Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:40, курсовая работа
В отечественном психолого – педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовых ситуаций, как
временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в трудных, угрожающих, необычных условиях. В. С. Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В их исследованиях получены
статистически достоверные корреляции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы (слабостью, инертностью).
Введение
Глава 1. Психолого – педагогическая характеристика
тревожности.
1. Определение понятия «тревожность»
2. Отечественные и зарубежные психологи о проблеме тревожности у
детей.
3. Классификация видов тревожности.
4. Причины появления и развития тревожности.
5. Особенности поведения тревожных детей.
Глава 2. Психолого – педагогическая работа с тревожными детьми.
1. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей
дошкольников.
2. Методы и приёмы коррекционной работы с тревожными детьми.
Глава 3. Проведение психолого – педагогического эксперимента.
1. Констатирующий эксперимент.
2. Формирующий эксперимент.
3. Контрольный эксперимент.
Заключение.
Тезаурус.
Библиография.
задание психологов Р. Тэммла, М. Дорли «Тест ситуативной тревожности,
упражнения на релаксацию мышц М. И. Чистяковой и Мэри Аворд соблюдала
рекомендации Е. Савиным и Н. Шаниной при работе с тревожными детьми. Так
как именно эти методы и приемы по снижению тревожности рекомендованы
психологами для детей дошкольного возраста.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТРЕВОЖНОСТИ.
Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них – это так
называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной
ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние
может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и
жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным,
но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным
мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно
подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее
снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных
обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще
всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной
сформулированности самосознания.
Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может
рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности
к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и
таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется
состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы,
готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.
Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном
и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром,
который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе
становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного
пессимизма.
У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность.
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ.
Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по
мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения
ребенка с родителями, особенно с матерью. Так отвержение, неприятие матерью
ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения
потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх:
ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня
не будут любить»). Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут
побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами.
Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений
ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком,
пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она
«привязывает» к себе, предохраняя от воображаемых, несуществующих
опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается
без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и
самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.
В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных
требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с
трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так,
как нужно, нередко родители культируют «правильность» поведения: отношение
к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и
правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В
этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступление от
норм и правил, устанавливаемых взрослыми («Если я буду делать не так, как
сказала мама, она не будет меня любить», «Если поступаю не так, как надо,
меня накажут»).
Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия
воспитателя с ребенком, превалированием авторитарного стиля общения или
непоследовательности требований и оценок. И в первом и во втором случаях
ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить
требования взрослых, не «угодить» им, приступить жесткие рамки.
Говоря о жестких рамках, мы имеем в виду ограничения, установленные
педагогом. К ним относятся ограничения спонтанной активности в играх (в
частности, в подвижных) в деятельности, на прогулках и т. д.; ограничение
детской непосредственности на занятиях, например, отрывание детей («Нина
Петровна, а у меня … Тихо! Я все вижу! Сама ко всем подойду!»); пресечение
детской инициативы («положи сейчас же, я не говорила брать листочки в
руки!», «Немедленно замолчи, я говорю!»). К ограничениям можно также
отнести и прерывание эмоциональных проявлений детей. Так, если в процессе
деятельности у ребенка возникают эмоции, их необходимо выплеснуть, чему
может препятствовать авторитарный педагог («это кому там смешно, Петров?!
Это я буду смеяться, когда на твои рисунки посмотрю», «А ты чего рыдаешь?
Замучила всех своими слезами!»).
Жесткие рамки, устанавливаемые авторитарным педагогом, нередко
подразумевают и высокий темп занятия, что держит ребенка в постоянном
напряжении в течении длительного времени и порождает страх не успеть или
сделать неправильно.
Дисциплинарные меры, применяемых таким педагогом, чаще всего сводятся
к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям.
Непоследовательный воспитатель вызывает тревожность ребенка тем, что
не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная
изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от
настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у
ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином
случае.
