Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 18:32, практическая работа
Цель тренинга: получение навыка противостояния влиянию и манипуляциям.
Задачи тренинга:
1. Изучить правила цивилизованного противостояния и конфронтации.
2. Ознакомиться с алгоритмом противостояния влиянию.
3. Применить на практике техники цивилизованного противостояния.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительная часть (введение алгоритма противостояния манипуляциям)
№
п/п |
Название | Цель | Инструкция | Продолжительность |
Теоретический блок «мониторинг эмоций» | ||||
1. | Щипки
сверху и снизу |
Отработка навыка рефлексии собственных эмоций для выявления ранних признаков начинающейся манипуляции. | Сейчас мне понадобятся
три добровольца. Эти три человека выйдут
в коридор и там подождут, пока мы отрепетируем
сценарий наших воздействий на них. Затем
я буду приглашать их вернуться. Входить
они будут по одному. Задача — найти этот
маркер. Он будет спрятан где-то в этой
комнате. Когда первый человек войдет,
то он увидит здесь две группы людей. Как
только он начнет искать маркер, каждая
из групп будет ему помогать своими комментариями.
Прислушайтесь к комментариям и постарайтесь
найти маркер. Затем войдет второй человек.
Его задача такая же — найти маркер. Он
тоже должен сначала начать искать маркер,
а затем услышит комментарии обеих групп.
У третьего будет такая же задача, но, конечно,
маркер во всех трех случаях будет спрятан
в разных местах. Есть ли какие-нибудь
вопросы?
После того, как три участника выйдут из комнаты, тренер формирует две группы из оставшихся участников. Продолжение инструкции. Группа слева будет давать только положительные комментарии, это будут «щипки сверху», например: Только ты мог сразу правильно выбрать направление поиска... Группа справа будет давать только отрицательные комментарии, это будут «щипки снизу», например: —Да, вряд ли ты найдешь маркер, если так неправильно выбираешь направление поиска... |
10 минут |
Теоретический блок «психологическое самбо» | ||||
2. | Бесконечное уточнение | Отработка навыка прояснения позиции нападающего с помощью уточняющих вопросов. | Давайте прочитаем формулировку техники бесконечного уточнения. В этой технике важно действительно стараться прояснить позицию нападающего, а не ответить ему встречным нападением. | 7 минут |
3. | Внешнее согласие | Научиться находить в высказываниях партнера то, с чем можно было бы согласиться. | Сейчас я
буду обращаться к вам с нелепыми
утверждениями и вопросами, а вам нужно
будет со мной соглашаться, что бы я ни
говорила. Постарайтесь найти что-то, с
чем вы могли бы согласиться. Например,
вы можете согласиться с какой-либо частью
высказывания партнера или с тем, что то,
на что он обратил внимание действительно
важно, представляет интерес, заставляет
задуматься, содержит в себе ценное рациональное
зерно, обогащает наше видение проблемы
или даже... соответствует истине.
Однако наш обмен репликами не должен походить на беседу сумасшедших. Например, я говорю: «Как здорово, что все юноши пришли на занятия в африканских костюмах». Если мне ответят: «Да, здорово!», то это будет согласием, но слишком внешним. Если мне скажут: «Да, здорово, что все юноши сегодня пришли», то это будет согласием с частью моего высказывания. Ситуации:
|
7 минут |
4. | Испорченная пластинка | Знакомство с задачей нахождения емкой фразы, содержащей в себе важное сообщение нападающему или манипулятору, которую можно было бы повторить несколько с одной и той же интонацией. | Сейчас нападающий будет обращаться к кому-либо с возмущенной фразой, а задача адресата — найти подходящую фразу, которую можно будет повторить несколько раз, не теряя нити разговора. | 7 минут |
5. | Английский профессор | Отработка навыка корректного выражения сомнения по поводу того, что выполнение предъявленных нам требований не нарушает наших личностных прав. | Сейчас нападающий будет обращаться к кому-либо из участников группы, и задачей адресата будет ответить в технике английского профессора. Очень важно дать ответ действительно «по-английски», то есть вежливо, возможно, с некоторой долей юмора, но непоколебимо твердо. | 7 минут |
Теоретический блок «информационный диалог» | ||||
Ролевая
игра
«почему вы спрашиваете меня об этом именно сейчас» |
Отработка техник
информационного диалога в |
Сейчас мне
понадобятся два добровольца. Один
из них будет исполнять роль манипулятора,
а второй — роль противостоящего.
