3. Пограничные семьи Данную типологию неблагополучных семей
можно дополнить семьями пограничного
характера, т. к. переход ее из категории
благополучной в свой антипод происходит
незаметно, а резкое изменение психологического
климата обнаруживается только тогда,
когда отношения в семье оказываются совершенно
разложенными и эмоциональная разобщенность
супругов часто приводит к разводу. 1. Семьи с недееспособными членами:
обстановка стресогенная, дестабилизирует
межличностные отношения супругов и создает
вокруг ребенка специфический социальный
и психологический фон, который не может
не отразиться на формировании его личности.
Родитель может страдать от неврозов или
психозов. Болезнь бывает настолько серьезной,
что жестокое обращение с ребенком приобретает
садистский, преступный характер. • Семьи с детьми - инвалидами
и хронически больными детьми: пребывание
детей в такой семье создает много сложностей,
которые условно могут быть разделены
на две группы: первая - как семья влияет
на состояние больного ребенка, вторая
- каким образом состояние хронически
больного ребенка меняет психологический
климат в семье. В результате вся семья,
а не только больной ребенок испытывает
конфликтные, фрустирующие переживания. 2. Семьи с нарушением структуры семейных
ролей:
Глава 2. Особенности воспитания
в неполных семьях
2.1 Главные условия воспитания
детей в семье
Семейный климат. Как надо воспитывать
своего ребенка? Как правило, родители
ждут конкретного ответа на этот вопрос:
воспитывать строго или снисходительно?
наказывать или не наказывать? воспитывать
авторитетно или по-товарищески?
чувством или разумом? Эти и другие
подобные вопросы, конечно, имеют право
на существование, однако в настоящее
время становится ясно, что вопросы
эти не являются главными. Кроме
того, с этими вопросами связано
возникновение у родителей опасения,
что воспитывать они не умеют,
что что-то делают плохо, что-то уже
неисправимо испортили, а сама эта
неуверенность плохо отражается
на воспитании детей. Воспитание в широком
смысле этого слова - это не только
умышленное воздействие на ребенка
в моменты, когда мы его поучаем,
делаем замечания, поощряем, браним или
наказываем. Часто значительно больше
действует на ребенка пример родителей,
хотя те свое влияние могут и не
осознавать. Несколько слов, которыми
машинально перебросятся между собой
родители, могут оставить в ребенке
значительно больший след, чем
долгие поучения, которые часто не
вызывают в нем ничего, кроме отвращения;
точно такое же действие может
оказать и понимающая улыбка, брошенное
мимоходом слово и т. п. Само собой разумеется, что семейный
климат меняется; на нем отражаются трудности,
с которыми люди встречаются, что здесь
не все время стоят солнечные дни. Многое
меняется по мере того, как дети подрастают,
а силы родителей убывают, они стареют.
Как в природе, например, меняется погода,
так меняется и семейная атмосфера -один
день может быть ясным и солнечным, а другой
- пасмурным, иногда может разразиться
и гроза. И все-таки можно говорить о существовании
определенного климата, характерного
для той или иной семьи, он и составляет
то главное, что в большей мере определяет
эмоциональное, социальное и другие виды
развития ребенка. Методы воспитания. Разные
позиции, с которых взрослые подходят
к воспитанию своих детей, можно охарактеризовать
следующим образом: прежде всего -это различная
степень эмоционального участия, авторитетности
и контроля за воспитанием детей, и, наконец,
- это степень участия родителей в переживаниях
детей. Холодное, эмоционально нейтральное
отношение к ребенку неблагоприятным
образом отражается на его развитии, оно
тормозит его, обедняет, ослабляет. В то
же время эмоциональное тепло, в котором
ребенок нуждается так же, как и в пище,
не следует выдавать в избыточном количестве,
заваливая малыша массой эмоциональных
впечатлений, привязывая его к родителям
в такой мере, что он становится неспособным
оторваться от семьи и начать жить самостоятельной
жизнью. Воспитание не должно стать идолом
разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен.
