Типы семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Проблема воспитания детей в условиях неполной семьи требует более подробного рассмотрения. Для этого необходимо изучить особенности процесса воспитания в данных семьях, раскрыть формы и методы оказываемой социально-педагогической помощи неполным семьям, выявить условия совершенствования процесса воспитания в таких семьях.
Рассмотрев проблематику неполных семьей, можно сделать вывод о том, что социально-педагогическая работа с неполными семьями является одной из актуальных проблем современного общества. В целях улучшения социально-педагогической работы с неполными семьями должна совершенствоваться законодательная база по улучшению материального положения неполных семей, а также разрабатываться новые методы работы, создаваться и реализовываться программы поддержки и реабилитации неполных семей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Воспитание в структуре педагогического процесса
1.1 Воспитательный процесс……………………………………………4
1.2 Структура воспитательного процесса………………………………6
1.3.Типы семей……………………………………………………………8
Глава 2. Особенности воспитания в неполных семьях
2.1 Главные условия воспитания детей в семье………………………..11
2.2 Дети и развод…………………………………………………………13
2.3 Воспитание ребенка в неполной семье. Соотнесение с практикой.15
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Контрольная типы семей.docx

— 47.67 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………….2

Глава 1. Воспитание в структуре педагогического  процесса

1.1 Воспитательный процесс……………………………………………4

1.2 Структура воспитательного процесса………………………………6

1.3.Типы  семей……………………………………………………………8

Глава 2. Особенности воспитания в неполных семьях

2.1 Главные условия воспитания детей  в семье………………………..11

2.2 Дети и развод…………………………………………………………13

2.3 Воспитание ребенка в неполной  семье. Соотнесение с практикой.15

Заключение………………………………………………………………..18

Список  используемой литературы……………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Воспитанием принято называть приспособление человека к условиям существования. Остаться просто биологическим существом  человек в принципе не может, потому что он обязательно воспитает себя, приспосабливаясь к жизни.        Воспитание - это прежде всего поведение человека. Если обученность и образование обнаруживают себя в интеллектуальной зрелости, то воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях. Воспитываясь, человек приспосабливается к миру, чтобы ускорить и облегчить этот процесс, цивилизация создала специально организованное общественное и школьное воспитание. Если цель обучения состоит в приобретении важных для человека общих и профессиональных знаний, то цель воспитания заключается в приобретении общих и специальных форм обучения.            Но не стоит забывать, что первый опыт мы получаем в семье. В своей работе я хочу не просто рассмотреть воспитание в семье, я хочу рассмотреть особенности воспитания в неполных семьях. Поскольку я считаю, что в современном обществе это довольно актуально.      Как часто мы носим на устах высказывании типа «семья - ячейка общества», «институт семьи». Однако все мы прекрасно понимаем, что в современном обществе довольно трудно не дать трещину или вовсе распасться этой самой ячейке. А ведь именно в семье ребенок получает базовое и самое главное воспитание. Семейное воспитание происходит в процессе жизни - в отношениях близости, в делах и поступках, которые совершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку. К.Д. Ушинский понимает семейное воспитание как целенаправленный процесс формирования "человека в человеке". ". Само воспитание, учит он, должно приготовлять человека к труду, к жизни. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы. Он по-новому ставит вопрос о воспитании нравственности в семье. По его мнению, сущность нравственного воспитания в семье не в кодексе правил поведения, а в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. Таким образом, первой и основной задачей семейного воспитания К.Д. Ушинский считает подготовку человека к жизни. Семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей . Так, если в 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1997 году она превысила 25%. В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.        Часто взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи.           Но для начала стоит рассмотреть сам процесс воспитания…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Воспитание в структуре  педагогического процесса