Задача противостоящего: понять, чего
добивается Манипулятор, и не дать ему
себя использовать.
Задача Манипулятора будет известна только ему одному. Кто хочет участвовать в этом упражнении? Тренер выдает манипулятору карточку с заданием. Примеры: Добиться, чтобы адресат выступил на собрании. Добиться, адресат захотел пойти и купить пирожное. Добиться, адресат снял пиджак. Добиться, адресат вышел из аудитории. |
10 минут | |
Теоретический блок «Конструктивная критика» | ||||
7. | Конструктивная критика | Отработка техник выражения сомнения в целесообразности и цитирования прошлого случая | Объединимся в пары и поработаем с техниками конструктивной критики. Будем использовать две техники: выражения сомнения в целесообразности и цитирования прошлого случая. Сначала предлагаю участникам пары рассказать друг другу о ситуациях, в которых они не смогли противостоять напору манипулятора или варвара. Затем нужно будет выбрать одну из ситуаций и продемонстрировать на ее примере использование техники. При этом тот, кому эта ситуация «принадлежит», играет роль нападающего. | 10 минут |
Теоретический блок «Цивилизованная конфронтация» | ||||
8. | Я-послания | Отработать технику Я-посланий | Потренируемся
передавать друг другу Я-послания.
Я-послание —
это сообщение о наших Ты-послание содержит
в себе негативную оценку другого
человека, часто обвинение. Это может
вызвать сопротивление и Я-послание — это сообщение, информация о наших чувствах. Другой человек, получив это сообщение, не сможет его оспорить, так как это наши чувства. С другой стороны, он не чувствует себя обвиняемым. Он может сам принять решение, как ему поступать «в свете новой информации». Объединимся в пары. Теперь тот, кто сидит слева, совершает какое-либо действие или говорит что-либо тому, кто справа. Второй член пары должен ответить в технике Я-послания. |
7 минут |
9. | Конфронтация | Ознакомление с алгоритмом конфронтации в действии. | Давайте поработаем
над проблемой, которая будет
сейчас озвучена. Манипулятором будет...
Противодействующим будет... (выбор играющих
определяется тренером). Один человек
будет отвечать за фазу Я-посланий, один
человек — за фазу усиления Я-послания,
один — за фазу предложения, один — за
назначение санкций и один — за исполнение
санкций (тренер, распределяя роли, смотрит
на соответствующих участников). Ваша
задача будет напоминать противостоящему,
что ему пора переходить к «вашей» фазе,
и, если противостоящий будет затрудняться
с формулировками, вы должны будете подсказать
ему подходящую формулировку.
Примеры: Подчиненный получил от начальника срочное задание, которое он должен выполнить через 10 минут. Через 5 минут начальник заходит проверить, выполняется ли задание, поскольку у него есть подозрения, что оно не выполняется. Подчиненный и ранее манипулировал начальником. Выясняется, что задание отложено и на этот раз и подчиненный занимается чем-то другим. Строитель поставил одну входную дверь вместо двух и вместо паркета красного дерева березовый паркет. Заказчица выражает ему свои претензии. Манипулятор — строитель; противостоящий — заказчица. |
10 минут |
10. | Обратная связь | Получение обратной связи по результатам проведенного занятия | Друзья, наше занятия
подошло к концу. Прошу вас
высказаться по 2 вопросам:
|
5 минут |
Список литературы:
Информация о работе Тренинг противостояния влиянию и манипуляциям