Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 12:00, дипломная работа
Цель проводимого исследования заключается в изучении содержательных, структурно-динамических характеристик межличностных отношений осужденных и разработке научно обоснованных рекомендаций по профилактике явлений, осложняющих оперативную обстановку в стенах пенитенциарных учреждений. Объектом исследования являются формально-организованные и неформальные (неофициальные) малые группы различной направленности, функционирующие в исправительных учреждениях различных видов режима.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях проблема криминальной (тюремной) субкультуры «другой жизни» в пенитенциарных учреждениях приобретает особую актуальность в связи с ростом общей и организованной преступности, а также коренным изменением ее характера и структуры. Она принимает все более организованные формы, профессионализируется, срастается с мафиозными структурами, международной преступностью. Основанные на ней нормы, ценности, традиции и межгрупповые отношения находят все большее распространение в местах лишения свободы, оказывая криминальное воздействие на лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях.
Знание тюремной субкультуры «другой жизни» необходимо для более глубокого понимания механизмов и закономерностей ее проявления в среде осужденных и, следовательно, для выбора эффективных путей предупреждения криминализации преступников. Так как ценности криминальной субкультуры выступают реальным стимулом поведения личности и группы, а сама криминальная (тюремная) субкультура является духовной и материальной основой существования и деятельности преступного мира, живущего по своим законам, актуальность изучения данного явления приобретает особую значимость.
Под тюремной субкультурой понимается совокупность духовных и моральных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих неофициальную жизнь осужденных в местах лишения свободы. В широком смысле под этой субкультурой следует понимать все социально-психологические характеристики антиобщественного поведения личности и групп. В узком смысле – это законы, характеризующие тюремное сообщество.
Тюремную субкультуру характеризуют, во-первых, скрытый, тайный характер, во-вторых, наличие носителей в виде неформальных малых групп отрицательной направленности, в-третьих, негативная позиция к официально установленным правилам, требованиям, в-четвертых, наличие определенных атрибутов, символов, условностей, обязательных для выполнения, в-пятых, стратификация.
В механизме асоциальной субкультуры действуют, по мнению И.П. Башкатова, два взаимодополняющих механизма воздействия на личность осужденного и статус:
а) механизм самоутверждения и поиск способов психологической защиты личности в новой среде, в том числе от требований администрации;
б) механизм взаимной агрессии членов сообщества, взаимного наказания и притеснения ради собственного удовлетворения.
Факторами, определяющими статус личности в системе асоциальной субкультуры, является жизненный опыт или бывалость, стаж преступной деятельности, количество судимостей, срок лишения свободы, соответствующие статьи.
Социальный вред тюремной субкультуры заключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулирует правонарушения, является механизмом воспроизводства и распространения не только в исправительных учреждениях, но и за их пределами. А.И. Ушатиков в монографии «Психология тюремной среды» отмечает: субкультура привлекательна потому, что:
Ценности тюремной субкультуры являются важными регуляторами индивидуального поведения осужденных, обладают высокой степенью референтности для личности в силу действия механизмов подражания, особенно прессинга, постоянно создающих для осужденных ситуации фрустрации и психической травмы. Польский исследователь Б. Холыст считает, что «другая жизнь» возникает в местах лишения свободы в связи с коллизией между моральными ценностями, которые признаются администрацией учреждения и ценностями, признаваемыми частью содержащихся в этих учреждениях осужденных, чаще всего объединяющихся в малых группах.
Социально-психологические особенности образования и функционирования неформальных малых групп оказывают влияние на образ жизни и деятельности осужденных не только в стенах исправительного учреждения (ИУ), но и за его пределами.
Признавая специфику условий и видов изоляции, определяющих поведение личности, отличными от соответствующих параметров жизнедеятельности человека на свободе, мы должны признать и специфику их восприятия в сознании осужденных, детерминирующих, в частности, сферу непосредственного общения и взаимодействия. Эта специфика влияет как на психические состояния, так и на протекание социально- психологических процессов в их среде.
Таким образом, в условиях исправительного учреждения любого вида, наряду с правовыми, моральными, этическими ценностями и правилами поведения активно развиваются ориентации, взаимоотношения и представления прямо противоположные тем, которые признает общество и символами которых служит просоциальное поведение. Одни и те же формально организованные, а также стихийно возникающие группы составляют единую микросоциальную среду (субкультуру) ИУ, выполняют различные функции являются носителями полярных ценностей. В соответствии с этим протекают и формы взаимодействия осужденных, преобладающей чертой которых выступает неформальность отношений между ними.
Казалось бы, можно с уверенностью полагать, что по мере реформирования деятельности исправительных учреждений, например, отказа от жестких авторитарных методов и перехода к более гуманному обращению с осужденными, их субкультура также подвергнется неизбежной трансформации к более благоприятной перспективе. С этой точки зрения, осужденные будут становится все более социализированными и менее оппозиционными к воспитательным программам и пенитенциарным работникам.