1.1 Воспитательный процесс

Воспитательный процесс (процесс  воспитания) - это движение воспитания к своей цели. Он состоит из множества  сопроцессов, равноправно участвующих в формировании продукта. Проще выделять составные части процесса воспитания по источнику и месту их возникновения. Для современного школьника (и студента) основными источниками, стимулирующими возникновение тех или иных взглядов, привычек поведения, служат: общение с людьми, средства массовой информации, книги, семья, родственники, друзья, группы, школа (вуз), труд и самообслуживание.         Некоторые ученые считают, что в настоящее время семья не оказывает наибольшего влияния на формирование воспитанности, может это и так, но полностью списывать со счетов семью как институт нельзя.     В структуре воспитания можно выделить внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренняя - самовоспитание, вторая - внешнее воспитательное влияние. Процесс школьного воспитания иногда представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. Здесь процесс воспитания - саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуация. В процессе воспитания все находится в развитии.           Процесс воспитания имеет ряд особенностей по сравнению с процессами обучения, развития, формирования. Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель которого - формирование личности, нужной и полезной обществу. В современном понимании процесс воспитания - это эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.    Воспитание, осуществляемое в семье, школе, воспитательных учреждениях, характеризуется целенаправленностью. В этом отличие специально организованного процесса от постоянно текущего неуправляемого воспитания. В целенаправленном воспитании есть гарантия, пусть и не всегда полная, что воспитание достигнет намеченной цели и сделает человека таким, каким он нужен себе и обществу. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой общая цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством характеризуется современный воспитательный процесс.        Процесс воспитания - многофакторный, в его осуществлении проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее идет формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями,- это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его характера, отношения к воспитанникам.   Сложность воспитательного процесса состоит и в том, что его результаты не так явно ощутимы и не так быстро проявляются, как, например, в процессе обучения. Между педагогическими влияниями, проявлениями воспитанности или невоспитанности проходит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.   Воспитательный процесс отличается длительностью, так как он длиться всю жизнь. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается особой пластичностью и восприимчивостью.     Следующая особенность воспитательного процесса - непрерывность. Заблуждаются воспитатели, которые думают, что одно яркое мероприятие способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, имеющая определенную цель.       Процесс воспитания - процесс комплексный. Что в данном случае обозначает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее формирования целостной личности. Поскольку формирование личностных качеств происходит не поочереди, а комплексно. Одновременно, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно различаться. Это обусловлено действием субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на ход и результаты процесса. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя. Тем целесообразнее воспитательное воздействие.

1.2 Структура воспитательного  процесса

Процесс воспитания - сложная динамическая система, каждый компонент которой  тоже может рассматриваться как  система, также содержащая свои компоненты. При анализе воспитательного  процесса изучается не только процесс  как таковой, но и все подготавливающие его этапы.           Критериев, по которым можно выделять и анализировать системы в воспитательном процессе, множество. Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели, построенные по критериям целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий его протекания, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов развития процесса во времени и др.  По целям и задачам структура воспитательного процесса представляет собой совокупность задач, на решение которых направлен процесс. Преследуемых воспитанием целей можно выделить очень много. Они зависят от области действительности, где происходит воспитательный процесс, - семья, школа, армия и т.д.        Следующая структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Здесь критерием является последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Главные стадии любого процесса воспитания:

- формирование сознания;

- формирование убеждений;

- формирование чувств;

- выработка навыков и привычек  поведения.

Формирование сознания (осознание  воспитанником требуемых норм и  правил поведения) - важный этап процесса воспитания. Без осознания воспитанником  личной выгоды, понимания того, что  от него требуется, формирование заданного  типа поведения не может быть успешным. Поэтому вначале следует разъяснять, зачем необходимо то или иное поведение.   Формирование убеждений требует, чтобы знания переходили в глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения - это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрениях взгляды, позиции, которые послужат опорой и руководством в жизни. Без убеждений нет целостной личности. Убеждения - результат длительного воспитания. Но и на первых его этапах убеждения играют заметную роль.  Вот простой пример: уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться, но иногда не все это делают. Они не убеждены, не было приведено достаточно доказательств того, что так нужно поступать.         Формирование чувств - еще один очень важный компонент воспитательного процесса. Без человеческих эмоций, как утверждали древние, нет и не может быть человеческого искания истины. Все нужно пережить, особенно важное и значительное. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.        Главный этап воспитательного процесса - деятельность. В практике этот этап всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Типы семей

