Типы конфликтных личностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:10, реферат

Описание работы

Целью данной работы является выявление различных типов конфликтных личностей и их характеристика. Представлены классификации Бородкина Ф. М., Коряк Н.М; Роберта Брэмсона; Кудрявцева В.;Шейнова П.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Классификация Бородкина Ф. М., Коряк Н.М………………………………..4
2. Классификация Роберта Брэмсона……………………………………………..8
3. Классификация Кудрявцева В. Н……………………………………………….9
4. Классификация Шейнова П.…………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………..17
Список используемых источников………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

Типы конфликтных личностей.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В. Г. Белинского

Реферат по конфликтологии

на тему: «Типы конфликтных личностей».

                                                                                       Выполнила: студ. гр. И-34ю

                                                                                                                Кирюшина Т.

Пенза

2005

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Классификация Бородкина Ф. М., Коряк Н.М………………………………..4

2. Классификация Роберта Брэмсона……………………………………………..8

3. Классификация Кудрявцева В. Н……………………………………………….9

4. Классификация Шейнова П.…………………………………………………...15

Заключение………………………………………………………………………..17

Список  используемых источников………………………………………………19

.

Введение

    Целью данной работы является  выявление различных типов конфликтных  личностей и их характеристика. Однако прежде чем это сделать,  необходимо понять, какие же люди  скрываются под термином «конфликтная личность». Это может показаться странным, но здесь уместно дать один важный совет - относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны ниже. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. “Воспитательные” воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность - не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист - практический психолог.

    Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности.

В целом  конфликтные личности характеризуются:

1) резким  отличием партнеров по своим  психологическим характеристикам (например, если мы медлительны и основательны, то нас будет раздражать чья-то суетливость и торопливость);

2) недостатком  общей культуры и психологической  культуры общения; 

3) общим  уровнем конфликтности (или неконфликтности) данного человека.

    

 

1. Классификация Бородкина Ф. М., Коряк Н.М.

    Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк  выделяют общие характеристики  и основные типы конфликтных  личностей, провоцирующих или  усугубляющих конфликтные отношения. Авторы выделяют шесть типов конфликтных личностей:

1.Конфликтная личность демонстративного типа характеризуется следующими особенностями поведения:

  • хочет быть в центре внимания (любыми путями);
  • отношение к другим определяется тем, как к нему самому относятся другие;
  • легко даются поверхностные конфликты (часто выходит "победителем", т.к. окружающие воспринимают такие конфликты как "хохму");
  • рациональное поведение выражено слабо, более выражено - эмоционально-импульсивное;
  • плохо планирует свою деятельность;
  • избегает кропотливой, систематической работы;
  • конфликтов не боится и чувствует себя в них уверенно (конфликт - как способ продемонстрировать себя);
  • часто оказывается источником споров, но сам себя таковым не считает;
  • наслаждаются своими переживаниями и их демонстрируют.

    Соответственно руководителям и коллегам следует чаще делать им комплименты - по принципу: "Лучше подыграть в малом, чем потом расхлебываться с потенциальным врагом, мстящим за отсутствие знаков внимания".

2.Конфликтная личность ригидного типа:

  • подозрителен;
  • обладает завышенной самооценкой;
  • постоянно требует подтверждения собственной значимости;
  • прямолинеен и негибок, не учитывает конкретную ситуацию;
  • с трудом принимает чужую точку зрения;
  • очень обидчив и мало критичны к себе;
  • часто не понимают изменения ситуации во взаимоотношениях;
  • восторженное восхваление в свой адрес воспринимают как должное.

    Руководителям и коллегам проще вести себя с такими людьми так, чтобы не провоцировать лишние обиды и подозрения. Таким людям лучше не поручать работы, связанные с гибким поведением.

3.Конфликтная личность неуправляемого типа:

  • импульсивен, плохо контролирует себя;
  • поведение непредсказуемо;
  • часто ведет себя вызывающе и агрессивно;
  • постоянно требует подтверждения собственной значимости; в своих неудачах любит обвинять других;
  • не умеет планировать свою деятельность;
  • не учится на ошибках прошлого опыта;
  • в запале не контролируют себя

    В общении с такими людьми следует помнить, что на самом деле они предсказуемы, поскольку их "неконтролируемость" часто повторяется. Поэтому, если изучить типичные реакции таких людей, то можно фактически управлять ими, используя даже в решении ряда вопросов (например, брать таких вспыльчивых сотрудников на те переговоры, где многое решается с помощью эмоций, а не разума). К сожалению, "управление" поведением таких людей чем-то смахивает на манипуляцию.

