Тревожность, как характеристика личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:42, реферат

Описание работы

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится на русский как «беспокойство», «тревога».

Содержание

1.Основные аспекты проблемы тревожности в психологии
2.Определение понятия тревожности
2.1.Отечественные и зарубежные психологи о проблеме « тревожности».
2.2. Классификация видов тревожности.
2.3. Причины появления и развития тревожности у детей.
2.4. Особенности поведения тревожных детей.
2.5. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.

Работа содержит 1 файл

реферат по упр псих 2.docx

— 49.68 Кб (Скачать)

Нижегородский Институт Управления Российская Академия

Народного Хозяйства  и Государственной службы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Тревожность, как характеристика личности». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преподаватель: Лебедева Н.Н.

Выполнила студентка 3 курса ФСПОиДП:

Галкина Ю.

Группа: МК-2231 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

1.Основные аспекты проблемы тревожности в психологии

2.Определение понятия тревожности

  2.1.Отечественные  и зарубежные психологи о проблеме  « тревожности».

  2.2. Классификация  видов тревожности.

  2.3. Причины появления и развития тревожности у детей.

  2.4. Особенности поведения тревожных детей.

  2.5. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников. 

Основные  аспекты проблемы тревожности в  психологии 

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место  занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. В ряду различных психических  состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется  состоянию, обозначаемому в английском языке термином «anxiety», что переводится  на русский как «беспокойство», «тревога».

Впервые выделил  и акцентировал состояние беспокойства, тревоги 3.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности. Данная характеристика указывает не столько на компоненты рассматриваемого состояния, сколько на его внутренние причины.

В настоящее время  изучению состояния тревоги посвящено  большое количество работ. Для достаточно полного их анализа принципиальное значение имеет уточнение некоторых  теоретических и методологических положений. Как показано многими  исследователями, прежде всего важно  четкое концептуальное различение понятий  тревоги как состояния и тревожности  как черты, свойства личности.

Многозначность в  понимании тревоги как психического явления проистекает из того факта, что термин «тревога» используется психологами в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое  состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей, и первичный  показатель неблагополучия, когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребности, и свойства личности, которые даются через описание внешних и внутренних характеристик при помощи родственных  понятий, и реакция на представленную угрозу.

Свои определения  понятию «тревога» давали Астапов  В. М., Лазарус Р., Прихожан А. М., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3., Мартене Р. и другие. В литературе интерпретация тревоги  как эмоционального состояния является господствующей, причем в работах  многих авторов это состояние  сближается чаще всего с эмоцией  страха. Но, пожалуй, более характерной  является тенденция рассматривать  тревогу как особое состояние, рядоположенное с другими эмоциональными состояниями, аффектами, чувствами.

Одним из следствий  неоднозначности трактовки понятия  «тревога», отягощенности его психологическими и медико-биологическими односторонними представлениями является то, что  некоторые авторы, особенно в отечественной  психологии, данному понятию предпочитают другое – психическая напряженность. По мнению Н. И. Наенко, это удобно, поскольку  данный термин «свободен от отрицательных  ассоциаций и указывает на необходимость  изучения именно психологического функционирования человека в сложных условиях». Поэтому  Спилбергер подчеркивает, что достичь  согласия в определении данного  понятия достаточно сложно, в частности  из-за того, что исследователи тревоги  часто используют совершенно различные  термины в своих работах. Основной причиной многозначности и семантической  неопределенности в концепциях тревоги  является то, что термин используется, как правило, для обозначения  хотя и взаимосвязанных, но все же различных понятий. Следует согласиться  с тем, что упорядоченность в  данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических  единиц: тревоги, немотивированной тревожности  и личностной тревожности. Приведенный  ниже обзор работ осуществлен  в соответствии сданной теоретической  позицией.

Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске  психического состояния, которое характеризуется  субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны  сопровождается активизацией автономной нервной системы. «Тревога как состояние  в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях, предполагающих антиципацию (предвосхищение) негативных результатов». Данное состояние возникает, когда индивид воспринимает определенные раздражители или ситуацию как несущие  в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности, вреда. Например, ученый, ожидая возможных возражений, критики, переживает данное состояние  тем острее, чем больше он видит  недостаточность своего материала  и слабость своей аргументации. Являясь  природосообразным состоянием, тревога  играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и  как мобилизатор резервов психики. Осуществляя такой подход к состоянию  тревоги, мы, тем самым, разделяем  точку зрения А. Е. Ольшанниковой  и И. В. Пацявичуса на психические  состояния, которые имеют «адаптивное  значение как внутреннее психологическое  условие, обеспечивающее формирование оптимальных способов саморегуляции  деятельности». И. В. Пацявичус определяет функцию состояния тревоги следующим  образом: «Это состояние, являющееся уникальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, сигнализирует субъекту необходимость  тщательного предусмотрения всех основных условий предстоящего дела, способствуя, таким образом, оптимальной подготовке к деятельности, наиболее адекватной целям субъекта. Иными словами, побуждая активность, направленную на приобретение информации, относящейся к предстоящей  деятельности, эмоциональные состояния  тревоги способны повысить уровень  эффективности саморегуляции, гарантирующей  более успешное выполнение деятельности».

Однако чаще всего  тревогу рассматривают как негативное состояние, связывая ее с переживаниями  стресса. Так, Ю. Л. Ханин отмечает, что  тревога как состояние – это  реакция на различные (чаще всего  социально-психологические) стрессоры, которая характеризуется различной  интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых неприятных переживаний  напряженности, озабоченности, беспокойства и сопровождается выраженной активизацией вегетативной нервной системы. Состояние  тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени  как функция уровня стресса, которому подвергается индивид, но переживание  тревоги свойственно любому человеку в адекватных ситуациях.

Г. Ш. Габдреева, рассматривая проблему с позиции системного исследования, выделяет несколько теоретических  подходов к изучению тревоги. Системно-структурный  подход, раскрытый в работах Н. А. Аминова, К. Е. Изарда, Н. Д. Левитова и  других, предполагает рассмотрение тревоги  как цельного, интегрального явления. Системно-функциональный подход рассматривает  состояние тревоги как специфическую  отражательную форму психики, запечатлевающую  отношения между предметным миром  и человеком или между людьми, где тревога, влияя на компоненты любого из уровней проявления активности, играет либо положительную роль, являясь  мобилизатором резервов психики, либо отрицательную. Системно-исторический подход раскрывает причинность тревоги  в социальном, психологическом и  физиологическом аспектах.

Социальный аспект тревоги связывают с неожиданным  изменением условий жизни. Еще И. П. Павлов считал, что состояние тревоги  вызывается изменениями в условиях жизни, в привычной деятельности, нарушением динамического стереотипа. «При ломке динамического стереотипа возникают отрицательные эмоции, к которым, несомненно, мы можем отнести  и тревожное состояние». Сюда нужно  отнести затрудненность совместной деятельности, в ходе торой формируется  ожидание угрозы самоуважению, престижу человека; конфликты или другие причины, приводящие к социальной изоляции. Состояние тревоги может также  порождаться отсрочкой, задержкой  в появлении ожидаемого объекта  или действия. Чаще данное состояние  возникает при отсрочке чего-либо приятного, значительного. Ожидание неприятного  может сопровождаться не столько  тревогой, сколько надеждой на то, что  все-таки неприятности не будет.

Психологические причины  тревоги могут быть вызваны внутренним конфликтом, связанным с неверным представлением о собственном образе «Я»; неадекватным уровнем притязаний; недостаточным обоснованием цели; предчувствием  объективных трудностей; необходимостью выбора между различными образами действия. В качестве физиологических причин называют болезни; действие на организм психофармакологических препаратов.

Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение  ее уровня, многообразны и могут  лежать во всех сферах жизнедеятельности  человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относят причины  информационного характера, связанные  с неверным представлением об исходе предстоящего события, и причины  психологического характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди  объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие  повышенные требования к психике  человека и связанные с неопределенностью  исхода ситуации; утомление; беспокойство по поводу здоровья; нарушения психики; влияние фармакологических средств и других препаратов, которые могут оказывать воздействие на психическое состояние.