Воспитателю также необходимо знать ситуации, которые могут вызвать
детскую тревожность, прежде всего ситуацию непринятия со стороны
сверстников; ребенок считает: в том, что его не любят, есть его вина, он
плохой («любят хороших») заслужить любовь, ребенок будет стремиться с
помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если это
стремление не оправдается, то тревожность ребенка увеличивается.
Следующая ситуация – ситуация соперничества, конкуренции, особенно
сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит
в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситуацию
соперничества, будут стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых
высоких результатов.
Еще одна ситуация – ситуация повешенной ответственности. Когда
тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не
оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.
В подобных ситуациях тревожные дети отличаются, как правило,
неадекватной реакцией. В случае их предвидения, ожидания или частых
повторов одной и той же ситуации, вызывающих тревогу, у ребенка
вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избежать
тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести
систематический страх от участия в тех видах деятельности, которые вызывают
беспокойство, а так же молчание ребенка вместо ответов на вопросы
незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно.
В целом тревожность является проявлением неблагополучия личности. В
ряде случаев она буквально взращивается в тревожно – мнительной
психологической атмосфере семьи, в которой родители сами склонны к
постоянным опасениям и беспокойству. Ребенок заражается их настроениями и
перенимает нездоровую форму реагирования на внешний мир. В этом случае
старый призыв к воспитателю воспитать прежде всего себя звучит чрезвычайно
уместно. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок напоминал настороженного и
пугливого зверька, взгляните честно на самих себя: не у вас ли он перенял
такую манеру.
Однако такая неприятная индивидуальная особенность проявляется порой и
у детей, чьи родители не подвержены мнительности и настроены в целом
оптимистично. Такие родители, как правило, хорошо знают чего они хотят
добиться от своих детей. Особое внимание они уделяют дисциплине и
познавательным достижениям ребенка. Поэтому перед ним постоянно ставится
разнообразные задачи, которые они должны решать, чтобы оправдать высокие
ожидания родителей. Справится со всеми задачами ребенку не всегда по силам,
а это и вызывает недовольство старших. В результате ребенок оказывается в
ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел ли он угодить родителям
или допустил какое то упущение, за которое последует неодобрение и
порицании. Ситуация может усугубляться непоследовательностью родительских
требований. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот или иной
его шаг, но в принципе предвидит возможное недовольство, то все его
существование окрашивается напряженной настороженностью и тревогой.
Также к возникновению и развитию тревожности и страха способны
интенсивно воздействовать на развивающееся воображения детей сказочного
образца. В 2 года это Волк – зубами щелк, способный причинить боль,
загрызть, съесть, как красную шапочку. На рубеже 2-3 лет дети боятся
Бармалея. В 3 года у мальчиков и в 4 года у девочек «монополия на страх»
принадлежит образам Бабы Яги и Кащея Бессмертного. Все эти персонажи могут
как раз познакомить детей с отрицательными, негативными сторонами
взаимоотношений люде, с жестокостью и коварством, бездушием и жадностью,
как и опасностью вообще. Вместе с тем жизнеутверждающий настрой сказок, в
которых добро одерживает победу над злом, жизнь над смертью, дает
возможность показать ребенку, как можно преодолеть возникающие трудности и
опасности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику,
обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления и запрете.
Для каждого возрастного периода существуют определенные области,
объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства
детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как
устойчивого образования.
Эти «возрастные тревожности» являются следствием наиболее
значимых социальных потребностей. У детей раннего возраста тревожность
порождается разлукой с матерью. В возрасте 6-7 лет главную роль играет
адаптация к школе, в младшем подростковом – общении со взрослыми
(родителями и учителями), в ранней юности – отношение к будущему и
проблемы, связанные с отношениями полов.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги,
а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в
тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные
дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться:
пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.
Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с
чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это
характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные
задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае
неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь!
Ничего у тебя не получается!»).
Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют
на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в
которой испытывают затруднения.
У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях
и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети,
на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и
глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень
быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило,
возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду,
манипулирует чем-нибудь.
Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического
характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются
онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное
напряжение, успокаивают.
Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются
обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами
изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.