Здесь важен комплексный подход. Семья
является особым общественным институтом,
где между родителями и детьми не может
быть такого равенства, как между взрослыми
членами общества. И хотя мы считаем, что
сегодня следует предоставлять ребенку
больше свободы, чтобы он был более самостоятельным,
мог действовать с большей ответственностью,
все-таки не следует забывать, что жизненный
опыт ребенка еще слишком ограничен. Поэтому
он должен знать, что есть определенная
область, где он волен действовать свободно,
но есть и другая, где он должен подчиниться.
В тех семьях, где отсутствует контроль
за поведением ребенка и он не знает, что
правильно, а что - нет, из этой неуверенности
вытекает и его собственная нетвердость,
а иногда даже и страх. В социальном плане
ребенок лучше всего развивается таким
образом, что ставит себя на место того,
кого он считает авторитетным, мудрым,
сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет
себя с родителями, имеющими эти ценные
качества, старается подражать им. Лишь
родители, пользующиеся авторитетом у
своих детей, могут стать для них таким
примером. Важно, правда, чтобы это был
естественный авторитет, основанный на
большом опыте, мудрости, силе и доброте,
чтобы послушание ребенка было добровольным
и сознательным. Для малыша, который большую
часть времени проводит с матерью, она
является естественным и необходимым
авторитетом. Ребенок постарше уже понимает
структуру семьи и способен понимать дополняющие
друг друга роли родителей. Итак, самое
главное в семейных отношениях - отношения
между супругами, их взаимодополняемые
роли и их единая линия в воспитании ребенка,
когда ни один из них не подрывает ни авторитета,
ни любви другого.
2.2 Дети и развод
Развод - травматическая ситуация для
всех, кто в нее вовлечен, но для
ребенка - особенно. Острота переживаний
ребенка зависит от его возраста Если
ребенку до полугода, он практически не
замечает перемен и забывает отсутствующего
родителя за несколько дней при условии
внимания со стороны остальных родственников. В
возрасте от полугода до двух с половиной
лет у него может часто и резко меняться
настроение в связи с отсутствием одного
из родителей. Ребенок двух с половиной
- шести лет испытывает тяжелое эмоциональное
потрясение. Он не понимает причин развода,
может считать себя виновным в случившемся,
обещает исправиться, если родители помирятся. У
ребенка шести - девяти лет утрата одного
из родителей может вызвать продолжительную
депрессию. Он растерян, чувствует себя
беззащитным, испытывает постоянную тревогу,
ведет себя нервозно. В школе появляются
проблемы с успеваемостью и дисциплиной.
Он может начать грубить, обманывать, настраивать
родителей друг против друга, требовать
от них подарков. К родителю, ушедшему
из семьи, нередко испытывает ненависть,
становится агрессивным и непокорным.
Обычно сильно привязывается к родителю,
с которым живет, но иногда агрессия может
распространяться и на этого родителя. Девяти
- десятилетние девочки перестают доверять
взрослым, ищут опору в подругах. Мальчиков
этого возраста покидает их обычная самоуверенность,
они стремятся к близости с отцом. Нередко
отношение ребенка к "воскресному родителю"
становится корыстным. В 11-16 лет мальчики
в большинстве случаев испытывают негативные
чувства к отцу и сильно привязываются
к матери. Но если у нее появится партнер,
ревнивый сын ей этого не простит. В отношении
девочек к матери появляются критические
нотки: "Растолстела, за собой не следит,
понятно, почему отец ушел к молодой и
красивой". Порой они даже склонны восхищаться
его новой подругой. И все же очевидно,
что развод родителей - серьезная стрессовая
ситуация для любого ребенка. Даже если
он совсем мал. Или если это подросток,
внешне критичный или безразличный по
отношению к родителям. Помогите сыну или
дочери с наименьшими потерями пережить
эту ситуацию Понятно, что ребенка ранит
не только сам факт развода, но и то, как
это произойдет. Не наносите ему еще более
глубокую травму.
- Если решение родителей окончательное,
каждому из них нужно поговорить
с ребенком. Объяснить причины
разрыва с учетом его возраста.
