материала
и слабость своей аргументации. Являясь
природосообразным состоянием, тревога
играет положительную роль не только
как индикатор нарушения, но и
как мобилизатор резервов психики.
Осуществляя такой подход к состоянию
тревоги, мы, тем самым, разделяем
точку зрения А. Е. Ольшанниковой
и И. В. Пацявичуса на психические
состояния, которые имеют «адаптивное
значение как внутреннее психологическое
условие, обеспечивающее формирование
оптимальных способов саморегуляции
деятельности». И. В. Пацявичус определяет
функцию состояния тревоги
Однако чаще всего
тревогу рассматривают как
Г. Ш. Габдреева, рассматривая
проблему с позиции системного исследования,
выделяет несколько теоретических
подходов к изучению тревоги. Системно-структурный
подход, раскрытый в работах Н.
А. Аминова, К. Е. Изарда, Н. Д. Левитова и
других, предполагает рассмотрение тревоги
как цельного, интегрального явления.
Системно-функциональный подход рассматривает
состояние тревоги как
Социальный аспект
тревоги связывают с
Психологические причины тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверным представлением о собственном образе «Я»; неадекватным уровнем притязаний; недостаточным обоснованием цели; предчувствием объективных трудностей; необходимостью выбора между различными образами действия. В качестве физиологических причин называют болезни; действие на организм психофармакологических препаратов.
Причины, вызывающие
тревогу и влияющие на изменение
ее уровня, многообразны и могут
лежать во всех сферах жизнедеятельности
человека. Условно их разделяют на
субъективные и объективные причины.
К субъективным относят причины
информационного характера, связанные
с неверным представлением об исходе
предстоящего события, и причины
психологического характера, приводящие
к завышению субъективной значимости
исхода предстоящего события. Среди
объективных причин, вызывающих тревогу,
выделяют экстремальные условия, предъявляющие
повышенные требования к психике
человека и связанные с
В ряде работ описывается
немотивированная тревожность, характеризующаяся
беспричинными или плохо
Некоторые авторы считают,
что немотивированная тревожность
может быть признаком психического
расстройства. Так, по мнению В. М. Астапова,
она имеет непосредственное отношение
к патопсихологическим
Термин «личностная
тревожность» используется для обозначения
относительно устойчивых индивидуальных
различий в склонности индивида испытывать
состояние тревоги. В данном случае
тревожность означает свойство личности.
Уровень личностной тревожности
определяется исходя из того, как часто
и как интенсивно у индивида возникает
состояние тревоги. Тревожность
как свойство личности, вслед за
Ж. Тейлор, традиционно определяют в
виде тенденции переживания
По мнению Б. Г. Ананьева,
разнообразие теоретических подходов
и терминологическая
Функциональный аспект
исследования личностной тревожности
предполагает рассмотрение ее как системного
свойства, которое проявляется на
всех уровнях активности человека.
Так, в ряде работ раскрывается роль
данного свойства в социальной сфере,
где тревожность оказывает
В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность влияет на мотивацию. Кроме того, отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность, работоспособность, степень невротизма и интровертированности.
Тревожность проявляется и в психофизиологической сфере. В ряде работ раскрывается связь тревожности с особенностями нервной системы, с энергетикой организма, активностью биологически активных точек кожи, развитием психовегетативных заболеваний.
Информация о работе Тревожность, как характеристика личности