Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:59, контрольная работа
Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со времен Платона и Аристотеля. Актуальность темы на рубеже XX и XXI веков обусловлена колоссальными изменениями, которые испытывает российская семья – историческое образование, оказывающее влияние на все сферы общественной жизни. Семья есть важнейший институт социализации личности, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Типы семейных укладов, наиболее распространенные в современной России……………………………………………………………………………...5
2. Основные особенности брака в европейской культуре…………………….10
3. Основные задачи, стоящие перед семьей с ребенком-дошкольником…….14
Список литературы………………………………………………………………19
восхищения и умиления. Дети в таких семьях несамостоятельны, пассивны. У них часто выражена потребность быть признанными вне семьи, что ведет к
демонстративности поведения.
Критичное осознание
Семья-маскарад. Для подобного
типа семьи свойственна
2. Основные особенности брака в европейской культуре
(сравнительный анализ)
В современной российской семье (преимущественно городской, ибо горожане составляют 85% населения страны) продолжает сохраняться прочная связь поколений. Нередко три поколения одной семьи (поколение дедов, поколение отцов, поколение детей) живут вместе. Взрослые дети, начавшие самостоятельную жизнь, могут жить и живут отдельно, но не отрываются от родителей до степени полного отчуждения. У нас принято заботиться друг о друге, часто встречаться и общаться, принимать участие в семейных делах, помогать и поддерживать материально, причем в обе стороны, взаимно – родители поддерживают детей, дети поддерживают родителей. У нас принято способствовать детям в жизненном продвижении, ходатайствовать за них, устраивать их служебные дела, помогать делать карьеру. У нас принято заботиться о внуках, уходить с работы и оформлять пенсию только для того, чтобы быть с внуками и присматривать за ними, пока их родители работают и обеспечивают себе будущее. Весь этот уклад считается у нас само собой разумеющимся, привычным, нормальным – так было всегда, разве может быть как-то иначе? Даже российские законы соответствуют этому укладу. Обязанность содержать нетрудоспособных родителей закон возлагает на детей. Дети у нас всегда являются равноправными наследниками имущества и недвижимости родителей, редко кому приходит в голову составлять завещание так, чтобы наследство досталось детям не в равных долях. У нас отсутствует такая правовая норма, как возможность юридического отречения родителей от детей и детей от родителей (лишение по суду родительских прав за неисполнение родительских обязанностей – это совсем другое дело). Иностранцев часто удивляет, что термины семейно-кровного родства ("дядя", "тетя", "мать", "отец", "сынок", "дочка") у нас используются как обращения друг к другу незнакомых людей.
Европейский закон и традиция устанавливают, что совершеннолетние (достигшие 21 года, возраста гражданской и политической зрелости) обязаны заботиться о себе сами и уже не могут рассчитывать на безоговорочную и бескорыстную помощь родителей во всех своих делах и начинаниях. Там принят гораздо более формальный уровень общения взрослых детей и родителей. То есть проявлять родственные чувства и поддерживать близкое общение никому не запрещается, но и не предписывается. Бабушка и дедушка, нянчащие внуков, – там явление крайне редкое. Зато родители, при живых детях ушедшие в пансион для пенсионеров и престарелых – явление нормальное (скажем честно, уровень жизни и личные пенсионные накопления граждан западных стран позволяют им жить в этих "домах престарелых" вполне комфортно, чем мы в России пока похвастаться не можем). Личное общение с родителями детей, покинувших родительский дом, может происходить один-два раза в году по праздникам или иным поводам, но может и не иметь места годами – если нет времени или серьезных причин повидаться. Если совершеннолетнее дитя ведет праздно-бездельный образ жизни и не желает само себя содержать – то родители имеют право на законных основаниях вообще отказать такому дитяти в поддержке и попросту выставить его из дома. Молодой англичанин или американец, не достигший 21 года, вправе самостоятельно решать вопрос своей личной жизни – родители не могут запретить ему обзавестись семьей; но поддерживать его семью материально они не обязаны ни по закону, ни по традиции, и могут даже по своему произволу лишить его наследства. А молодой француз, не достигший 21 года и решивший жениться, формально обязан известить об этом родителей и получить их согласие (тоже в общем формальное, но все же согласие) – зато родители не имеют права лишить его наследства, закон этого не позволяет.
Таким образом, внутрисемейные отношения в России отличаются человечностью и неформальностью; внутрисемейные отношения в странах Запада более формальны и юридичны.
Так что же предпочтительнее,
какой уклад лучше?