Заверить его в своей любви,
рассказать, как отношения будут
поддерживаться в дальнейшем. -
Не бойтесь открыто обсуждать с ребенком
его чувства к ушедшему родителю. Какими
бы они ни были - отрицательными или положительными.
- Обсудите ситуацию со своими близкими
и с родственниками бывшего супруга. Убедите
их, что для ребенка очень важна их поддержка
и продолжение отношений. - По возможности
не меняйте резко место жительства, школу.
Для большинства детей сейчас особенно
важны прежние эмоциональные связи. - Договоритесь
с ребенком, что ему лучше отвечать, если
кто-то из окружающих задаст вопрос о произошедшем
разводе. Объясните, что это бывает в жизни
многих людей, и ему нечего стыдиться. -
В какой-то мере вы будете делиться с ребенком
своими переживаниями. Но не перекладывайте
груз своих забот, обид и горестей на сына
или дочь, ожидая от них сочувствия и поддержки.
Нередко у ребенка и так развивается чувство
острой вины - не он ли виноват в расставании
родителей. Не усугубляйте это чувство. -
Понятно, что в момент развода и какое-то
время после него родители сами находятся
в тяжелом моральном состоянии. И все же
постарайтесь не лелеять постоянно свое
горе на глазах у ребенка. Он не должен
чувствовать себя в это время ненужным,
забытым, одиноким. Но и не начинайте чрезмерно
опекать его во всем, создавая между вами
болезненную зависимость. Дети, пережившие
когда-то развод родителей, могут испытывать
проблемы и при устройстве собственной
семейной жизни. Подумайте, как вы будете
себя вести по отношению к противоположному
полу и что будете говорить ребенку о его
отце или матери после развода. Важно,
чтобы у девочки не сложилось негативное
отношение ко всем мужчинам. Общение с
отцом необходимо ей в том числе и для
формирования уверенности в своей привлекательности
в глазах противоположного пола.
2.3 Воспитание ребенка в неполной
семье. Соотнесение с практикой
По данным демографа А.Г. Волкова,
среди детей дошкольного возраста
каждый десятый ребенок воспитывается
одним родителем, а среди детей
школьного возраста - каждый седьмой.
Сегодня среди неполных семей
по-прежнему наиболее распространена
"материнская" семья. Однако все
больше увеличивается и количество
семей с одинокими отцами. Как
отражается неполнота семьи на эмоциональном
самочувствии ребенка? С чем могут
быть связаны скрытые и явные
воспитательные риски неполной семьи
и как с ними справляться? У
каждой неполной семьи - своя история.
Такая семья возникает в связи
с вдовством родителя, с разводом,
а также с внебрачным рождением
ребенка. Как ни трагично образование неполной
семьи в связи с ранней смертью одного
из родителей, ее воспитательная атмосфера
считается более благоприятной по сравнению
с предыдущими вариантами. В особенности
если сохраняются прежние родственные
связи, которые обеспечивают детям эмоциональную
поддержку и компенсируют дефицит общения,
а оставшийся родитель пользуется уважением
и помощью родных и близких. Наличие в неполной
семье нескольких детей также позволяет
отчасти скомпенсировать неполноту. Если
взрослые поведут себя правильно, старший
ребенок станет для младшего "ведущим",
стимулом в социальной сфере. Старший
сможет встать на позицию защитника, ощутить
так необходимую ему жизненную уверенность.
Известно, что в неполных семьях сестры
и братья гораздо меньше конкурируют и
больше эмоционально привязаны друг к
другу. Неоценима обычно помощь бабушек
и дедушек. Матери, воспитывающие детей
без участия отцов, в два раза чаще, чем
замужние, оценивают процесс воспитания
как трудный. У одинокой матери чаще возникают
разного рода страхи и опасения: "как
бы не избаловать", "не отбился бы
от рук", "вдруг проявится плохая
наследственность". Тогда матери начинают
резко дозировать проявление ласки, стараются
- в особенности общаясь с сыновьями - играть
роль "строгих отцов"… и обычно это
не приводит ни к чему хорошему. Ведь дети
по-разному воспринимают авторитарность
отцовскую и материнскую. Критика отцовская
- это просто критика; материнская же подсознательно
воспринимается ребенком как отказ ему
в любви. Ребенок либо начинает бороться
за потребность ощущать себя любимым и
значимым, используя весь арсенал доступных
ему средств, включая упрямство и капризы,
либо сдается и растет инфантильным, принимая
за норму всецелое доминирование женщины.