1. Семьи с внешним  (явным, открытым) семейным неблагополучием

Отличительной особенностью этого  типа семьи является то, что формы  семейного неблагополучия имеют  ярко выраженный характер, проявляющийся  одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности  семьи (например, на социальном и материальном уровне). В такой семье ребенок  чувствует физическую и эмоциональную  отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание). Вследствие этих неблагополучных  внутрисемейных факторов у него появляется чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее  и будущее. Среди внешне неблагополучных  семей наиболее распространенной является:    1. Семьи с алкогольной зависимостью: как отмечают психологи Е.М. Мастюкова, Ф.Г. Углов: «взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях целиком и полностью погружаются в «алкогольную субструктуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. Обладает признаками:           • Члены семьи не уделяют внимания друг другу, особенно родители детям; родители очень плохо относятся к детям.      • Вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения - ригидностью и деспотичностью.       • Члены семьи озабочены отрицанием реальности, или приходится скрывать неприятные семейные тайны от окружающих.     • В правилах семьи значительное место занимают запреты: свободно выражать свои требования и чувства, использовать эмоциональные репрессии.            Жизнь таких детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.  Также среди явно неблагополучных семей большую группу составляют брачные союзы с нарушениями общения:      2. Конфликтная семья: характеризуется отсутствием взаимоуважения и взаимопонимания, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия. Естественно, конфликтной семья становится не сразу, а спустя некоторое время после образования брачного союза. Негативное влияние семейной конфликтности на личность ребенка проявляется в двух планах. С одной стороны, ребенок с раннего детства становится постоянным свидетелем родительских размолвок, ссор и скандалов. С другой, он может стать объектом эмоциональной разрядки конфликтов родителей. Кроме того, ребенок может быть своеобразным орудием разрешения родительских споров, когда каждый пытается укрепить собственные позиции путем перетягивания ребенка на свою сторону.  3. Неполная семья: где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых воспитанием подростка занимаются прародители (бабушка, дедушка). Часто инфантильные дети вырастают в семьях, чрезмерно занятых собой и работой родителей - функционально неполных семьях, или в структурно неполных семьях, когда мать вынуждена много работать ради денег и физически не имеет возможности уделять достаточно времени своему ребенку.

2. Семьи с внутренним (скрытым) семейным неблагополучием   Гораздо труднее разглядеть семьи, где «под зеркальной поверхностью жизни иногда бурлят страсти; муж и жена просто ненавидят друг друга» (Г.Г. Хоместаускас). В этом плане небезынтересна классификация семейных союзов, предложенная В.В. Юстицкисом, который выделяет семьи:  1. «Недоверчивая семья»: повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам), с которыми семье приходится общаться. Члены семьи заведомо считают всех недоброжелателями или просто равнодушными, а их намерения к семье враждебными. Дети из подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих групп: враждебность и агрессивность.        2. «Легкомысленная семья»: отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее, как правило, неопределенны.           3. «Хитрая семья»: ценит предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Эта семья умеет произвести впечатление на нужного человека, создать круг полезных знакомых. Если ребенок нарушил правила поведения, то родители слоны обсуждать не само нарушение, а его последствия.          Возможная разновидность внутренне неблагополучных семей - кажущихся совершенно нормальными типичными семьями, где родители вроде бы уделяют внимание детям:         1. Семьи, ориентированные на успех ребенка: родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Родители, имея лучшие намерения, оказываются в плену своих ригидных представлений. Не иначе, как родительской близорукостью можно назвать стремление некоторых родителей бездумно определить призвание своего ребенка и выбрать ему слишком широкий диапазон занятий.            2. Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи: члены семьи связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении друг с другом, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви будет предпочитать невмешательство в личные дела человека.   3. Семьи известных людей: члены семьи, в том числе и дети, постепенно находятся в поле пристального внимания общественности. Многие дети из таких семей с раннего детства начинают считать себя чем-то исключительным.          4. Семьи состоятельных людей: дети, бесконтрольно пользуясь финансовыми средствами родителей, привыкают к праздной жизни, которая, в свою очередь, ведет к разного рода личностным деформациям и поведенческим отклонениям, приобретающим порой необратимый характер. Родители, чаще отец, много времени уделяют своей карьере, не имеют времени для занятия со своими детьми, отделываются от них подарками. 5. Полная, формально благополучная семья: при первом знакомстве с такой семьей определяется статус полного семейного благополучия. Однако более пристальное их изучение позволяет вскрыть глубоко запрятанные сложные проблемы. В таких семьях не скрываются принципиальные расхождения в подходе к подростку. Родители непоследовательны в своих требованиях и установок, они не понимают и не стараются понять характерологические особенности своих детей. Нередко подросток становится арбитром в сложных, напряженных взаимоотношениях между родителями.

Информация о работе Типы семей