В ряде работ описывается  немотивированная тревожность, характеризующаяся  беспричинными или плохо объяснимыми  ожиданиями неприятностей, предчувствием  беды, возможных утрат. Психика таких  людей постоянно находится в  состоянии напряжения, а поведение  может обуславливаться дисфункциональным  эмоциональным стереотипом, мало поддающимся  контролю со стороны сознания, что  в общих чертах сближает состояние  тревоги и аффекта. В последнее  время в экспериментальных исследованиях  все чаще делается акцент не столько  на отдельной черте или диспозиции, сколько на особенностях ситуации и  взаимодействии личности с ситуацией. В частности, выделяют либо общую  неспецифическую личностную тревожность, либо специфическую, характерную для  определенного класса ситуаций. Причем в первом случае предполагается, что  личностная тревожность имеет хронический, не связанный с особенностями  ситуации характер.

Некоторые авторы считают, что немотивированная тревожность  может быть признаком психического расстройства. Так, по мнению В. М. Астапова, она имеет непосредственное отношение  к патопсихологическим нарушениям, при которых наблюдаются постоянный поиск источника опасности и  нахождение угрозы в других людях (бред ущерба), в собственном теле (ипохондрия), в собственных действиях (психастения). Это – наиболее яркие примеры  неадекватной фиксации на мотиве поиска источника тревоги, обуславливающего неэффективность поведения. Активность, проявляющаяся в поиске угрожающего  объекта, есть путь уменьшения тревоги  – условного преодоления опасности. К. Гольдштейн отмечает, что «свобода здорового индивида означает фактически то, что он может выбрать между  альтернативами, добиться новых возможностей для преодоления трудностей в  окружающей среде». Значение антиципации  неприятности, угрозы хорошо иллюстрируется на примере мнительных людей. Эти  люди часто остро и обычно неадекватно  объективному положению беспокоятся  о своем здоровье, постоянно переживают тревогу, преувеличивая возможность  заболеть или серьезность имеющегося у них заболевания. Иногда состояние  тревоги вызывается антиципацией воображаемой неприятности или угрозы. Мнительность появляется не только в связи с  возможностью заболеть, но и в связи  с возможностью какой-либо другой, часто  воображаемой неприятности.

Термин «личностная  тревожность» используется для обозначения  относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги. В данном случае тревожность означает свойство личности. Уровень личностной тревожности  определяется исходя из того, как часто  и как интенсивно у индивида возникает  состояние тревоги. Тревожность  как свойство личности, вслед за Ж. Тейлор, традиционно определяют в  виде тенденции переживания нейтральной  ситуации как угрожающей и соответствующей  этому поведенческой тенденции  избегания воображаемой угрозы. Тревожность  рассматривается в качестве устойчивой характеристики личности, как ее свойство, которое отражает потенциальную  предрасположенность расценивать  различные ситуации как содержащие в себе угрозу.

По мнению Б. Г. Ананьева, разнообразие теоретических подходов и терминологическая неоднородность в использовании понятий не исключают  возможность разработки единой концептуальной системы анализа различных аспектов проявления тревоги на основе ее функционального  назначения. Многими авторами указываются  следующие функции тревоги: функция  поиска и обнаружения источников угрозы, функция оценки сложившейся  ситуации, управляющая, регулирующая и  антиципирующая функции.

Функциональный аспект исследования личностной тревожности  предполагает рассмотрение ее как системного свойства, которое проявляется на всех уровнях активности человека. Так, в ряде работ раскрывается роль данного свойства в социальной сфере, где тревожность оказывает влияние  на эффективность в общении, на социально-психологические  показатели эффективности деятельности руководителей, на взаимоотношения  с руководителем, на взаимоотношения  с товарищами, порождая конфликты.

В психологической  сфере тревожность проявляется  в изменении уровня притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в себе. Личностная тревожность  влияет на мотивацию. Кроме того, отмечается обратная связь тревожности с  такими особенностями личности, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность, независимость, эмоциональная  устойчивость, уверенность, работоспособность, степень невротизма и интровертированности.

Тревожность проявляется  и в психофизиологической сфере. В ряде работ раскрывается связь  тревожности с особенностями  нервной системы, с энергетикой  организма, активностью биологически активных точек кожи, развитием психовегетативных  заболеваний.

Информация о работе Тревожность, как характеристика личности