А это чревато будущей деформацией половой
идентификации, нарушением эмоциональных
связей с миром людей. Противоположностью
жесткой позиции матери по отношению к
ребенку выступает позиция всеобщей жалости
к "сиротинушке", которому просто
по определению разрешается все. Такая
позиция создает условия для возникновения
эгоистических притязаний ребенка, он
лишается возможности учиться внутренней
уверенности и не получает опыта искреннего
присутствия взрослого в его жизни. В полной
семье родители предстают перед детьми
не только в родительских ролях, но и как
мужчина и женщина в супружеском партнерстве.
Именно эта грань межличностных отношений
оказывается дефицитом неполной семьи.
В результате здесь часто происходит перераспределение
ролей по принципу "свято место пусто
не бывает". Жизнь в неполной семье нередко
поощряет ребенка к реализации таких функций,
как "замещать кого-то из членов семьи",
"дружить в семейных союзах", "сохранять
семейные секреты"… Этот ранний опыт
оказывает сильное воздействие на психику
ребенка, травматично влияет на процессы
его полоролевой социализации. Адаптация
к иному стилю жизни в роли родителя "без
пары", выработка новых форм семейной
жизни - сложная психологическая задача.
Для разведенных родителей это настоящий
экзамен на взрослость. Но сложная ситуация
заставляет быстрее взрослеть и ребенка.
Для него жизнь после развода родителей
- это ломка привычных отношений, конфликт
между привязанностью к отцу и к матери.
И наиболее глубокое влияние развод оказывает
на детей-дошкольников. В силу их возрастной
склонности консервативно держаться привычных
форм поведения и установленного порядка,
дети с трудом адаптируются к новому. Завяжите
малышу шарф не так, как обычно, и он не
успокоится, пока вы не перевяжете правильно,
- что же говорить о столь кардинальных
изменениях привычного жизненного уклада! В
неполной семье, особенно образовавшейся
после развода, отношения между оставшимся
родителем и ребенком могут развиваться
по модели "культа самопожертвования",
когда родители и дети связаны друг с другом
не только любовью и заботой, но и страданием,
болью, печалью. Такая семья несет ребенку
много неуверенности, тревоги, беспокойства,
мрачных настроений. Когда родитель погружается
в мир своих переживаний, он эмоционально
"покидает" своего ребенка, от чего
дети начинают слабеть душой и телом, ощущая
не только потерю отца, но и - отчасти -
матери. Сегодня отцы значительно активнее
участвуют в воспитании и уходе за ребенком
буквально с раннего возраста. Поэтому
теперь его отсутствие ощущается детьми
сильнее и переживается тяжелее, чем в
прошлом. Без отца ребенку не хватает авторитета,
дисциплины, порядка, труднее формируется
эмоциональная сдержанность, самоуважение,
самодисциплина и организованность, затруднена
половая идентификация. Важное значение
имеет стиль поведения матери по отношению
к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают
и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям
детей, что отца у них никогда и не было.
Другие стараются изгладить из памяти
детей всякое позитивное воспоминание
о нем - якобы никудышном муже и отце. В
этих случаях мать покушается на развитие
самооценки, чувство собственного достоинства
ребенка - трудно ведь считать себя хорошим,
полагая, что тебя произвел на свет плохой
и недостойный человек. И наиболее мудрые
матери создают у детей представление
об отце как о человеке, у которого есть
свои положительные черты и свои недостатки. Как
отмечает известный специалист, основоположник
семейного консультирования, Вирджиния
Сатир, самое простое для матери - внушить
ребенку, что отец "плохой". Но в этом
случае мальчик нередко расплачивается
развитием комплексов, а подрастающей
девочке становится трудно представить
себе, что мужчина может быть желанным.
