Типы конфликтных личностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:10, реферат

Описание работы

Целью данной работы является выявление различных типов конфликтных личностей и их характеристика. Представлены классификации Бородкина Ф. М., Коряк Н.М; Роберта Брэмсона; Кудрявцева В.;Шейнова П.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Классификация Бородкина Ф. М., Коряк Н.М………………………………..4
2. Классификация Роберта Брэмсона……………………………………………..8
3. Классификация Кудрявцева В. Н……………………………………………….9
4. Классификация Шейнова П.…………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………..17
Список используемых источников………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

Типы конфликтных личностей.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

4.“Бесконфликтный”

    Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, особенно это болезненно и чревато последствиями, если такой тип личности у руководителя. Для него характерно следующее поведение:

  • обладает легкой внушаемостью;
  • внутренне противоречив;
  • ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
  • недостаточно хорошо видит перспективу;
  • зависит от мнения окружающих;
  • не обладает достаточной силой воли;
  • не задумывается глубоко над последствиями своих поступков.

5.“Танк”

  • это грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства;
  • эгоистичен и уверен в своей правоте;
  • считает, что окружающие должны уступать ему дорогу;
  • не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту;
  • озабочен своим авторитетом;
  • болезненно самолюбив;
  • настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство;
 
  • попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Все без исключения ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру – ведь многие, с кем он общается, с ним согласны;
  • такой человек нацелен на дело, люди для него – инструмент.

   Защититься от “Танка” непросто, защитить других тоже очень сложно – он все равно найдет, кого под себя подмять. Рекомендации для общения:

  • спокойно держитесь своей точки зрения;
  • богатство аргументации и ораторское искусство не имеют никакого значения и не дадут никакого эффекта;
  • если начнутся открытые оскорбления, – скажите, что не намерены продолжать разговор, поскольку “Танком” нарушены правила приличия;
  • можно сделать некоторые уступки, но в главном нужно стоять на своем, без упреков, обвинений, срывания масок.

    Противостоять таким людям особенно трудно там, где силен дух тоталитаризма, где давление в межличностных отношениях широко распространено.

6.“Пиявка”

    “Пиявка” не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло.

  • не считает, что доставляет какие-то неприятности собеседнику, он дарит свое общество и благодарен себе за то, что проявляет инициативу в общении;
  • если он вял и молчалив, то все равно доволен собой, все должны ценить, что он многое прощает;
  • умеет подключать собеседника к своим проблемам и заставляет переживать отрицательные эмоции.

    Методы противодействия:

  • в конце разговора нужно сказать “Пиявке” о своих ощущениях, состоянии, о том, как оно менялось по ходу общения;
  • без оценок и упреков опишите ему, что с вами происходит, как вы себя чувствуете.

7.“Вата”

    Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы:

  • ”Вата” не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее;
  • у такого типа постоянно возникают непредвиденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного;
  • не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах.

    Прояснить с ним отношения основательно довольно трудно, потому что он во всем соглашается. При таком разговоре можно почувствовать себя неуютно, когда приходится упрекать вроде бы доброжелательного и сговорчивого человека. Тем не менее, надо вспомнить несколько его поступков и показать ему, что слова слишком далеки от дел.

8.“Обвинитель”

    Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, сослуживцев, начальников, чиновников правительства... Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать. Если вы попытаетесь прервать бесконечную обвинительную речь, скорее всего, агрессии не будет. Будет легкое раздражение: либо вызванное вашей, конечно же, неумелой попыткой обвинять лучше, чем он, либо “вашей близорукостью” и тщетной попыткой оправдать кого-либо.

    “Обвинителем” движет страстное желание выговориться и быть услышанным. Пытаться сбить его бесполезно. Но что делать? Можно научиться и под тираду обвинительных речей заниматься какими-нибудь делами.

    Обычно после одного – двух часов неутомимого раскрытия истины “обвинителю” становится легче и тогда его можно перебивать, переводить разговор в другое русло. Только не вздумайте хоть малым намеком дать понять, что он в чем-то не прав или вам показалось, что он высказал не все доводы. Он повторит еще два или три раза. Тогда следующей передышки в речи вы будете ждать не менее трех часов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Классификация Шейнова П.

    Немало конфликтов возникает из-за сложности характера некоторых людей. Из числа конфликтных личностей можно выделить 6 характерных типов:

1."Демонстративные": характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.

2."Ригидные": слово "ригидный" означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Раз и навсегда сложившееся мнение ригидной личности неминуемо приходит в противоречие с изменяющимися условиями и вызывает конфликт с окружающими. Это те люди, для которых "если факты нас не устраивают - тем хуже для фактов". Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.

3."Неуправляемые": люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение – агрессивное, вызывающее.

4."Сверхточные": это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких большинство), подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни.

5."Рационалисты": расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не "закачается кресло" под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.

6."Безвольные": отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа происходит из того, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его "устами глаголет истина". В отличие от первых четырех типов этот тип (как и предыдущий) является "ситуативным", т.е. проявляется только при создании определенной ситуации. В данном случае - это наличие отрицательного влияния на безвольного человека. Представители всех остальных типов идут на конфликт сами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

В данной работе были приведены различные  классификации конфликтных личностей. Однако, несмотря на их разнообразие можно выделить несколько общих подходов к различным типам конфликтных личностей: 
1. Конфликтность как черта характера. Такой человек будет конфликтовать всегда, он "купается" в конфликте, чувствует в нем себя комфортно, видит в этом смысл своего существования и свою значимость. Бороться с этим практически невозможно, нужно такого человека либо максимально изолировать, либо постараться избавиться при первом удобном случае.  
2. Конфликтность как следствие личных неприятностей. Здесь нужно высказать в тактичной форме желание помочь, поговорить по душам, а возможно, просто оставить в покое.

3. Позитивные конфликтные личности. Они вначале используют все бесконфликтные способы проведения в жизнь своих зачастую неординарных идей. Это - благо для коллектива.

   В результате проведенного исследования можно ответить на вопрос: как вести себя с конфликтной личностью?

1. Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить малодушие и пугливость.

2. Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться.

3. Не принимать на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми.

4. При выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он относится.

5. Если считаете необходимым продолжение общения с трудным человеком, вы должны настаивать на том, чтобы человек говорил правду, неважно - какую. Вы должны убедить его в том, что ваше отношение к нему будет определяться тем, насколько он правдив с вами и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем, а не тем, что он будет во всем с вами соглашаться. Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком вы должны попытаться увидеть в нем не только друга, но и лучшие качества. Поскольку вы уже не сможете изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни психологические особенности его нервной системы, необходимо подобрать к нему “ключик”, исходя из вашего жизненного опыта и желания, не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Если же не смогли к нему “подобрать ключ”, то остается одно-единственное средство - перевести такого человека в разряд стихийного бедствия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников.

1. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - Новосибирск, 1983.

2. Методы практической  психологии общения. – М., 1990.

3. Шейнов П. Конфликты в нашей жизни. – М., 1997.

4. Основы конфликтологии: учеб. пособие / под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1997. 
 
 
 
 

Информация о работе Типы конфликтных личностей