Русская человечность и неформальность
в семейных отношениях очень часто выходят
боком. Родительская любовь к детям, даже взрослым, часто порождает
иждивенческие настроения, не воспитывает
самостоятельность, укрепляет привычку
всегда надеяться на "тыл" и перекладывать
на родителей те обязанности и заботы,
которые взрослый дееспособный человек
должен нести и выполнять сам. Недаром
же бытует иронически-печальная шутка:
"Родители обязаны содержать своих
детей до достижения детьми пенсионного
возраста" - она возникла не на пустом
месте. И унылое зрелище – взрослый здоровый
детина, преспокойно живущий на пенсию
старенькой мамы, да еще, не дай Бог, продолжающей
работать, чтобы дитятко ни в чем не нуждалось,
- можно видеть достаточно часто.
Западные формальность и юридизм семейного
уклада, напротив, очень хорошо воспитывают
в людях эту самую самостоятельность и
независимость, но ведут к душевному очерствению,
отчуждению, распаду семейных связей,
к полной формализации внутрисемейных
отношений. Мощная система юридической
защиты прав западного человека делает
его неуязвимым, со всех сторон прикрытым.
Жесткий социально-экономический уклад
требует от него много и хорошо работать
с полной отдачей сил. Внешним проявлением
всего этого являются высокий уровень
жизни и личная свобода – такой человек
полон чувства собственного достоинства,
независим и прагматичен. А внутри себя,
наедине с собой, там, где все эти качества
не действуют, он может оставаться очень
одиноким, ущербным, страдающим и по-детски
мечтающим уткнуться в мамино плечо.
Недаром же в процветающем западном обществе так распространены службы антикризисной психологической помощи и всевозможные "центры по преодолению одиночества" – едва ли они были бы нужны, если бы все обстояло так безупречно, как выглядит внешне.
Семейный уклад меняется эволюционно, постепенно, на протяжении жизни нескольких поколений. Заимствовать чужой семейный уклад невозможно – на своей почве приживаются только свои порядки. И поэтому можно с уверенностью сказать, что российский семейный уклад, каков бы он ни был сейчас ненадежен и плох, восстановится и войдет в норму. Главное – не столько помощь семье со стороны государственных благодетелей, сколько осознание того, что ценность семьи никуда не исчезла, что надо не столько "восстанавливать", сколько стараться не разрушать дальше.
3. Основные задачи, стоящие перед семьей с ребенком-дошкольником
В дошкольном возрасте семья является
тем решающим фактором, который определяет
становление ребенка как
Режим дня в дошкольном возрасте
является основой жизни, так как
он направлен на удовлетворение всех
физических и духовных потребностей
ребенка. Правильный, четко соблюдаемый
режим экономит нервную энергию,
тем самым предохраняя ее от истощения.
Режим обеспечивает более упорядоченную
работу всех внутренних органов и
систем организма ребенка. Режим
должен быть составлен так, чтобы
обеспечить ему достаточную суточную
продолжительность сна в
Культурно-гигиенические навыки также
закладываются в дошкольном возрасте.
На втором году жизни ребенка учат правильно
держать ложку, снимать ботинки и т. д.
В трехлетнем возрасте дети уже могут
застегивать пуговицы, самостоятельно
складывать свою одежду и т. д.
Особое место занимает удовлетворение
потребности ребенка в двигательной активности.
В результате правильно организованной
двигательной деятельности ребенок становится
более выносливым к различным видам нагрузок,
более ловким, стимулируется развитие
нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной
систем. Все это будет способствовать
успеху при обучении в школе. Детям дошкольного
возраста доступны некоторые спортивные
упражнения, которые могут проводиться
на свежем воздухе совместно с родителями
и под их контролем. К ним относятся разнообразные
игры и упражнения с мячами, катание на
санках, лыжах, коньках, езда на велосипеде.
Семейная атмосфера определяющим образом
влияет на ребенка. Дети, выросшие в семье,
где доброжелательность и поддержка друг
друга —норма отношений, более активны,
самостоятельны, индивидуальны. Дефицит
заботливости и внимания приводит к пассивности,
замкнутости, тормозит проявление индивидуальных
черт. Дошкольник требует к себе не только
внимания и ласки, но и сотрудничества.
Важно, чтобы в семье были налажены равноправные
взаимоотношения родителей и детей; заложена
традиция решать дела, касающиеся ребенка,
коллективно, учитывая его интересы. Только
в семьях, где сложились гуманные отношения,
ребенок сможет уважать и понимать занятость
родителей. Семейные праздники, совместно
проведенные выходные дни сплачивают
семью и остаются в памяти детей на всю
жизнь. Заметно, что дошкольник, воспитанный
одним человеком (чаще всего матерью),
нередко вырастает тревожным, зависимым
от жестоких условий и инструкций, привычным
к постоянной эмоциональной поддержке.
Наоборот, если малыша воспитывают несколько
членов семьи, он вырабатывает свои собственные
позиции и свою оценку окружающих явлений.
Скорее всего, из такого ребенка вырастает
человек с устойчивыми суждениями, активный
и творческий (Е. Л. Кононко).
Прямой зависимости между количеством
детей в семье и их нравственной воспитанностью
не обнаружено. Исследования социологов,
психологов и педагогов показывают высокие
результаты воспитания единственных детей
в семье (Л. В. Загик, Н. Т. Юркевич и др.).
Это обусловлено ростом общей и педагогической
культуры семьи. В тех многодетных семьях,
где родители безразлично относятся к
своим обязанностям, результаты воспитания
детей низкие.
Сильное влияние на детей оказывает интимный
характер отношений в семье, их эмоциональность.
Ребенок ощущает радость и теплоту семейных
отношений. Любовь и привязанность к родителям
— основа развития и воспитания ребенка
в семье. Высказывается предположение,
что именно с зарождения любви ребенка
к матери начинается личность. Отсутствие
родительской любви, теплоты чувств в
отношении к детям дошкольного возраста
отрицательно сказывается на развитии
личности ребенка в целом.
Для родителей важно установить с детьми
дошкольного возраста правильные взаимопонимания.
Если этого не происходит, то дети проявляют
к близким отрицательное и безразличное
отношение (В. В. Кондратова).
Обстановка в семье должна ориентировать
ребенка на развитие самостоятельности,
которая является основой формирования
воли. Самостоятельность ребенка не стоит
ограничивать самообслуживанием. Целесообразно
расширить круг его умений, включать в
посильный труд взрослых. Особое значение
для развития и воспитания ребенка в семье
имеет совместный труд детей и родителей.
В труде осуществляется сотрудничество
ребенка со взрослым. Результаты совместного
труда зависят от усилий всех, в том числе
и от усилий ребенка, а пользуются ими
не только ребенок, но и другие члены семьи.
В таком сотрудничестве появляются чувства
взаимной зависимости и ответственности.
Совместный труд в семье позволяет увеличить
длительность и нравственно-эмоциональную
насыщенность общения родителей и детей,
способствует их духовному сближению
(Д. В. Сергеева). Интерес к труду, заинтересованность
в его результате взрослые закрепляют
у ребенка поощрением хорошо выполненного
им дела, одобрением инициативы. Помогает
вызвать интерес к труду и игра. Следует
помнить, что цель детского труда не в
его практической пользе, а в педагогической
значимости. Тематика игр детей очень
разнообразна. Их привлекают все стороны
быта, хозяйственная и воспитательная
деятельность взрослых, организация досуга,
праздники, участие родителей и других
членов семьи в общественной и производственной
деятельности, взаимоотношения с родственниками
и друзьями, с окружающими людьми. Среди
многообразия тематики игр подавляющее
большинство занимают игры, изображающие
деятельность взрослых по уходу и воспитанию
своих детей дома. Большое место занимают
игры, отображающие удовлетворение материальных
и духовных потребностей в быту, проникновение
в быт машин, облегчающих домашний труд.
Накопленный А. А. Анциферовой фактический
материал о тематике и содержании игр
детей на бытовые темы показывает, что
наряду с идеальными взаимоотношениями
дети разыгрывают чрезвычайно отрицательные
случаи поведения и взрослых, и самих детей
в семье.
Существенную роль в развитии и воспитании
личности дошкольника играет способность
ребенка к анализу и самоанализу действий
и отношений в совместных семейных делах.
По наблюдениям К. П. Кузовковой, дети постоянно
стремятся привлечь взрослого к сотрудничеству,
к контакту: "Папа, порисуй со мной",
"Мама, ты придешь со мной поиграть?".
Они также просят послушать стихотворение,
разученное в детском саду, делятся планом
изготовления модели из деталей конструктора,
обращаются с просьбой починить карандаш
и т. д. Если на призыв сотрудничать взрослый
откликается, это повышает активность
ребенка, его стремление быть самостоятельным.
Домашней школой мышления назвали семью
Л. А. и А. Л. Венгер. Важным средством умственного
развития и воспитания ребенка-дошкольника
в семье является организация общения
и игры. Дополнительные возможности для
умственного развития и воспитания открывает
овладение ребенком игровыми действиями,
т. е, теми действиями, которые ребенок
выполняет, реализуя взятую на себя роль.
Игровые действия выполняются ребенком
большей частью с игровым материалом,
который заменяет настоящие предметы.
