Трансгенерационная семейная терапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 00:32, реферат

Описание работы

Термин трансгенерационная семейная психотерапия объединяет несколько теоретических и практических подходов, общим для которых является учет семейной динамики на протяжении ряда поколений, а также опора на психоанализ. Это вовсе не означает, что другие психотерапевтические школы совершенно не уделяют внимания семейной динамике в поколениях или сторонники данного направления не заимствуют из других подходов теоретические концепции и технические приемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические конструкты и основная идея
2. Прошлое активно присутствует в текущих семейных отношениях.
2.1. Объектные отношения
2.2 Межпоколенческая семейная терапия по Джеймсу Л. Фрамо
2.3. Лояльность семейным традициям
3. Эволюция эмоций и разума
3.1. Дифференциация
3.2. Триангуляция
3.3. Семейный проективный процесс
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Работа содержит 1 файл

Трансгенерационная семейная психотерапия.doc

— 106.50 Кб (Скачать)
Критические замечания

На основании  теорий, согласно которым скрытые  силы, действие которых охватывает не одно поколение, оказывают решающее влияние на теперешние отношения  человека с самим собой и своими близкими, я разработал метод прямого  участия членов семей клиентов в  работе с индивидами, супружескими парами и семьями, позволяющий отнести проблемы к тому периоду времени, когда они возникли.

Психотерапия  с участием членов родительских семей клиентов может считаться аналогом серьезной хирургической операции. Как и при всякой серьезной хирургической операции, здесь возможны побочные эффекты и трудности. Сессии с участием взрослых детей (включая братьев и сестер клиента) и их родителей часто оказывают очень сильное воздействие, вызывают беспокойство у клиентов и проходят весьма интенсивно. Мы имеем дело с тайнами, обидами или гневом, связанными давним отвержением или недостаточным вниманием, неосуществленными желаниями и взаимным непониманием и, наконец, с прощением, когда находят выражение позитивные чувства. Риск, связанный с проведением таких сессий, заключается в том, что члены семьи теряют душевное равновесие, сталкиваясь с правдой, которая долгое время замалчивалась, и существуют опасения, что в семье произойдет раскол. Возникает вопрос: для чего вообще нужны такие сессии с участием членов семей клиентов? Вот ответ: большая часть опасений никогда не подтверждается, а польза от таких сессий велика. Родители начинают воспринимать своих детей как взрослых, а взрослые дети узнают своих родителей как живых людей, а не исполнителей определенных ролей. Взрослые дети приходят к пониманию того, что их родители сделали максимум возможного в тех ситуациях, с которыми имели дело.

Старые семейные конфликты и распри выносятся на обсуждение и устраняются. Потери и травмы прошлого впервые могут открыто обсуждаться. Появляется возможность эффективно справляться с печалью, возникшей в далеком прошлом. После этих сессий члены семьи часто сообщают, что теперь они чувствуют себя более здоровыми и адекватными; психологические симптомы нередко исчезают. Улучшение отношений в "расширенных" семьях обычно имеет многочисленные последствия: устраняется изоляция кого-то из членов семьи, улучшаются отношения между братьями и сестрами, в разъединенных семьях отношения становятся более близкими, "слипшиеся" семьи становятся более дифференцированными. Решение важных вопросов с родителями, братьями и сестрами высвобождает психическую энергию, которую индивид может "инвестировать" в себя, в своего партнера, своих детей, результатом чего бывает менее патологическое использование проективной идентификации.

Интервенция с  участием родительской семьи клиента  — это не рутинная процедура, не законченная форма психотерапии и не "метод на все случаи", который может быть использован во всех или в большинстве клинических ситуаций. Это в высшей степени специализированная процедура, оказывающая очень сильное действие, когда ее применяют в интеграции с другими формами психотерапии. Можно делать предположения о том, уменьшается ли продолжительность всех видов психотерапии, если в их контексте в уместные моменты проводить сессии с участием членов родительской семьи. Подобная процедура особенно полезна в следующих ситуациях:

  • индивид оказывается не в состоянии установить какие-либо отношения, не обсудив предварительно эти вопросы с одним из родителей, братом или сестрой;
  • родители подвергались в детстве абъюзу и в настоящее время испытывают опасения, что повторят подобный паттерн по отношению к своим собственным детям;
  • налицо негативные последствия развода родителей индивида, происшедшего в прошлом;
  • в случаях разъединенных семей с историей "отрезанных ломтей";
  • в случаях взрослых детей, желающих прийти к согласию со своими родителями, прежде чем те умрут;
  • взрослые не способны установить дающие удовлетворение близкие отношения;
  • в случаях семей с вторгающимися матерями и дистанцированными отцами, а также в ряде других случаев.

Многие из проблем  наших отношений с другими  своими корнями уходят в наши узы и в нашу скрытую лояльность по отношению к людям, которые сформировали нашу жизнь. Необходимо позволить себе простить старые обиды и старую боль. Необходимо знать тех людей, которые так или иначе всегда будут жить внутри нас, и пусть эти люди знают нас.  