Что же можно посоветовать родителям,
воспитывающим детей в неполной
семье?
-Говорите с ребенком и слушайте его!
Поддерживайте его желание быть понятым
и услышанным вами, когда он рассказывает
о детском саде или школе, чтобы все время
оставаться с ним в контакте.
-Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально
стабильная и оптимистичная атмосфера
в семье сохранит у ребенка доверие к миру,
укрепит чувство собственного достоинства
и уверенности в себе.
-Относитесь с пониманием к праву ребенка
на воспоминания о прошлом.
-Не перекладывайте функции отсутствующего
родителя на плечи своих детей!
-Помогайте ребенку осваивать навыки
поведения, соответствующие его полу.
-Развивайте социальные связи своей семьи,
чтобы ребенок мог активно общаться и
устанавливать комфортные отношения со
знакомыми мужчинами.
-Попробуйте вступить в новый брак и вернуться
к жизни в полной семье.
Заключение
Конечно горестно осознавать, что таких
семей в современном обществе с каждым
годом становится больше. Но если с этим
ничего нельзя сделать, то надо тогда и
этот процесс пустить в правильное русло,
помочь детям и родителям из неполных
семей. Для этого нужно более глубоко и
детально изучать эту проблему. Изучением
проблемы воспитания в неполных семьях
занимаются И. Дементьева, Н. Зубарева,
М.А. Костенко, Л.Г. Лунякова и другие . К
примеру, И. Дементьева и Н. Зубарева в
своих работах затрагивают такие вопросы,
как степень социальной ответственности
подростков из неполных семей, технология
индивидуальной работы с детьми и подростками
из неполных семей, негативные факторы
воспитания детей в таких семьях. Одним
из основных критериев эффективности
семейного воспитания И. Дементьева считает
идентификацию детей с родителями, также
она затрагивает вопрос об образовании
и профессиональной ориентации детей
развода, психологические особенности
личности таких детей . М.А. Костенко преимущественно
рассматривает неполные отцовские семьи.
Основными формами работы с неполной отцовской
семьей он выделяет индивидуальное консультирование,
группы само- и взаимопомощи, организацию
детских досуговых мероприятий и семейного
отдыха, беседу. В социально-педагогической
работе с неполной отцовской семьей М.А.
Костенко выделил три направления работы:
социально-педагогическая работа с отцами,
с детьми и с семьей в целом . Таким образом,
проблема воспитания детей в условиях
неполной семьи требует более подробного
рассмотрения. Для этого необходимо изучить
особенности процесса воспитания в данных
семьях, раскрыть формы и методы оказываемой
социально-педагогической помощи неполным
семьям, выявить условия совершенствования
процесса воспитания в таких семьях. Рассмотрев
проблематику неполных семьей, можно сделать
вывод о том, что социально-педагогическая
работа с неполными семьями является одной
из актуальных проблем современного общества.
В целях улучшения социально-педагогической
работы с неполными семьями должна совершенствоваться
законодательная база по улучшению материального
положения неполных семей, а также разрабатываться
новые методы работы, создаваться и реализовываться
программы поддержки и реабилитации неполных
семей.
Список используемой литературы
1. Гаврилова Т.П. О типичных
ошибках родителей в воспитании
детей / /Вопросы психологии. - 1984.
- №1.
2. Дементьева И. Негативные факторы
воспитания детей в неполной
семье // Соц. исслед. - М., 2001. - №11
3. Дементьева Н.В. Технология индивидуальной
работы с детьми и подростками из неполных
семей // Соц. педагогика: новые исследов.
Вып.1 - М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы.,
2002.
4. Зубкова Т.С. Неполные семьи
// Организация и содержание работы
по социальной защите женщин,
детей и семей: Учеб. пособ. студ.
- М., 2003.
5. Подласый И.П. Педагогика. Учебник. -
М.:высшее образование, 2006г. - 540с.
6. Социальная педагогика: Курс лекций/Под.
общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.
7. Фридман Л.М. Психология воспитания.
Книга для всех кто любит
детей. - М., 1999. - 203с.