Однако, несмотря на определенные позитивные процессы, затрагивающие те или иные стороны деятельности по исполнению наказаний, у нас нет надежных оснований для оптимистического прогноза относительно улучшения социально-психологической ситуации в стенах пенитенциарных учреждений. Скорее, напротив, в последнее время отмечается тенденция нарастания негативного влияния неформальных групп и их лидеров, особенно асоциальной направленности на состояние психологического климата и правопорядка в среде осужденных.
Принимая во внимание указанные положения, в числе приоритетных направлений, требующих привлечения научных, материальных и финансовых ресурсов, предлагается разработка социально-психологических проблем обеспечения процесса ресоциализации преступников. С точки зрения предмета настоящего исследования, этот подход диктуется, прежде всего, объективными потребностями пенитенциарной практики в научно обоснованном и эффективном управлении процессами взаимодействия, как на уровне малых групп, так и сообщества осужденных в целом.
Обращение к отечественным и зарубежным публикациям по теме исследования показывает, что в настоящее время имеется немало пробелов в конструктивном знании процессов, протекающих в среде осужденных, особенно по вопросам неформального внутри- и межгруппового взаимодействия. Информация, которой мы сегодня располагаем, с точки зрения ее качества и возможности изучения социально-психологических явлений в стенах исправительных учреждений, носит узко тематический, фрагментарный характер. В немногочисленных работах акцент делается на криминологические и социологические подходы, объясняющие влияние отдельных элементов изоляции на поведение осужденных и возникновение тех или иных психических состояний. Подробно раскрываются личностные черты отбывающих наказание за различные виды преступных действий. Предпринимаются попытки осмысления динамических характеристик малых групп, например, феноменов лидерства, конфликта и др.
Таким образом, исходя из анализа имеющихся публикаций, можно утверждать, что до недавнего времени вопрос о системном изучении социально-психологических особенностей неформального взаимодействия осужденных как особой предметной области уголовно-исполнительного права и пенитенциарной психологии самостоятельно не рассматривался. Это объясняется следующими группами причин.
Первая группа причин обусловлена тем, что многие явления субкультурного характера в недалеком прошлом вовсе игнорировались или рассматривались в рамках смежных по отношению к пенитенциарной психологии дисциплинах: криминологии, социологии, социальной педагогике.
Вторая группа сопряжена с трудностями на путях нахождения адекватных методов получения надежной социально-психологической информации об осужденных. Несмотря на то, что в рамках психологической науки накоплен богатый арсенал изучения личностных свойств и групповых параметров, практические психологи испытывают острый недостаток в адекватных методиках, позволяющих выявить, объяснить и корректировать реальные явления и процессы в условиях изоляции от общества.
Вполне естественно, что обозначенные проблемы имеют важное теоретическое значение. Исследование сферы внутри- и межгрупповых отношений в условиях изоляции расширяет границы научного осмысления психологических, криминологических и социальных явлений отклоняющегося поведения личности, углубляет понимание природы воздействия различных факторов изоляции с точки зрения нахождения оптимальных способов коррекции нежелательных личностных свойств, групповых характеристик и профилактики деструктивных форм поведения.
Исходными методологическими установками исследования обозначенных проблем могут служить ключевые психологические положения, согласно которым смысл взаимодействия осужденных наиболее полно раскрывается при условии их включенности в некоторые виды деятельности. Исходя из этого, выделяются следующие уровни анализа. На первом уровне рассматривается как специфическая форма организации совместной деятельности осужденных и персонала ИУ, предназначенной для реализации задач, стоящих перед пенитенциарным учреждением. В данном случае производственная, учебная, воспитательная деятельность, а также поддержание функций режима выступают в качестве детерминирующих факторов развития системы формально организованного взаимодействия осужденных.
Помимо этих взаимоотношений, в наибольшей степени поддающихся планируемому и контролируемому влиянию со стороны сотрудников, существуют и другая скрытая и спонтанно возникающая специфическая форма внутри- и межгрупповой активности. Ее можно обозначить как неформальный или неофициальный уровень взаимодействия, который протекает в рамках асоциальной субкультуры ИУ. Социально-психологические процессы на этом уровне как бы выпадают из рамок нормативно-правового регулирования со стороны основных субъектов исправительного воздействия. Они образуются и развиваются на основе психологических механизмов взаимного притяжения и отталкивания осужденных, сходстве и различии и ценностных ориентаций, потребностей и интересов и др.
Поскольку сегодня имеется острый дефицит психологических знаний по вышеназванным проблемам, представляется вполне логичным основной упор в настоящем исследовании сосредоточить на разработке адекватных методических процедур и получении материалов, позволяющих не только глубже проникнуть в психологию взаимоотношений осужденных, но и предложить профессиональным работникам научно обоснованные рекомендации по прогнозированию, профилактике и коррекции деструктивных форм индивидуального и группового поведения.
Цель проводимого исследования
заключается в изучении содержательных,
структурно-динамических характеристик
межличностных отношений
Объектом исследования являются формально-организованные и неформальные (неофициальные) малые группы различной направленности, функционирующие в исправительных учреждениях различных видов режима.
Предметом исследования выступают особенности внутри- и межгрупповых взаимоотношений осужденных, складывающиеся в микросоциальной среде пенитенциарных учреждений, а также факторы и условия, влияющие на их формирование и развитие.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи: