Тренинг уверенности в себе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.
Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных форм:
тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;
тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных

Работа содержит 1 файл

Тренинг уверенности в себе.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

   Игра  «Сотворение мира» 

   Цель: творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в  области социальной адаптации в  процессе поиска работы. 

   Необходимый материал: лист ватмана, ножницы, клей, цветные фломастеры.

   После того, как «мир сотворен», тренер разрезает  лист ватмана на количество частей, равное количеству работающих подгрупп. Далее тасует и путает разрезанные  части, после чего раздает каждой подгруппе по одной части «сотворенного мира» со следующим заданием:

   описать доставшуюся часть созданного мира;

   дать  всему необходимые названия;

   подчеркнуть характерные особенности;

   государственный строй;

   сферы деятельности;

   предметы  импорта и экспорта;

   приблизительная численность населения;

   чем население занимается, наиболее востребованные профессии;

   есть  ли безработица, перспективы развития рынка труда;

   культурные  традиции (гимн, флаг, сленг, мифы, легенды, нормы, правила, стандарты жизни  и поведения, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство, и т.д.). 

   Время выполнения задания 30 минут.

   Презентация участников каждой из подгрупп происходит по следующей схеме: рассказ о  своем государстве, реальные перспективы  государственного развития с позиции карты востребованных профессий, готовность к сотрудничеству, реальность проникновения в страну эмигрантов и т.д.

   По  окончании презентации происходит обсуждение аспектов »совместного сотворения«  и общей ответственности за существование  и развитие мира, оценка динамики и перспектив дальнейшего мирового развития.

   Рисунок «Я такой, какой я есть» 

   Цель  упражнения: способствовать выработке  у участников более объективной  самооценки. 

   Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

   Упражнение  «Я в будущем» 

   Каждый  участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

   Упражнение  «Если бы..., то я стал бы...» 

   Цель  упражнения: выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию. 

   Упражнение  происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена  некоторая конфликтная ситуация. Например: «Если бы меня обсчитали  в магазине...». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. Например: «... я стал бы требовать жалобную книгу». 

   Целесообразно провести это упражнение в несколько  этапов, в каждом из которых принимают  участие все присутствующие, после  чего следует обсуждение. 

   Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

   Упражнение  «Зато...» 

   Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения. 

   1) Тренер предлагает каждому участнику  игры вкратце описать на листке  бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства). 

   2) Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам  следующую процедуру обсуждения:

   каждая  написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к  тому, что данная ситуация вовсе  не трудноразрешимая, а простая, смешная  или даже выгодная с помощью связок типа: «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь ...»;

   после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные  варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

   Упражнение  «Ступеньки» 

   Цель  упражнения: помочь участникам выстраивать  адекватную самооценку. 

   Участникам  раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той  ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь». 

   После того, как все нарисовали, ведущий  сообщает ключ к этой методике:

   1-4 ступенька – самооценка занижена

   5-7 ступенька – самооценка адекватна

   8-10 ступенька – самооценка завышена

   Процедура «Доведи за меня до конца!» 

   Ведущий объясняет, что следующее упражнение будет направлено на демонстрацию того, как важно уметь доводить начатое  дело до конца. 

   После этого каждый участник по очереди  рассказывает какое-либо дело, которое  он когда-либо не закончил, бросил, не доделав. Группа задает уточняющие вопросы. Затем группа должна решить, как бы она на месте участника завершила бы это дело. Ведущий должен следить за тем, чтобы не обсуждалось то, стоило ли вообще заканчивать дело.

   Упражнение  «10 заповедей» 

   Цель упражнения: помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии. 

   Участников  просят придумать 10 заповедей –  неких общечеловеческих законов, обязательных для соблюдения каждым человеком. Ведущий  на этом этапе записывает каждое поступившее предложение. После того, как 10 заповедей собраны, дается задание проранжировать их: выбрать сначала наименее ценную заповедь из десяти, затем наименее ценную из оставшихся девяти и т.д. Все заповеди ведущий фиксирует на доске или ватмане.

   Упражнение  «5 шагов» 

   Смысл упражнения: повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности. 

   Игра  может проводиться как в круге (для 6-12 участников), так и при работе с классом. Среднее время на игру 30-40 минут. Процедура включает следующие этапы:

   Ведущий предлагает группе определить какую-либо интересную профессиональную цель, например, поступить в какое-то учебное  заведение, оформиться на интересную работу, а может даже совершить в перспективе что-то выдающееся на работе. Эта цель, так как ее сформулировала группа, выписывается на доске (или на листочке).

   Ведущий предлагает группе определить, что  за воображаемый человек должен достичь эту цель. Участники должны назвать его основные (воображаемые) характеристики последующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение и социальный статус родителей и близких людей. Это все также кратко выписывается на доске.

   Каждый  участник на отдельном листочке должен выделить основные пять этапов (пять шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели. На это отводится примерно 5 минут.

   Далее все делятся на микрогруппы по 3-4 человека.

   В каждой микрогруппе организуется обсуждение, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный (с учетом особенностей обозначенного  выше человека). В итоге обсуждения каждая группа на новом листочке должна выписать самые оптимальные пять этапов. На все это отводится 5-7 минут.

   Представитель от каждой группы кратко сообщает о  наиболее важных пяти этапах, которые  выделены в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие поп росы. Возможна небольшая дискуссия (при наличии времени).

   При общем подведении итогов игры можно  посмотреть, насколько совпадают  варианты, предложенные разными микрогруппами (нередко совпадение оказывается  значительным). 

   Также в итоговой дискуссии можно оценить совместными усилиями, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись, пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы (шаги) реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, т.е. насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты. 

   Вполне  возможно проведение данного игрового упражнения и по другим процедурным  схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем 2-3 желающих (добровольца) выходят к доске и выписывают свои предложения, после чего в общем, обсуждении рассматриваются по порядку этапы, выписанные этими участниками и выделяется наиболее оптимальный вариант. 

   В другом случае, можно сразу разбить  учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной  работы) составить общий вариант  программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного  человека.

   Упражнение «Событие» 

   Цель: включение адаптивных механизмов, отработка  навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

   Тренер  предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

   удивление,

   интерес,

   радость.

   Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего  участника по той же схеме «удивление интерес радость».

   По  окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

   Упражнение  «Подарок» 

   Цель: коррекция замкнутости. 

   Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как  если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого понадобятся  листки бумаги. Игрок получает свои подарки, а затем, читая записки  вслух, пытается догадаться, кто автор того или иного подарка и почему он так решил.

   Рефлексия: 

   Участникам  группы предлагается закрыть глаза  и представить, что занятия в  группе закончились. Вы идете домой. 

   – Подумайте о том, что вы не сказали  группе, но хотели бы сказать. Через несколько минут откройте глаза и скажите это.

   Рефлексия:

   Какие психологические качества у вас  проявились при участия в тренинге?

   Какие чувства испытывали?

   Что нового узнали о себе, о группе?

   Как будете использовать эти знания?

   Чему  научились?

   Как это пригодиться в будущем?

   Что было важным?

   Над чем вы задумались?

   Что происходило с вами?

   Что нужно развивать на будущее?

   Орг. конец: 

   Спасибо вам большое, что пришли на наш  тренинг, надеемся, что он не пройдет  бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания. 

   Участники тренинга уходят из аудитории.


Информация о работе Тренинг уверенности в себе