Тренинг противостояния влиянию и манипуляциям

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 18:32, практическая работа

Описание работы

Цель тренинга: получение навыка противостояния влиянию и манипуляциям.
Задачи тренинга:
1. Изучить правила цивилизованного противостояния и конфронтации.
2. Ознакомиться с алгоритмом противостояния влиянию.
3. Применить на практике техники цивилизованного противостояния.

Работа содержит 1 файл

Тренинг.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     Тренинг противостояния влиянию  и манипуляциям

     Цель  тренинга: получение навыка противостояния влиянию и манипуляциям.

     Задачи  тренинга:

  1. Изучить правила цивилизованного противостояния и конфронтации.
  2. Ознакомиться с алгоритмом противостояния влиянию.
  3. Применить на практике техники цивилизованного противостояния.
 
 
 

    Теоретический материал:

     Правила цивилизованного  противостояния

  1. Противостояние начинается с минимальных средств.
  2. Противостояние прекращается:
  • Либо когда манипулятор переключился на цивилизованное взаимодействие;
  • Либо когда противостоящий адресат влияния принял решение капитулировать.
  1. Переход к более мощным средствам противостояния совершается только в том случае, если манипулятор не реагирует на менее мощные средства. 

     Алгоритм  цивилизованного  противостояния 

  1. Мониторинг эмоций
  • дисбаланс
  • «странность» эмоций
  • Повторяемость эмоций
  • Резкий всплеск эмоций
  1. Психологическое самбо
  1. Информационный диалог
  2. Конструктивная критика
  3. Цивилизованная конфронтация
    Переход к цивилизованному  взаимодействию или к осознанной капитуляции
Разрыв  отношений
 

     Теоретическая основа цивилизованного противостояния: 

     Мониторинг  эмоций 

     Мониторинг  – это сплошное наблюдение явления  в его полной динамике; сканирование, прослеживание. Мониторинг необходим  для того, чтобы выявить ранние признаки начинающейся манипуляции.

     Некоторые изменения в эмоциональном состоянии  адресата являются достоверными признаками того, что манипулятор начал свою «работу» с его эмоциональными струнами.

     К числу таких признаков относятся:

     • дисбаланс – противоречивость, амбивалентность эмоций, например, сочетание гордости и обиды, радости и недоверия, умиления и тревоги, или как выразился один из участников тренинга, «когда одновременно смешно и неприятно», и т.п.;

     • «странность» эмоций, например вспышка ярости в момент обсуждения несущественных подробностей плана действий; безотчетный страх в процессе мирного обсуждения объема будущих поставок и т.п.;

     • Повторяемость эмоций, например систематическое возникновение одних и тех же эмоций при встрече с определенным человеком, чувства вины, профессиональной некомпетентности, унижения, протеста и т.п.;

     • Резкий всплеск эмоций, который не кажется оправданным объективными характеристиками ситуации.

     Дисбаланс эмоций, внутренняя противоречивость нашего эмоционального состояния, может быть следствием применения манипулятором универсального щипка.

     «Странность»  эмоций также объясняется тем, что  задета одна или несколько наших  чувствительных струн, причем столь  искусно, что нам даже не удалось  заметить, когда и как это было сделано.

     Повторяемость эмоций может свидетельствовать  о том, что данный манипулятор  постоянно играет на одной и той  же нашей струне, которая с готовностью  начинает звучать при его появлении.

     Резкий  всплеск эмоций– это, пожалуй, самая  важная характеристика, которая должна быть проанализирована в первую очередь. Однако парадокс состоит в том, что при возникновении интенсивной реакции мы забываем о мониторинге. Поэтому тот индикатор, который легче всего заметить, оказывается самым трудным для практического применения. Вместо того, чтобы использовать собственную эмоцию как важный информационный сигнал, мы отдаемся во власть этой эмоции.

     САМОНАБЛЮДЕНИЕ  СНИЖАЕТ ИНТЕНСИВНОСТЬ ЧУВСТВА 

     Психологическое самбо 

     Задача  техник психологического самбо —  предохранить себя от разрушительных последствий варварского нападения и манипуляции, помочь самому себе справиться с ошеломленностью, смятением, эмоциональной бурей в душе. Техники самбо позволяют выиграть время, нужное для того, чтобы вновь обрести самоконтроль и восстановить свои способности к функционированию в интеллектуальном пласте взаимодействия с партнером.

     Мы  говорим о самообороне, а не о  самозащите, поскольку между этими  понятиями могут быть выделены по крайней мере три важнейших различия:

     1. Защищают обычно слабого, а обороняться может и сильный, если на него напали.

     2. Защищаться можно на любой  территории, в то время как  обороняются на собственной земле.

     3. Лучший способ защиты — встречное  нападение, обороны — преобразование материала и формы нападения в новый материал и новую форму для эмоциональной нейтрализации ситуации.

     Психологическое самбо требует:

     а) использования четких речевых формул;

     б) правильно подобранной интонации  — например, спокойной, холодной, задумчивой, веселой или грустной;

     в) основательности в ответе, которая достигается:

     * выдерживанием паузы перед ответом;

     * неторопливостью ответа;

     * обращенностью ответа в пространство  более глубокое и обширное, нежели то, которое представляет собой непосредственная зона столкновения.

     * Пауза большинством нападающих воспринимается как признак силы, если, конечно, адресат молчит не потому, что «потерял дар речи». Пауза должна сопровождаться задумчивым выражением лица и внимательным (даже до некоторой пристальности) взглядом в лицо собеседнику. 