    1. Лояльность  семейным традициям

Прошлое оказывает  влияние на настоящее через лояльность семейным традициям. Лояльность индивида по отношению к родительской семье  – это нечто большее, нежели чувство  признательности родителям за свое воспитание или желание вернуть им некий долг. Не следует забывать о многочисленных проявлениях скрытой лояльности, династических ожиданиях и неразрешенных конфликтах в ряду поколений.

Лояльности семейным традициям присущи некоторые  деструктивные проявления. Вместе с  тем, именно лояльность объединяет членов семьи, заставляет проявлять альтруизм, дает надежду на будущее. Формула "отдать, чтобы получить" непосредственно применима к жизни семьи на протяжении рада поколений. Несмотря на то, что молодые родители, помогающие ребенку сделать первые шаги, не получают за это немедленной отдачи, все это находит свое отражение в системе семейной лояльности. Молодые родители "компенсируют" собственным родительским семьям за их жертвы, открывая тем самым "кредит" своему ребенку. Именно в семье люди учатся отдавать и получать, узнают о грузе обязательств, "долге" в случае принятия дара. В некоторых семьях этот "долг" небольшой и плата по нему (частичной утратой своей автономии) также мала. В других "долг" одного поколения другому очень велик, а значит, велика и плата, существенно ограничивающая автономию индивида.

Что же определяет различия между семьями в континууме "отдачи и получения"? почему эмоциональная  отдача в одной семье имеет  такую высокую цену и почему эта  цена неодинакова для членов одной и той же семьи? Семейные психотерапевты трансгенерационного направления, в частности Мюррей Боуэн, задали себе эти вопросы. Далее приведены некоторые ответы на них.   

  1. Эволюция  эмоций и разума

На одном полюсе континуума, о котором идет речь, эмоциональная отдача, или забота, предоставляется без заманивания потребителя этой заботы в ловушку. На другом полюсе потребитель заботы ощущает себя погребенным под ее грузом. На протяжении континуума меняется соотношение между индивидуальностью и сплоченностью в семьях. Сторонники других подходов к семейной психотерапии формулируют эту концепцию сходным образом: так, Минухин назвал ее матрицей идентичности. Для того, чтобы получить предстваление о взглядах семейных психотерапевтов трансгенерационного направления, целесообразно рассмотреть три связанные между собой концепции Мюррея Боуэна, а именно:

  1. Дифференциацию;
  2. Триангуляцию;
  3. Семейный проективный процесс.
 

 

3.1. Дифференциация

Получив базовую  подготовку как психоаналитик, М.Боуэн  работал над созданием теории возникновения эмоциональных расстройств, которая не противоречила бы другим наукам. Боуэн высказал предположение о том, что эмоциональные расстройства являются побочным продуктом человеческой эволюции. Он развивал идею о том, что человек имеет две системы функционирования: эмоциональную систему, общую с низшими представителями животного мира, и мыслительную систему, разум, кору головного мозга, которая появилась, по эволюционным меркам, сравнительно недавно. Чем более слиты, или менее дифференцированы, эти системы, тем более индивид склонен реагировать на импульсы, исходящие от системы эмоций. При возникновении тревоги эти две системы сливаются, утрачивая способность к раздельному функционированию. Фразы типа "его мысли перенасыщены эмоциями" или "она не способна ясно мыслить" выражают обывательское восприятие человека, прибегающего скорее к эмоциям, нежели к доводам разума.

Степенью дифференциации мыслительной системы и системы  эмоций определяется способность индивида к сохранению собственного "Я" в отношениях с другими людьми. Чем дальше мысли отстоят от чувств, тем с большей вероятностью индивид сумеет сохранить свое "Я" в близких отношениях. Люди вступают в брак с приблизительно одинаковым соотношением способностей реагировать на уровне эмоций или разума.

Кажущиеся различия в дифференциации этих способностей обычно объясняются различными стилями совладания с эмоциями. Один из партнеров может выглядеть более сдержанным только потому, что склонен к интеллектуализации своих эмоций. Кроме того, каждый супруг имеет определенный уровень дифференциации своего "Я", то есть ощущение того, где заканчиваются ценности и установки супруга и начинаются его собственные ценности и установки. Теоретически пары могут варьироваться от не имеющих своего "Я" (склонных к эмоциональному реагированию) до обладающих развитым "Я" (способных рассуждать). Поскольку большинство пар находятся где-то посередине между этими двумя крайностями, все они испытывают определенное эмоциональное напряжение. В диадических взаимоотношениях с неизбежностью возникает конфликт, когда один партнер эмоционально реагирует на ответы второго до тех пор, пока не возникнет угроза для отношений (или для одного из участников). В этот момент в диадическую борьбу вводится третье лицо или нечто другое (например, алкоголь или работа) с целью ослабить напряжение, что ведет к возникновению треугольника.  

