Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:42, контрольная работа
Проблема воспитания детей в условиях неполной семьи требует более подробного рассмотрения. Для этого необходимо изучить особенности процесса воспитания в данных семьях, раскрыть формы и методы оказываемой социально-педагогической помощи неполным семьям, выявить условия совершенствования процесса воспитания в таких семьях.
Рассмотрев проблематику неполных семьей, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическая работа с неполными семьями является одной из актуальных проблем современного общества. В целях улучшения социально-педагогической работы с неполными семьями должна совершенствоваться законодательная база по улучшению материального положения неполных семей, а также разрабатываться новые методы работы, создаваться и реализовываться программы поддержки и реабилитации неполных семей.
Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Воспитание в структуре педагогического процесса
1.1 Воспитательный процесс……………………………………………4
1.2 Структура воспитательного процесса………………………………6
1.3.Типы семей……………………………………………………………8
Глава 2. Особенности воспитания в неполных семьях
2.1 Главные условия воспитания детей в семье………………………..11
2.2 Дети и развод…………………………………………………………13
2.3 Воспитание ребенка в неполной семье. Соотнесение с практикой.15
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………………………………….19
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Воспитание в структуре педагогического процесса
1.1
Воспитательный процесс……………………
1.2
Структура воспитательного
1.3.Типы семей……………………………………………………………8
Глава 2. Особенности воспитания в неполных семьях
2.1
Главные условия воспитания
2.2
Дети и развод……………………………………………
2.3
Воспитание ребенка в неполной
семье. Соотнесение с
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….19
Введение
Воспитанием принято называть приспособление человека к условиям существования. Остаться просто биологическим существом человек в принципе не может, потому что он обязательно воспитает себя, приспосабливаясь к жизни. Воспитание - это прежде всего поведение человека. Если обученность и образование обнаруживают себя в интеллектуальной зрелости, то воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях. Воспитываясь, человек приспосабливается к миру, чтобы ускорить и облегчить этот процесс, цивилизация создала специально организованное общественное и школьное воспитание. Если цель обучения состоит в приобретении важных для человека общих и профессиональных знаний, то цель воспитания заключается в приобретении общих и специальных форм обучения. Но не стоит забывать, что первый опыт мы получаем в семье. В своей работе я хочу не просто рассмотреть воспитание в семье, я хочу рассмотреть особенности воспитания в неполных семьях. Поскольку я считаю, что в современном обществе это довольно актуально. Как часто мы носим на устах высказывании типа «семья - ячейка общества», «институт семьи». Однако все мы прекрасно понимаем, что в современном обществе довольно трудно не дать трещину или вовсе распасться этой самой ячейке. А ведь именно в семье ребенок получает базовое и самое главное воспитание. Семейное воспитание происходит в процессе жизни - в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку. К.Д. Ушинский понимает семейное воспитание как целенаправленный процесс формирования "человека в человеке". ". Само воспитание, учит он, должно приготовлять человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. По его мнению, сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения, а в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. Таким образом, первой и основной задачей семейного воспитания К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни. Семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей . Так, если в 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1997 году она превысила 25%. В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска. Часто взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи. Но для начала стоит рассмотреть сам процесс воспитания…
Глава 1. Воспитание в структуре педагогического процесса
1.1 Воспитательный процесс
Воспитательный процесс (процесс
воспитания) - это движение воспитания
к своей цели. Он состоит из множества
сопроцессов, равноправно участвующих
в формировании продукта. Проще выделять
составные части процесса воспитания
по источнику и месту их возникновения.
Для современного школьника (и студента)
основными источниками, стимулирующими
возникновение тех или иных взглядов,
привычек поведения, служат: общение с
людьми, средства массовой информации,
книги, семья, родственники, друзья, группы,
школа (вуз), труд и самообслуживание.
1.2 Структура воспитательного процесса
Процесс воспитания - сложная динамическая
система, каждый компонент которой
тоже может рассматриваться как
система, также содержащая свои компоненты.
При анализе воспитательного
процесса изучается не только процесс
как таковой, но и все подготавливающие
его этапы.
- формирование сознания;
- формирование убеждений;
- формирование чувств;
- выработка навыков и привычек поведения.
Формирование сознания (осознание
воспитанником требуемых норм и
правил поведения) - важный этап процесса
воспитания. Без осознания воспитанником
личной выгоды, понимания того, что
от него требуется, формирование заданного
типа поведения не может быть успешным.
Поэтому вначале следует
1.3. Типы семей
1. Семьи с внешним (явным, открытым) семейным неблагополучием
Отличительной особенностью этого типа семьи является то, что формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне). В такой семье ребенок чувствует физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание). Вследствие этих неблагополучных внутрисемейных факторов у него появляется чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне неблагополучных семей наиболее распространенной является: 1. Семьи с алкогольной зависимостью: как отмечают психологи Е.М. Мастюкова, Ф.Г. Углов: «взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях целиком и полностью погружаются в «алкогольную субструктуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. Обладает признаками: • Члены семьи не уделяют внимания друг другу, особенно родители детям; родители очень плохо относятся к детям. • Вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения - ригидностью и деспотичностью. • Члены семьи озабочены отрицанием реальности, или приходится скрывать неприятные семейные тайны от окружающих. • В правилах семьи значительное место занимают запреты: свободно выражать свои требования и чувства, использовать эмоциональные репрессии. Жизнь таких детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Также среди явно неблагополучных семей большую группу составляют брачные союзы с нарушениями общения: 2. Конфликтная семья: характеризуется отсутствием взаимоуважения и взаимопонимания, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия. Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. Негативное влияние семейной конфликтности на личность ребенка проявляется в двух планах. С одной стороны, ребенок с раннего детства становится постоянным свидетелем родительских размолвок, ссор и скандалов. С другой, он может стать объектом эмоциональной разрядки конфликтов родителей. Кроме того, ребенок может быть своеобразным орудием разрешения родительских споров, когда каждый пытается укрепить собственные позиции путем перетягивания ребенка на свою сторону. 3. Неполная семья: где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых воспитанием подростка занимаются прародители (бабушка, дедушка). Часто инфантильные дети вырастают в семьях, чрезмерно занятых собой и работой родителей - функционально неполных семьях, или в структурно неполных семьях, когда мать вынуждена много работать ради денег и физически не имеет возможности уделять достаточно времени своему ребенку.
2. Семьи с внутренним
(скрытым) семейным неблагополучием Гораздо труднее разглядеть семьи, где
«под зеркальной поверхностью жизни иногда
бурлят страсти; муж и жена просто ненавидят
друг друга» (Г.Г. Хоместаускас). В этом
плане небезынтересна классификация семейных
союзов, предложенная В.В. Юстицкисом,
который выделяет семьи: 1. «Недоверчивая семья»: повышенная
недоверчивость к окружающим (соседям,
знакомым, товарищам), с которыми семье
приходится общаться. Члены семьи заведомо
считают всех недоброжелателями или просто
равнодушными, а их намерения к семье враждебными.
Дети из подобных семей наиболее уязвимы
для влияния антиобщественных групп, так
как им близка психология этих групп: враждебность
и агрессивность. 2. «Легкомысленная семья»: отличается
беззаботным отношением к будущему, стремлением
жить одним днем, не заботясь о том, какие
последствия сегодняшние поступки будут
иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют
к сиюминутным удовольствиям, планы на
будущее, как правило, неопределенны. 3. «Хитрая семья»: ценит предприимчивость, удачливость
и ловкость в достижении жизненных целей.
Эта семья умеет произвести впечатление
на нужного человека, создать круг полезных
знакомых. Если ребенок нарушил правила
поведения, то родители слоны обсуждать
не само нарушение, а его последствия. Возможна