Название  техники Авторы техник Определения и  примеры техник
Техника бесконечного уточнения Цзен Н. В., Пахомов  Ю. В., 1985 Подробное и  точное прояснение того, что является мишенью нападающего или манипулятора

М. Вечно  ты криво завязываешь галстук! Когда  наконец научишься?

А. Чтобы  бы вы посоветовали изменить?

Техника внешнего согласия, или наведения  тумана Cotler S. C., Guerra J. J., 1976 Выражение согласия с какой-либо частью высказывания партнера или с тем, что то, на что он обратил внимание, действительно  важно, представляет интерес, заставляет задуматься, содержит в себе ценное рациональное зерно, обогащает наше видение проблемы или даже…соответствует истине.

М. Ты в  джинсах выглядишь ужасно!

А. Возможно, ты и права.

Техника испорченной пластинки Fry L., 1983 Многократное  повторение одной и той же емкой  фразы, содержащей в себе важное сообщение  нападающему или манипулятору, всякий раз с одной и той же интонацией.

М. Я  думал, ты лучше меня сможешь понять…

А. Я  готов еще раз тебя выслушать.

М. Что  толку говорить, если ты не понимаешь элементарных вещей.

А. Я  готов еще раз тебя выслушать.

М. Может  быть, ты просто не хочешь меня понять?

А. Я  готов еще раз тебя выслушать.

Техника английского профессора Сидоренко Е. В., 1996 Корректное  выражение сомнения по поводу того, что выполнение чьих-либо требований действительно не нарушает личных прав адресата.

М. Вы не могли бы говорить помедленнее и  более короткими фразами, чтобы  я могла переводить более точно?

А. Боюсь, что нет… Видите ли, быстро и длинными фразами – это часть моей личности.

 

     Информационный  диалог 

     Информационный  диалог — прояснение позиции партнера и собственной позиции путем  обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями.

     Эмоциональные подтексты игнорируются. В каждом обращении партнера отыскивается та суть, которая имеет отношение к обсуждаемому делу, все остальное опускается.

     Вопросы, направленные на прояснение сути дела:

     «Что  вы имеете в виду, когда говорите о...» 

     «Какие  факты (условия, ограничения, преимущества и т. п.) вы имеете в виду?»

     «Что  следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?» 

       Вопросы, направленные на прояснение  целей манипулятора:

     «Почему вы спрашиваете у меня об этом именно сейчас?»

     «О  чем в действительности ты хочешь меня попросить?» 

     «Что  ты хочешь этим сказать?» 

     Ответы  и сообщения:

     «Да, эта работа не была закончена в  срок».

     «Это  было мое решение».

     Предложения по существу дела:

     «Предлагаю  согласовать наши подходы до начала переговоров».

     «Не могли бы вы пояснить некоторые детали?»  и т. п.

     Предложения ограничить область обсуждения:

     «Предлагаю  вернуться к существу дела».

     «Предлагаю  избегать личных комментариев в нашем  обсуждении».  

     Конструктивная  критика 

     Конструктивная  критика — это подкрепленное  фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.

     Общие характеристики:

     Фактологичность: оцениваются возможности, факты, события, и их последствия, а не личности.

     Корректность: допускаются только парламентские  выражения.

     Бесстрастность: анализ и оценка производится «без эмоций», отстранение, безо всякой личностной вовлеченности, повышения голоса и т. п.

     Техники конструктивной критики 

     Выражение сомнения в целесообразности

     Цитирование прошлого случая: Ссылка на аналогичные  события, ситуации и решения с описанием тех неблагоприятных последствий, к которым они привели. 

     Цивилизованная  конфронтация 

     Конфронтация  — это самое мощное средство противостояния нападению и манипуляции. Клод Стейнер рассматривал конфронтацию как противопоставление собственного силового маневра силовой игре партнера с целью заставить его считаться с нами, перестать нас игнорировать. Этот способ является оправданным в тех случаях, когда инициатор влияния использует такие неконструктивные способы воздействия, как манипуляция, деструктивная критика, игнорирование или принуждение.

     Несмотря  на то, что конфронтация — это  противостояние, она может быть, по выражению А. Бека, «удобной». Она означает, что «нам не все равно». «Вступая в конфронтацию, мы предлагаем другому человеку и самим себе возможность изменить, улучшить наши взаимоотношения, в то же время уважая свою собственную потребность выражать дискомфорт».

     По  А. Беку, для того, чтобы решить, вступать ли в конфронтацию, нужно сначала  ответить себе на несколько вопросов.

  1. Честно оцените ситуацию, в которой вы находитесь.
  2. Определите, имеют ли ваши действия или бездействие желаемый эффект.
  3. Изучите, чего вы хотите от человека или ситуации и что мешает вам этого достичь.
  4. Далее рассмотрите возможные результаты действий. Каковы наилучшие и наихудшие возможные последствия?
  5. Ответы на эти вопросы могут привести вас к конфронтации с другим человеком, к принятию его (ее) поведения или разрыву отношений.

     Если  принято решение вступить в конфронтацию, необходимо быть последовательным и  готовым идти до конца. Конфронтация может быть эффективной, только если реализована каждая из необходимых  ее фаз. 
 
 
 
 
 
 

     Алгоритм  конфронтации: 

Фазы конфронтации
  1. Я-послание
  2. Усиление Я-послания
  3. Пожелание
  4. Назначение санкций
  5. Реализация санкций
     Переход к цивилизованному

     взаимодействию  или к

     осознанной

     капитуляции

     Разрыв  отношений

Информация о работе Тренинг противостояния влиянию и манипуляциям