    1. Триангуляция

Классическим  примером триангуляции является бедственное  положение несчастной Этель Мерц в старом шоу "Я люблю Люси". В каждом эпизоде она произносила  стандартную фразу "О, нет, Люси, не заставляй меня участвовать в очередном безумном проекте только потому, что Рики никогда на это не согласится!" Ну, конечно же, она неизменно попадала в "треугольник отношений". В реальной жизни все выглядит далеко не так забавно для членов семьи с низкой дифференциацией и постоянной потребностью разряжать напряжение на других. "Треугольники отношений" неизбежно возникают в том случае, когда пара отличается чрезмерно низкой дифференциацией эмоций и разума и нуждается в том, чтобы смягчать конфликты и избавляться от лишнего напряжения за счет третьего лица. "Треугольники" не обязательно свидетельствуют о патологии – любые отношения между людьми могут рассматриваться как потенциальные источники их формирования.

В семьях с высокой  дифференциацией и низким уровнем тревоги смягчение стресса происходит практически без ущерба для индивидуальности каждого. Члены семьи просто перераспределяют обязанности в зависимости от того, какая перед ними стоит проблема и кому в данный момент труднее всего. Напротив, в семьях с низкой дифференциацией и высоким уровнем тревоги эмоциональная реактивность проявляется в образовании множества связанных между собой "треугольников отношений". Например, при рождении ребенка триангуляция происходит автоматически. Вновь образованный "треугольник" (отец-мать-ребенок) оказывает воздействие на уже существующие. Предположим, что до рождения ребенка конфликт между супругами иногда настолько обострялся, что жена вовлекала в "треугольник отношений" свою мать (например, обсуждала с ней суть разногласий). Несмотря на то, что вовлечение матери смягчало напряжение, муж ощущал себя отстраненным от семьи. Эта триангуляция удовлетворяла потребность матери, позволяя ей разряжать на дочери напряжение, возникшее в собственных отношениях. Можно только гадать, насколько сильна была лояльность семейным традициям в данном примере. Рождение ребенка порождает у мужа желание вернуться в семью, чтобы заботиться о ребенке. Одним из способов является попытка вывести тещу за пределы нуклеарной семьи. Если это удается, то теща отныне вынуждена сама справляться с напряжением, возникающим в собственных супружеских отношениях. При условии высокой дифференциации в ряду поколений, "треугольник" представителей старшего поколения сможет подыскать другой объект для разрядки напряжения. Одним из возможных вариантов является "игра на троих с открытыми картами" – то есть муж вступает в борьбу с тещей за место в семейном кругу рядом с женой/дочерью. В этот конфликт с большой вероятностью будут вовлечены и другие люди, а также работа и здоровье.

Описанный пример доказывает то, что уровни дифференциации переходят через границы между  поколениями.  

3.3. Семейный проективный  процесс

Термин семейный проективный процесс свидетельствует  о том, что, согласно наблюдениям, уровень дифференциации у детей, как правило, соответствует уровню дифференциации их родителей. Тем не менее у разных детей дифференциация выражена в разной степени. Если уровень дифференциации у одного из детей высок (что проявляется в хорошо сформированном "Я" и низкой эмоциональной реактивности), то его брат или сестра могут иметь низкий уровень дифференциации (то есть слабое "Я" и высокую эмоциональную реактивность). Такая вариабельность обусловлена тем, что родители склонны разряжать напряжение преимущественно на одном из детей. Имеется ввиду, что родители проецируют собственные эмоциональные конфликты на ребенка и пытаются его контролировать.

Семейные психотерапевты трансгенерационного направления  считают, что прошлые взаимоотношения  оказывают влияние на текущую семейную динамику. Предполагается, что наше мышление столь подвержено влиянию прошлого потому, что как вид мы сравнительно недавно обрели способность разумно мыслить, не взирая на эмоции. Зачастую поведение предопределяется эмоциональным зарядом прошлых переживаний, а не тем, что представляется разумным в настоящем. Текущие близкие отношения становятся для обоих партнеров ареной для проработки прошлых взаимодействий. Этот сложный процесс прерывается при возникновении конфликта, напряжения или стресса. Тогда, с целью разрядить напряжение, в процесс вовлекаются другие люди. Спроецированный семейный стресс служит контекстом для будущих объектных отношений и, пересекая границы между поколениями, передается в виде своеобразного "приданого" или "наследства".          
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:  

1. "Психотерапия  — что это? Современные представления"/Под  ред. Дж.К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. Л.С. Каганова. —  М.: Независимая фирма "Класс", 2000.

2. Алешина Ю. "Индивидуальное и семейное психологическое консультирование". – М., 1999.

3. Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Психология и психотерапия  семьи. С-Пб, 1999.

4. С. Минухин,  Ч. Фишман. Техники семейной терапии.  М, 1998.

Информация о работе Трансгенерационная семейная терапия