4.Конфликтная личность сверхточного типа:

  • скрупулезно относится к своей работе;
  • предъявляет повышенные требования к себе;
  • очень требователен к окружающим;
  • обладает повышенной тревожностью;
  • чувствителен к деталям и мелочам;
  • иногда может порвать отношения с кем-либо, т.к. ему "показалось", что его "обидели";
  • сам страдает от своей скрупулезности и подозрительности (нередко мучается бессонницей, головными болями и т.п.);
  • сдержан во внешних, особенно в эмоциональных проявлениях;
  • плохо чувствует ситуацию общения, часто бывает неадекватен и даже смешон;
  • во всем винит себя.

    В общении с такими людьми лучше не травмировать их напрасно. Тем более что они и так часто страдают из-за своих странностей. Лучше давать им такие работы, где они смогут проявить свою скрупулезность и ответственность, т.е. давать им возможность использовать свои недостатки с пользой для общего дела, а значит, повышать, хотя бы, таким образом, чувство их собственной значимости.

5.Конфликтная личность "бесконфликтного" типа:

  • неустойчив в оценке и мнениях (часто меняет мнения о других людях);
  • обладает легкой внушаемостью (поверит во все, что угодно, "лишь бы не огорчать собеседника");
  • характерна некоторая непоследовательность поведения;
  • внутренне они противоречивы;
  • ориентирован на сиюминутный успех в данной ситуации;
  • зависит от мнения лидеров (хочет всегда казаться "хорошим");
  • излишне стремится к компромиссу;
  • не обладает достаточной силой воли;
  • глубоко не задумывается над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих (просто живет "как положено", боится думать своей головой).

    В общении с такими людьми рекомендация одна - опасаться их в наибольшей степени. Такие люди, в силу своей слабости духа, продадут кого угодно. Теоретически конечно, можно представить, что эти люди в определенных ситуациях могут проявить и волю, и принципиальность, но для этого потребовалось бы задеть их за что-то "живое". Не каждому руководителю или психологу это доступно.

6.Целенаправленно конфликтный тип личности:

  • рассматривает конфликт как главное средство достижения своих целей;
  • часто провоцирует конфликты;
  • склонен к манипуляции во взаимоотношениях (с кем-то ласков, а на кого-то - давит);
  • рационально действует в конфликте, просчитывает варианты ходов, оценивает противников;
  • владеет хорошо отработанной техникой поведения в "горячем" (эмоциональном) споре.

    Таких людей надо постараться (по возможности) сделать своими сторонниками и использовать их таланты в конструктивном русле. Проблема для руководителей (и психологов) - подыскать для таких "рвущихся в бой" людей интересные проблемы, где можно было бы и рискнуть, и изобразить из себя стратега (или героя).  

2. Классификация Роберта Брэмсона.

    В книге “Общение с трудными людьми” Роберт Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось сталкиваться:

  1. Агрессист - говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;
  2. Жалобщик - человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы;
  3. “Разгневанный ребенок” - человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненный потерял к нему уважение;
  4. Максималист - человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости;
  5. Молчун - держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то;
  6. “Тайный мститель” - человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;
  7. “Ложный альтруист” - якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п.;
  8. “Хронический обвинитель” - всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, и обвиняя, можно решить проблему.

3. Классификация Кудрявцева В. Н.

Кудрявцев В. Н. выделяет следующие типы конфликтных личностей:

1.Демонстративный

    Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это – жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку. Обладает следующими поведенческими характеристиками:

  • хочет быть в центре внимания;
  • любит хорошо выглядеть в глазах других;
  • его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся;
  • ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью;
  • хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
  • рациональное поведение выражено слабо, налицо поведение эмоциональное;
  • планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь;
  • кропотливой, систематической работы избегает;
  • не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

2.Ригидный (косный)

    Люди этого типа не умеют перестраиваться, т. е. учитывать в своем поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность. Для данного типа конфликтных личностей характерно следующее поведение:

  • обладает завышенной самооценкой;
  • постоянно требует подтверждение собственной значимости;
  • прямолинеен и не гибок;
  • с большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
  • повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

3.Педант

    Личность “сверхточного” типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя. Характеризуется следующими особенностями поведения:

  • предъявляет повышенные требования к себе;
  • предъявляет повышенные требования к окружающим;
  • обладает повышенной тревожностью;
  • склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
  • страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.);
  • сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях;
  • не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

Информация о работе Типы конфликтных личностей