Значительна роль семьи в подготовке ребенка
к школе. Пристальное внимание родителями
обращается на то, чтобы воспитать у детей
старшего дошкольного возраста способность
самостоятельно познавать и решать познавательные
задачи. Особенно продуктивно происходит
развитие интереса к познавательной деятельности
у ребенка на материале анализа
явлений природы. Необыкновенная форма снежинок, появление
листьев на деревьях, народные приметы,
связанные с наблюдением над явлениями
природы, стимулируют познавательный
интерес и активизируют мыслительную
деятельность ребенка-дошкольника.
На основе изложенного
можно заключить следующее, семья
- это такой фундамент общества
и такая микросреда, климат которой
способствует или препятствует развитию
моральных и физических сил человека,
становлению его как
Семья оказывает самое большое влияние
на личность ребенка. В сфере воздействия
семьи одновременно сказываются и интеллект
и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы,
навыки и привычки. Семейное воспитание
имеет практически всеобъемлющий характер,
ибо оно не сводится только к внушению,
а включает в себя все формы воздействия
на формирующуюся личность: через общение
и непосредственное наблюдение, труд и
личный пример окружающих. Иными словами,
развитие ребенка органически вписано
в жизнедеятельность семьи. Воспитательную
функцию семьи трудно переоценить.
Список литературы
1. Дарвиш О.Б., Возрастная психология. – М.,2005.
2. Орлова Н. Семья как объект социально-философского исследования (Эволюция семейных отношений на рубеже XX-XXI столетий). Автореферат.
3. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами
семейного консультирования.
М., 2006.
4. http://detki.sadik-33.ru/artic
5. http://www.superstyle.ru/08jul
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест супружеских отношений
1. Есть ли у вас чувство, что необходимо серьезное выяснение отношений:
А) да – 1 очко;
Б) нет, такой необходимости нет – 0;
В)
такое выяснение отношений
2.
Когда вы хотите задать какой-
А) да – 0 очков;
Б) да, но мне для этого потребуется благоприятная обстановка – 1;
В) об этом не может идти речи – 2.
3. Считаете ли вы, что ваш партнер многое умалчивает из того, что его тяготит?
А) да – 1 очко;
Б) не имею представления – 2;
В) я в курсе всех его проблем -0.
4. Можете ли вы разговаривать о серьезных вещах со своим партнером в любое время?
А) да – 1 очко;
Б) не всегда, нужно выждать подходящий момент – 1;
В) в большинстве случаев нет, потому что у него нет времени -2.
5. Когда вы разговариваете, друг с другом, то следите за тем, чтобы ваши формулировки были точными?
А) да, я обдумываю, взвешиваю свои слова – 1;
Б) нет, мы говорим прямо то, что думаем -2;
В) высказываю свое мнение, но прислушиваюсь и к чужому – 0;
6. Когда вы делитесь с партнером своими проблемами, нет ли у вас такого чувства, что вы тем самым обременяете его?
А) да, так часто бывает – 2 очка;
Б) он просто не вникает в мои проблемы – 1;
В) он всегда проявляет участие – 0.
7.
Принимает ли кто-то из вас
важное решение, которое
А) случается и так – 2 очка;
Б) мы вместе обсуждаем это, но последнее слово каждый оставляет за собой – 1;
В) мы решаем и обсуждаем все вместе – 0.
8. Не задумывались ли вы над тем, что предпочитаете - чаще поделиться с друзьями, чем со своим спутником жизни?
А) иногда это случается – 1 0чко;
Б) нет, проблемы я обсуждаю со своим супругом – 0;
В) друзья меня лучше понимают – 2.
9. Не бывает ли так, что , когда партнер разговаривает с вами, вы думаете о чем то другом?
А) бывает и так – 2 очка;
Б) нет, я слушаю внимательно – 0;
В) если чувствую, что рассеян(на), то стремлюсь сосредоточить внимание – 1.
10.
В разговоре вы пытаетесь,
А) непременно – 2 очка;
Б) обычно даю возможность партнеру высказать все, что его волнует -0;
В) считаю, что мы оба должны делиться своими проблемами – 1.
А теперь оба супруга должны подсчитать и сложить вместе очки, которые у них набраны.
От 0 до 10 очков: в вашей семье принято рассказывать о своих проблемах. Каждый из вас делится тем, что его тяготит, и партнер его внимательно выслушивает. У вас нет потребности делиться с кем-то другим: друзьями, родственниками, потому что дома вас понимают лучше.
От 11 до 22 очков: нельзя сказать, что в вашей семье совершенно делятся друг с другом своими проблемами. Но есть ряд вещей, о которых вам нужно и можно было бы говорить. Но вот этого не происходит. Существуют вопросы, о которых вы не говорите, и оба не решаетесь обсуждать их. А это ведет к отчуждению, потому что каждый чувствует необходимость иметь рядом человека, который бы его понимал. И такого человека ищут…